поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка

20 мая 2021

На заседании научного лектория "Крапивенский 4" представлен доклад о русском религиозном сознании в начале XX века

19 мая 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория "Крапивенский 4". С докладом на тему "Социальное и духовное в истории религиозного движения в России конца XIX – начала XX века" выступила И.В. Воронцова, кандидат богословия, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.

По словам докладчика, движителем русского религиозного сознания всегда был "интенсивный поиск истины" – как интеллектуальной, так и социальной. При этом в конце XIX века активно распространялась социалистическая идеология, научное сознание, а также западные богословские идеи. Это влияло на русское богословие и религиозную философию. В просвещенных слоях общества было подорвано традиционное сознание, основанное на доверии к Церкви и церковным догматам как богооткровенной истине. Многие образованные люди отходили от религии, либо пытались осмыслить ее в рационалистическом духе.

В ту эпоху заявили о себе новые богословы, которые пытались примирить религиозное сознания церковного народа и секулярное сознание светского общества, "воцерковить" общественные отношения. Появились священнослужители, которые активно размышляли о проблемах общества, реформах (например, протоиерей Валентин Свенцицкий). Христианские ценности стали использоваться в качестве лозунгов в социальной пропаганде. Одновременно распространялась критика в отношении официальной Церкви.

Ярким примером нового социального направления христианства стало создание помещиком Н.Н. Неплюевым трудового братства. Лекции Неплюева были весьма популярны. Еще один пример – деятельность священника Григория Петрова, который в 1898 г. выпустил книгу "Евангелие как основа жизни". Но деятельность Петрова очень скоро приняла политический характер, а впоследствии он утратил веру.

В начале XX века русская интеллигенция размышляла о возвращении в Церковь, но при условии ревизии привычного церковного уклада. Участники религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге говорили о необходимости религиозного возрождения, с акцентом на социальной жизни. Одним из проявлений этого было учение Д.С. Мережковского о Святой Троице как образце социума и будущем наступлении "третьего Завета". Говорилось о спасительности обыденной мирской жизни при условии веры во Христа. В такой системе взглядов не было места покаянию, аскетике, монашеству и другим составляющим традиционного Православия. В религиозно-философской мысли происходило своеобразное "оправдание плоти".

В 1907-1911 годах группа участников нового религиозного движения (Н.А. Бердяев и др.) вела дискуссию с марксистами (А.В. Луначарским и др.). "Новые христиане" считали недопустимым социальное насилие и надеялись приобщить революционеров к религиозному сознанию. Эти попытки были высмеяны Л.Д. Троцким. В то же время, "христианские социалисты" признавали невозможность устроения общественной жизни без религии и поддерживали идеи церковных реформ. В основном представители новых идейных течений выступали за разделение Церкви и государства.

И.В. Воронцова представила широкую палитру новой религиозной мысли в России конца XIX – начале XX веков, затронула взгляды многих известных деятелей той эпохи (С.Н. Булгакова, архимандрита Михаила (Семенова) и др.). На ее взгляд, представители новых религиозных течений, отвергнув традиционную православную догматику и аскетику, "предложили использовать религию как орудие земного благоустройства". Также "была проведена мысль о допустимости участия христиан в актах общественного насилия". Итогом рассматриваемых процессов, по мнению И.В. Воронцовой, стало "появление в русском обществе накануне 1917 года посттрадиционной модели конфессионального сознания, признаками которой являются обмирщение христианства, умаление его духовных ценностей, приоритет светской, а не религиозной этики, адогматизм". Это ведет к искажению христианства, по мнению докладчика.

Подробно познакомиться с социально-религиозными поисками в российском обществе и историей возникшего в среде литераторов и философов либерал-реформаторского общественного движения в начале XX века можно в фундаментальном исследовании И.В. Воронцовой ""Заколдованный круг русского сознания...". Проблемы социально-религиозного поиска в православной России второй половины XIX – начала XX века".

Следующее заседание научного лектория "Крапивенский 4" состоится 26 мая. С докладом на тему "Пастырство и психология: сложности диалога" выступит проректор по научно-богословской работе Сретенской духовной академии, кандидат богословия протоиерей Вадим Леонов.

Научный лекторий "Крапивенский 4" организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория "Крапивенский 4" – заместитель главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00 (мск).

Источник: Официальный сайт Московского Патриархата

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Научный лекторий "Крапивенский 4"

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты