поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка

26 декабря 2020 :: Евгений Иванов

"Мир и безопасность": зачем Ватикану денуклеаризация?

16 декабря под эгидой Ватикана прошёл вебинар на тему "Мир, свободный от ядерного оружия". Мероприятие было организовано папской Дикастерией по содействию целостному человеческому развитию при поддержке Джорджтаунского и Нотрдамского университетов (США), а также "Католической миротворческой сети".

"Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность",

тогда внезапно постигнет их пагуба" (1 Фес. 5:3).

16 декабря под эгидой Ватикана прошёл вебинар на тему "Мир, свободный от ядерного оружия". Мероприятие было организовано папской Дикастерией по содействию целостному человеческому развитию при поддержке Джорджтаунского и Нотрдамского университетов (США), а также "Католической миротворческой сети". Предыдущее такое мероприятие прошло в 2017 г.

Выступая на вебинаре, архиепископ Пол Галлахер (Секретарь по отношениям с государствами в Госсекретариате Ватикана, т. е. министр иностранных дел) заявил: "Международный мир и безопасность не могут быть основаны на угрозе взаимного уничтожения или полного уничтожения, или на поддержании баланса сил. Мир и безопасность должны основываться на справедливости, всестороннем развитии человека и уважении основных прав человека. С этой точки зрения необходимо выйти за рамки ядерного сдерживания". Галлахер также напомнил о Договоре о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО), который ратифицирован 51 страной (включая Ватикан) и вступит в силу в январе 2021 г.

Любопытно, что вебинар прошёл через день после того, как Северо-Атлантический альянс (НАТО) официально подверг ДЗЯО критике, и за день того, как президент России В. В. Путин высказался о развитии ядерных вооружений. 17 декабря на пресс-конференции глава Российского государства заявил о стремлении Запада к "обнулению" ядерного потенциала России и сообщил о развитии стратегических вооружений: "мы на правильном пути и будем продолжать эти усилия по безусловному обеспечению безопасности Российской Федерации и её народа". А в 2019 году министр иностранных дел России С. В. Лавров подверг ДЗЯО острой критике: "Мы разделяем задачу построения безъядерного мира, однако добиваться этой цели следует не такими односторонними и достаточно аррогантными методами, на которых основывается этот документ. Мы исходим из того, что полная ликвидация ядерного оружия возможна только в контексте всеобщего и полного разоружения в условиях обеспечения равной и неделимой безопасности для всех, в том числе и для обладателей ядерного оружия в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)". Глава МИД РФ назвал "опасной и иллюзорной" тенденцию к "принуждению ядерных держав отказаться от имеющихся ядерных арсеналов без какого-либо учёта их интересов в сфере безопасности, в сфере стратегических реалий".

Папа Римский Франциск стал первым в истории понтификом, выступившим с категорическим осуждением обладания ядерным оружием. Это нашло отражение и в его энциклике 2020 г. "Fratelli tutti", содержащей требование полной ликвидации ядерного оружия. Любопытно, что в августе 2020 г. "Всемирный совет церквей" поддержал международное межрелигиозное обращение с требованием о полном запрете ядерного вооружения и призывом к дальнейшей ратификации ДЗЯО. Кроме того, Константинопольский патриарх Варфоломей в послании в августе 2020 г. по случаю Всемирного дня молитв о защите Божьего творения подверг критике существование ядерного оружия: "на карту поставлено уже не качество, а сохранение жизни на нашей планете. Впервые в истории человек способен разрушить условия жизни на земле. Ядерное оружие – символ прометеевского титанизма человека, осязаемое выражение "комплекса всемогущества" современного "человекобога"".

Таким образом, 2020 год помимо всего прочего отмечен повышением внимания конфессий к теме ядерного оружия. Причём Ватикан выступает как инициатор и идейный лидер в этой теме.

С учётом множества проблем, включая ускорившуюся дехристианизацию Запада и "кризис призваний" в Римо-католической церкви, Ватикан ищет различные способы, чтобы заявить о себе как значимой силе в международном масштабе и вызвать симпатии со стороны той или иной части мирового сообщества. В этом смысле пропаганда ДЗЯО для Ватикана – это одна из точек сближения с десятками малых и так наз. "развивающихся" стран, которые объективно не заинтересованы в существовании и размещении ядерных вооружений.

С другой стороны, пропаганда "денуклеаризации" (в т. ч. с помощью Ватикана) может использоваться определёнными международными силами для давления на ядерные державы в целом и Россию в особенности. Ведь для России и США ядерное сдерживание официально лежит в основе системы национальной безопасности (см. Указ Президента Российской Федерации от 02.06.2020 г. № 355 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания"). Надо ли говорить, что без ядерного оружия территория России (а с ней и каноническая территория РПЦ) с высокой вероятностью подверглась бы агрессии, разделению и хаосу?..

Для многих православных верующих Россия даже в своей светской форме – это государство-"катехон", которое содействует сохранению целостности канонической территории Русской Православной Церкви (крупнейшей в мире поместной Церкви), её пастырско-миссионерскому служению.

Вопросы безопасности России не могут быть безразличны для Русской Православной Церкви. Об этом свидетельствует и поздравление, которое 17 декабря 2020 г. направил Cвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл командующему Ракетными войсками стратегического назначения. Предстоятель отметил, что военнослужащие РВСН несут "важную и ответственную службу, от которой зависит безопасность страны, сохранение её обороноспособности и независимости". При этом "уже многие годы между Ракетными войсками и Русской Православной Церковью развивается плодотворное взаимодействие".

Несмотря на то, что у Русской Православной Церкви не сформулирована официальная позиция относительно ядерных вооружений, через окормление РВСН Церковь фактически одобряет существование ядерного оружия как средства защиты народа и государства. Соответствующая логика присутствует в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" (ОСК), где приводятся слова св. равноап. Кирилла: "мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы, пленив наших сограждан, вкупе с телами не пленили и душ их, принудив к отречению от веры и богопротивным деяниям. Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют Святую Церковь, охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя Небесного, охраняют отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская" (VIII.2). Возможно, со временем ОСК будет уместно дополнить ясной позицией в отношении существования ядерного оружия.

В поражённом грехом мире, к сожалению, обладание ядерным оружием и угроза возмездия является для России вынужденной мерой для предотвращения большего зла. Это подтверждается самими обстоятельствами создания ядерного оружия в России: оно произошло в условиях начала "Холодной войны" и формирования Соединёнными Штатами Америки планов по атомной бомбардировке городов СССР. С учётом использования бомб в Хиросиме и Нагасаки, было бы преступно недооценить соответствующую угрозу и не предпринять усилий по защите государства и народа.

В Новом Завете любовь превыше всего, но в то же время с учётом состояния падшего мира не отвергается возможность использовать силу и оружие для защиты, а угроза возмездия понимается как порой необходимая мера для обуздания зла. Так, апостол Павел пишет, что "начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых" (Рим. 13:3). Апостол говорит о существовании "меча" (т. е. оружия) как о допустимом и необходимом: "ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим. 13:4).

В богословском отношении показательно, что выступая за мир без войн и развивая соответствующую ультрапацифистскую риторику (в т. ч. призывы к денуклеаризации), некоторые конфессии (Константинопольский патриархат, Римо-католическая церковь) по сути искажают традиционное эсхатологическое видение христиан, считая возможным на земле и земными средствами достичь благословенного состояния полного и непоколебимого мира – состояния, которое согласно православному учению станет возможным лишь в жизни будущего века, т. е. в Царстве Христовом. Господь наш Иисус Христос ясно сказал, что войны продолжатся: "Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец" (Мф. 24: 6).

Любопытно, что апостол Павел среди признаков второго пришествия назвал пропаганду "мира и безопасности" (1 Фес. 5:3), в связи с чем призвал верных духовно бодрствовать: "не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. (...) Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения" (1 Фес. 5:6,8).

Автор – Иванов Евгений Олегович

Источник: Всемирный Русский Народный Собор

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
НОВОСТИ

22.04.2021

Презентация книги Александра Щипкова "Дискурс ортодоксии"
Москва, РПУ св. Иоанна Богослова, 22 апреля 2021, 19:00

13.04.2021

В Ватикане в 2022 году пройдет симпозиум о богословии священства

Московская церковная больница откроет в Крыму филиал паллиативной помощи

На реставрацию затопленной колокольни в Калязине выделят более 100 млн. рублей

Члены Священного Синода почтили память приснопамятного Патриарха Сербского Иринея и почивших архипастырей Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл возглавил первое в 2021 году заседание Священного Синода

12.04.2021

Сотый по счету храм "программы-200" может быть сдан в сентябре на севере Москвы

Муфтий Татарстана единогласно переизбран на новый срок

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

11.04.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
иерей Димитрий Сафонов
Святитель Тихон – патриарх смутного времени

08.04.2021

Тетради по консерватизму:
Протоиерей Александр Романчук
Пинская генеральная конгрегация православного духовенства 1791 года как первый опыт враждебных действий Фанара в отношении Русской Православной Церкви

13.03.2021

Юрий Поляков
Юрий Поляков о 90-х, убитом криминальном авторитете и бывшем комсомольском вожаке Сергее Станкевиче

04.02.2021

IReactor:
Дмитрий Бабич
Откуда берется истерика с Навальным?

31.01.2021

Православие.ru:
Протопресвитер Феодор Зисис
Святой Антоний Великий о ересях и расколах

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты