21 апреля 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория "Крапивенский 4". С докладом на тему "Трансгуманизм в свете христианской антропологии" выступил доктор философских наук, доктор богословия В.Н. Катасонов.
Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.
Докладчик отметил, что термин "трансгуманизм" возник в 1960-х гг. и впервые был использован общественным деятелем Джулианом Хаксли. В указанную эпоху получили распространение идеи светского гуманизма, атеизма, внерелигиозной этики, а также т.н. крионики (заморозки человека).
На развитие трансгуманистических идей большое влияние оказала значительная математизация науки, а также развитие компьютерной техники. В 1990 году была организована "Всемирная ассоциация трансгуманистов".
Трансгуманизм декларирует возможность развития жизни и разума вне рамок "человеческих форм" с помощью науки и технологий. Соответственно, в трасгуманизме получают развитие такие идеи, как "моделирование мозга", "перезагрузка сознания", "свободное от материи сознание". Предполагается достижение "точки сингулярности", когда машины и искусственный интеллект научатся воспроизводить себя.
В.Н. Катасонов отметил, что, несмотря на весь "пафос", идеи трансгуманизма несостоятельны и утопичны. Так, относительно "пересадки сознания" неясно, что собственно "пересаживать", поскольку вопрос о том, что такое сознание, наукой не решен. Также многие особенности человека принципиально не получается смоделировать например, наличие свободы выбора (недетерминированность). Со свободой связана ответственность человека, его культура, творческая способность человека, религиозная жизнь и пр. Все это смоделировать невозможно.
Говоря об отношении христианства к трансгуманизму, В.Н. Катасонов, прежде всего, отметил, что Церковью уже был отвергнут платонизм (неоплатонизм), с его идеями о вечной материи, предсуществовании душ и прочем. Трансцендентный Бог в философии платонизма, как и трансгуманизма, не предполагается. В то же время, в христианской антропологии, предполагающей существование Творца и человеческой свободы, положены четкие границы, которые трансгуманистическая идеология преодолеть не в состоянии.
Докладчик отметил определенное трансгуманистическое измерение процесса цифровизации, в котором человек сводится к своему "цифровому" образу, преодолеваются традиционные социальные связи, человек все более остается в одиночестве наедине с миром и самим собой, что упрощает манипуляцию над людьми и имеет, тем самым, политические последствия.
Следующее заседание научного лектория "Крапивенский 4" состоится 5 мая. С докладом на тему "Формирование представления о личности в российской общественной мысли XIX-XX веков" выступит доктор исторических наук Ф.А. Гайда.
Лекторий "Крапивенский 4" организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория "Крапивенский 4" первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00 (мск).