поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка

31 декабря 2021

На заседании научного лектория "Крапивенский 4" обсудили роль митрополита Иосифа (Семашко) в утверждении Православия в Белоруссии

29 декабря 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория "Крапивенский 4". С докладом на тему "Архиерей-воссоединитель Иосиф (Семашко): штрихи к портрету" выступил председатель Синодальной исторической комиссии Белорусского экзархата, заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной семинарии, кандидат богословия протоиерей Александр Романчук.

Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.

Предваряя выступление, докладчик предложил выделить те аспекты личности и служения митрополита Иосифа (Семашко), которые в настоящее время остаются малоисследованными. "Митрополит Иосиф (Семашко) – человек, благодаря которому прекратила существование брестская церковная уния в пределах Российской империи в 1839 году. Значение его личности и деятельности для современной Белорусской Православной Церкви трудно переоценить. До Полоцкого собора 1839 года количество белорусов, насильственно переведенных в униатство, составляло более 70%. После Полоцкого собора, который был подготовлен митрополитом и его единомышленниками из числа униатского духовенства, Беларусь вернулась в Православие. Сегодня в Республике Беларусь 85 % верующих относят себя к Православию", – подчеркнул отец Александр.

Говоря о личных качествах воссоединителя, который инициировал, реализовал и закрепил изменения в конфессиональной принадлежности 1 миллиона 600 тысяч верующих, докладчик отметил, что личность владыки в преимущественной мере повлияла на выбор униатского духовенства в сторону Православия. "Об этом без обиняков пишет архиепископ Антоний (Зубко), который занимался убеждением униатских священников в необходимости переходить в Православие. Он свидетельствует, что как только униатские священники и благочинные узнавали, что их перехода в Православие ждет сам митрополит Иосиф, они с удовольствием давали согласие на воссоединение, поскольку были уверены, что от владыки не может поступить негативное предложение, которое приведет к духовной катастрофе. Во-вторых, сам митрополит Иосиф в своих записках пишет: "Меня всего поглотило великое дело, которого судил мне Господь быть орудием. Я ему предался всей душой, тут не было места для личных видов, для личных удовольствий и предположений"", – отметил докладчик.

Протоиерей Александр Романчук назвал митрополита Иосифа (Семашко) человеком служения. "Еще будучи униатским епископом никого не обманывал и поступал всегда честно, открыто и бескорыстно. И это все видели. И поэтому все знали, что от него нельзя ждать какого-то подвоха или того, что он поведет не туда. Не обращал владыка внимания и на личный риск, который был велик особенно во время проведения Полоцкого собора: дело в том, что план окончательного упразднения унии, который был принят секретным комитетом по польским делам в январе 1839 года, был составлен так, что в случае народных волнений, российское правительство заняло бы нейтральную позицию, а вся вина в случае возникновения беспорядков должна была лечь на того, кто являлся вдохновителем и организатором прошения униатов о присоединении к Православной Церкви. Поэтому, согласившись на выполнение этого плана, решительно идя на воссоединение, преосвященный Иосиф (Семашко) и его сподвижники балансировали над пропастью: в случае силового сопротивления решениям Полоцкого собора и он, и его окружение были бы принесены в жертву внутренней и внешней политической стабильности империи. Правительство оказалось бы в стороне, а виновниками беспорядков становились те униаты, которые организовали Собор. Митрополит прекрасно понимал все и сознательно шел на этот риск. На это мог идти только человек, который абсолютно уверен в справедливости своих действий: это вне всякого сомнения говорит о том, что он не был ренегатом, это было человек искренний и абсолютно уверенный в своей правоте", – заявил отец Александр.

Примечательным докладчик считает тот факт, что митрополит Иосифа (Семашко) предлагал униатским священникам гораздо более трудный путь к спасению, о чем свидетельствует его гомилетическое наследие. В нем прослеживается мысль, что исповедание Православие само по себе не ставит человека в привилегированное положение с религиозной точки зрения, но наоборот: митрополит считал, что обладание истинной верой предполагает большую, нежели в других христианских конфессиях, ответственность творения перед Творцом.

Протоиерей Александр Романчук считает, что уважение к архиерею-воссоединителю и решение следовать за ним укреплялась у священников также и благодаря тому обстоятельству, что митрополит Иосиф без предупреждений относился католическому духовенству и католическому высшему обществу на белорусско-литовских и украинских землях.

Историк отметил, что известно о трех попытках запугать митрополита Иосифа угрозами убийства. Однако в каждом из таких случаев Высокопреосвященный Иосиф просил власти не придавать широкой огласке эти факты не проводить по ним расследования. "Ожидая смерти от рук мятежников в 1863 году, владыка написал письмо императору Александру II, в котором виновных в его возможном убийстве он просил наказать единственно тем, чтобы чудотворную Остробрамскую икону Божией Матери, которая находилась в костеле Вильно, передать в Виленский православный Свято-Духов монастырь. Испрашивать такое наказание для своих убийц – мысль высокодуховного человека, свидетельство религиозной убежденности и моральной силы Иосифа (Семашко). Такое поведение убеждало священников в духовной справедливости отказа от унии воодушевляло их следовать за своим архипастырем" – отметил отец Александр.

По мнению докладчика, важным подходом, который реализовал митрополит Иосиф после Полоцкого собора и который в значительной степени повлиял на развитие православной церковной жизни воссоединенной паствы, была его позиция во взаимоотношениях с чиновниками. "В своей архипастырский деятельности владыка поступал вопреки сложившимся в синодальную эпоху стереотипам поведения православного епископата. Сам митрополит объяснял это тем, что у него была "непривычка к смиренным манерам православного духовенства". Действительно, митрополит Иосиф, когда речь шла в интересах Церкви, никогда не терялся перед людьми с высокими чинами", – считает отец Александр.

Говоря о наследии митрополита Иосифа, докладчик привел слова протоиерея Павла Крюковского, который был униатом и перешел в 1839 году в Православие: "Без него не подымется к новой жизни наш край, не будет уже в Белоруссии такого митрополита, никто уже не направит новое поколение духовенства к заветам вечной правды, никто не вдохнет живой веры в святое дело народного обновления". В 1859 году архимандриту Заиконоспасского монастыря, будущему епископу Дмитровскому Леониду (Краснопекову) митрополит Иосиф сказал: "не знаю, примет ли от меня Бог это дело, но знаю, что я действовал искренно, без всяких посторонних видов". "В этих словах звучит настоящее православное смиренное – понимание того, что нельзя предугадать суд Божий, а также указание на главное религиозное и нравственное основание деятельности Иосифа (Семашко) – стремление к истине, искренность и бескорыстие", – заключил протоиерей Александр Романчук.

Источник: Официальный сайт Московской Патриархии

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты