поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка

29 октября 2019 :: Святейший Патриарх Кирилл

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: "Народосбежение – настоящее и будущее России"

"Парламентская газета" и журнал "Российская Федерация сегодня" предлагают вниманию читателей полный текст Слова, которое Святейший Патриарх Кирилл произнёс на открытии XXIII съезда Всемирного русского народного собора (Москва, 18 октября 2019 года) со значительными сокращениями.

Полный текст, а по сути оригинальная концептуальная статья Патриарха, обращенная в том числе и к парламентариям обеих палат, позволяет лучше понять позицию Русской Православной Церкви по тем вопросам, которые связаны с демографическим кризисом. Речь идёт не только о причинах, но и о путях решения этой проблемы. Редакция "Парламентской газеты" благодарит Святейшего Патриарха Кирилла за возможность опубликовать материал в наших изданиях.

***

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы! Уважаемые представители государственной власти! Дорогие братья и сестры!

Вначале я хотел бы, что называется, очертить параметры самой постановки вопроса.

Тема сегодняшнего Собора выбрана так, что, кажется, никого не должна оставить равнодушным – "Сбережение народа". Если сформулировать иначе, используя научную терминологию, то мы будем говорить о русской демографии, о демографии всего многонационального, полиэтнического народа России.

Эта тема не случайно оказалась в центре общественного внимания. Прежде всего интерес к демографии связан с желанием спрогнозировать наше завтра, выбрать путь в будущее. Но и понимание дня сегодняшнего невозможно без этой науки. Мы наконец нашли в себе силы признаться, что очень многие актуальные проблемы современности имеют демографические корни. Это не только широко обсуждаемый миграционный кризис, поразивший европейские страны и стоящий на нашем пороге, стучащийся в двери России и соседних с ней стран. Это не только опустевшие деревни Нечерноземья и нехватка рабочих рук для освоения просторов Дальнего Востока, да и города Москвы. Неблагополучная демографическая обстановка тормозит экономический рост России, угрожает социальным гарантиям старшего поколения, а в случае дальнейшего ухудшения чревата утратой территорий и распадом государства. И это не страшилка, это прогноз, который делают люди, способные использовать, в том числе, и методы научного прогнозирования.

Очень хорошо, что остроту проблемы осознают на самом высоком уровне. Послание Президента 2018 года было специально заострено на демографических вопросах. Они заняли, эти вопросы, в Послании такое же важное место, как и вопросы обороноспособности страны. Это вполне закономерно, ведь проблема роста или сокращения народонаселения напрямую связывается с национальной безопасностью.

Эту тревогу о будущем России разделяют очень многие государственные деятели и ученые мужи. В нашей стране чуть ли не ежегодно принимаются дополнительные меры, вносятся дополнительные законодательные инициативы демографического характера. Однако этого внимания, этих мер, судя по всему, недостаточно – ведь с 2017 года в России возобновилась тенденция убыли населения. Ученые в один голос утверждают, что наше Отечество вступает в период нового демографического провала. Это серьезный повод для беспокойства. По этой причине, в частности, вопрос народосбережения признан первоочередным и как таковой был вынесен в повестку дня нынешнего Собора.

В то же время есть и другая точка зрения на проблемы демографии. Достаточно часто звучат голоса, отрицающие необходимость каких-либо государственных или общественных мер, направленных на стимулирование рождаемости или общественных мер по укреплению семьи, повышению супружеской и родительской ответственности. Аргументы этой стороны можно изложить так. Решение о создании семьи и рождении детей – сугубо интимное, мол, дело, куда общество ни в каких формах вмешиваться не должно. Сокращение рождаемости и даже участившийся жизненный выбор в пользу бездетности – это якобы естественный путь развития, своего рода неизбежное направление прогресса, против которого любые демографические меры бессильны и потому бессмысленны.

По мнению адептов этого взгляда, поддержка рождаемости – пустая трата времени и средств, которым можно найти лучшее применение. И вообще сокращение населения может быть экономически выгодным, поскольку позволит делить доходы от сырьевых и прочих ресурсов на меньшее число потребителей. Иначе говоря, позволит "оптимизировать" население для реализации бизнес-планов.

Со стороны этой условной партии, или условной научной школы, которую в демографических кругах называют антинаталистами, часто звучит критика в адрес сторонников активной поддержки семьи и рождаемости. Мол, вам нужно пушечное мясо для ваших политических амбиций, вы выступаете за количественный рост в ущерб качеству и так далее. Звучат даже упреки в негуманном подходе, в приоритете безликой массы и в недооценке, принижении человеческой личности.

Именно здесь находится точка нашего расхождения, именно на этих вопросах хотелось бы остановиться подробнее. Потому что это фундаментальные вопросы. Зачем укреплять семью? Зачем поддерживать материнство и отцовство? Зачем повышать и поддерживать рождаемость? Зачем приветствовать многодетность? Гуманно ли это? Содействует это раскрытию лучших человеческих качеств – солидарности и любви или, напротив, служит шагом к подавлению человека, к превращению его в репродуктивную биомашину? Не ответив на эти вопросы, мы не сможем перейти к решению прикладных задач, к разработке конкретных мер демографической политики.

Для нас очевидна важность демографического роста. Но я позволил себе процитировать отрицателей важности такового роста для того, чтобы понять, что мы с вами занимаемся не теоретическими изысками. Мы должны формулировать конкретные задачи, предлагать эти задачи государству и всячески содействовать их реализации – каждому на своем месте. И тому, кто владеет пером, и тому, кто владеет словом, и тому, у кого есть политический ресурс, нравственный ресурс, кто способен воздействовать на общественное сознание.

ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ И ЛЮБВИ

Православная Церковь всегда давала однозначный ответ на вопросы о ценности жизни и любви. Христианская традиция всегда приветствовала рождение каждого нового человека, считала его появление на свет великим благом, благословляла родительский труд, материнство и отцовство. В основе такой позиции лежат отнюдь не погоня за количеством сограждан, не геополитические амбиции, не корыстная заинтересованность в числе рабочих рук. Здесь проявляются истинное человеколюбие, уважение к каждой человеческой жизни, любовь к каждой человеческой личности.

Наш Господь Иисус Христос, придя в мир, заповедовал главный закон человеческой жизни – закон любви "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга" (Ин. 13:34). Подлинная любовь – это не абстрактное, а деятельное чувство. Это талант дарения, талант самоотдачи, который способен действительно приносить много добра ближнему. Кроме того, это еще способность жертвовать своими эгоистическими желаниями ради счастья другого человека. Собственно говоря, набор вот этих аксиом нравственных – он и составляет сердцевину церковной проповеди, которая, конечно, преломляется в разных сюжетах и произносится по разным поводам. Но вот в этом – сердцевина христианского послания людям.

Высочайшим образцом истинной любви, способной к дарению, самопожертвованию, является, конечно, родительская любовь. Самым огромным, бесценным даром, который вручают родители каждому из нас, является сама человеческая жизнь. И затем на протяжении долгих лет мать и отец жертвуют своим временем, своим досугом, своими удовольствиями, своими денежными, материальными ресурсами ради детей. Потому рождение и воспитание каждого ребенка является одним из самых деятельных и очевидных проявлений той любви, которая и заповедана нам Богом. Каждая семья служит подлинной школой любви – как для родителей, так и для детей или по крайней мере должна быть такой школой.

Апостол Павел называет семью "малой церковью" (Рим. 16:4). Такое уподобление возможно в том числе потому, что в семье, как и в церкви, любовь достигает своих совершенных форм – в том случае, когда сбываются слова Спасителя: "Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:20).

Мы также ценим семью как школу традиции и культуры, потому что фундамент культуры, самые первые и самые прочные представления о добре и зле, о должном и о неприемлемом закладываются именно в семье. Хотел бы подчеркнуть, что культура формирует социальные модели поведения человека и нам небезразлично, в какой именно культуре воспитываются дети. Потому Православная Церковь во все века благословляла семью и впредь будет приветствовать любые меры по ее поддержке.

Но вот важный вопрос. Если семья – очаг любви, как правильно распорядиться этой любовью? Разделить на возможно большее число детей или сосредоточиться на одном? Как правильно поступить потенциальным родителям, задумывающимся: рожать или не рожать второго, третьего или последующего ребенка? Что посоветуют их родственники, их близкие, на чью помощь семья будет рассчитывать? Как поступать вообще всему обществу, на поддержку которого будущие родители вправе надеяться?

Давайте признаем, что не выбор между количеством и качеством является основным выбором. Это ложная дилемма – будто рождение очередного ребенка рассеет, распылит родительскую любовь и заботу, будто дети в больших семьях заведомо обделены вниманием, из-за чего их таланты не могут раскрыться. Жизнь свидетельствует об обратном. Наш выдающийся русский хирург Николай Иванович Пирогов, например, был тринадцатым ребенком в своей семье, а великий химик Дмитрий Иванович Менделеев – семнадцатым. Михаил Тимофеевич Калашников, столетие которого недавно торжественно отмечали соотечественники, провел свое детство среди восемнадцати братьев и сестер! И это отнюдь не воспрепятствовало раскрытию талантов мировой величины.

У нас нет ни малейших оснований утверждать, что наши великие сограждане, выросшие в многодетных семьях, подчас в очень сложных житейских условиях (а некоторые из них рано осиротели, как, например, Менделеев и Калашников), в чем-то уступили в развитии тем, кто провел детство в одиночестве, под концентрированным вниманием родителей, бабушек и дедушек. То, что упомянутые здесь светила русской науки были вынуждены делить кров и стол с большим количеством братьев и сестер, не сделало их воспитание ограниченным, не задержало их развития, не помешало прожить большую, яркую и насыщенную жизнь. Таких примеров можно привести великое множество.

А теперь давайте представим, что родители этих гениев взяли да и приняли логику антинатализма и решили отказаться от очередного рождения. Какая бы это была потеря для нас всех! Кто от этого выиграл бы? Никто! Не стали бы счастливее их семьи, не стало бы богаче наше Отечество. А сколько неродившихся гениев и героев мы потеряли и теряем!

Поэтому, когда стоит выбор – рожать или не рожать ребенка, это, повторю, не выбор между количеством и качеством будущих детей (сомневаюсь, что понятие "качество" вообще применимо к человеческой личности). Речь скорее идет о жизненном выборе самих родителей: сосредоточиться на карьере, на приобретении материальных благ или пожертвовать частью благ и карьеры ради проявления любви к новой жизни.

В Православной Церкви для людей с христианским мировоззрением, воспитанных в русской культурной традиции, при ответе на этот вопрос не может быть колебаний. Наш выбор – в пользу человека, в пользу любви, в пользу рождения новой жизни.

Так обстоит дело, когда только решается: зачать или не зачать нового человека, и тем более когда человек уже существует в утробе матери и надо сохранить его жизнь, избежав аборта. Церковь не может пожертвовать жизнью человека ради материальных благ, ради удобств, комфорта – это несоизмеримые величины, несопоставимые ценности: "Жизнь человека не зависит от изобилия его имения" (Лк. 12:15). Жизнь человека, его право появиться на свет, видеть мир, познавать его, творить, общаться с другими людьми и с Богом, быть любимым и любить – это бесконечно важнее, чем возможность для родителей обладать каким-либо набором материальных благ и физических удовольствий. В этом приоритете человеческой жизни перед вещным богатством заключается подлинное человеколюбие, истинный христианский гуманизм.

ПРАВО НА ЖИЗНЬ СРЕДИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В современных взглядах на устройство человеческого общества огромное, чуть ли не первостепенное значение приобрела категория прав человека. Конечно, существует широкая палитра взглядов на то, как надо эти права понимать и тем более как их нужно реализовывать. Русская Православная Церковь полагает, что невозможно рассматривать права человека отдельно от вопросов о достоинстве человеческой личности, о приближении личности к Божественному замыслу о человеке. Есть и совершенно иные представления. Но в любом случае при всем многообразии подходов необходимо признать ту простую и очевидную истину, что первым среди прав человека является право на жизнь. Поскольку отмена этого права перечеркивает и делает бессмысленными все остальные права, в том числе и борьбу за эти остальные права. Поэтому мы призываем отстаивать это исходное, основополагающее право на жизнь с момента зачатия и также право на рождение.

И когда семья строит свои жизненные планы, и когда государство вырабатывает свою долгосрочную стратегию, мы призываем при сравнении со всеми прочими правами: правом на спокойный отдых, правом на успешную карьеру, правом на приобретение ценных вещей и прочими разнообразными правами ныне живущих людей – отдавать приоритет праву на жизнь. В том числе праву на жизнь тех, кто еще не рожден, потому что в ином случае они будут лишены и права и на карьеру, и на отдых, и на все прочие разнообразные человеческие права.

Да, пожалуй, мы нередко наблюдаем примеры, как те семьи и те индивидуумы, которые отказываются от рождения детей, живут богаче, чем те, кто принял на свои плечи груз многочадия. Да, те, кто экономит на детях, сокращают свои расходы и приобретают больше времени для заработков. Но становятся ли они от этого счастливее? Они становятся более богатыми, более сытыми, более роскошной обстановкой окружают свое жилье – но счастья, эмоционального, духовного богатства они от этого не приобретают. Задумайтесь, что для вас важнее: иметь вокруг себя больше дорогих вещей или больше дорогих людей? Полагаю, что для абсолютного большинства ответ на этот вопрос очевиден.

И, конечно, мы с вами делаем выбор в пользу дорогих людей, а не в пользу дорогих вещей. Мы делаем выбор в пользу родительского счастья, в пользу отцовства, материнства, в пользу сыновней и дочерней любви, в пользу тех богатств, которые не истлевают и лишь умножаются со временем.

Скажу большее: ограничение рождений ради получения материальных благ выглядит как рудимент языческих жертвоприношений. Наши далекие предки, не просвещенные еще светом Христовой истины, полагали, что могут обрести нечто ценное, решить ту или иную мирскую проблему, взамен пожертвовав жизнью кого-то из своих близких. Для людей нашего времени это выглядит совершенно ужасно. Но разве не похожей логикой руководствуются родственники, уговаривающие женщину совершить аборт ради карьеры, или неомальтузианцы, предлагающие сокращать население ради экономической эффективности? Налицо та же самая логика: человека не будет – и проблема решена. По сути, это тоже жертвоприношения, но не мертвым истуканам, а своему эгоизму и прагматизму, только замаскированные цивилизованной риторикой, лишенные прежней кровавой зрелищности.

БУДУЩЕЕ И ЦЕННОСТЬ РОССИИ

Только что мы с вами говорили о семье как о школе любви, о праве человека на рождение, о преимуществах семейного счастья перед накоплением тленных материальных ценностей. Настало время поговорить и о долге.

Каждое последующее поколение в долгу перед предыдущими поколениями. Мы обязаны им тем, что появились на свет, увидели мир и получили возможность спасти свою душу для вечной жизни. За нашими плечами стоит огромный труд наших родителей, усилия наших мам и пап, наших бабушек и дедушек и так далее – непрерывная цепь наших пращуров и прапращуров простирается от истока времен. Мы должны быть бесконечно благодарны им за нашу жизнь, за подаренные возможности – и вместе с тем отчетливо понимать, что если на нас эта цепь поколений оборвется, то все их усилия могут пропасть втуне. Это не только вопрос продолжения отдельного рода, отдельной семейной генеалогии – это проблема всего нашего народа в целом. Если мы оборвем проложенный нашими предками путь, то это будет обнулением совершенного ими жизненного подвига, это выглядит как предательство жизненных идеалов и ценностей наших родителей и прародителей.

Ведь наши предки не просто подарили жизнь каждому из нас. Он еще создали великую страну, которую из-за ее масштабного культурного значения, ее весомого творческого вклада в сокровищницу знаний и духовных достижений мы называем страной-цивилизацией. Существование России представляет огромную духовную и культурную ценность, и не только для нас, для всего человечества.

И мы с вами призываем к сбережению народа России, к рождению наших новых соотечественников не только и не столько потому, что эти люди нужны стране, но и в огромной степени потому, что эта страна нужна людям. Россия должна существовать и играть свою незаменимую роль в нашей с вами судьбе, в судьбе наших потомков и во всей мировой истории.

Особая ценность России, ее особое призвание – призвание быть оплотом православного христианства. Хранить православную веру, православную традицию и культуру, христианские нравственные начала в их неповрежденной форме. Может, именно поэтому сильные мира сего так ополчились на Русскую православную Церковь, желая оторвать от Русской Церкви греческий православный мир, желая разрушить единство Православной Церкви. Мы обладаем определенной достоверной информацией, что все то, что происходит сейчас в Мировом Православии, – это не случайность, это не просто какая-то прихоть одного или другого религиозного деятеля, который просто, ну так, умом помрачился, можно сказать. Это реализация совершенно конкретного плана, который преследует цель оторвать Россию от Греческого мира, а Греческий мир – от России. Потому что в сознании злоумышленников – а иначе я не могу назвать этих стратегов – Русская Церковь представляется им некой мягкой силой, посредством которой Россия влияет на окружающий мир. И возникает вопрос: а почему же Россия не может с другим миром делиться своими духовными дарами? Почему это преступно? Это преступно только в сознании тех, кто стремится к ослаблению, а по возможности, и к уничтожению той роли, которую играет Россия. И то, что сегодня происходит вокруг Русской Православной Церкви, вокруг всей этой проблемы признания или непризнания украинских раскольников Православными Церквами – во всей этой истории есть нечто, что не декларируется, но что является главной целью тех закулисных сил, которые развязали эти раскольнические тенденции. В Русской Церкви мы это хорошо понимаем, но это сегодня понимают и наши братья в Греции, в других Православных Церквах. Они обращаются к нам с просьбой устоять, не дрогнуть, продолжить эту независимую линию сохранения единства Вселенского Православия, а самое главное – сохранение духовной независимости Русской Православной Церкви. Поверьте, это непростая задача. У Церкви нет и не может быть армии, у Церкви нет достаточных материальных средств, чтобы решать возникающие проблемы. Но у нас есть нечто большее – это любовь и поддержка нашего православного народа и очень-очень многих православных людей во всем мире.

Печально, что информацию о важнейших церковных событиях мы видим на центральных каналах где-то в конце новостного блока в течение меньше минуты наравне с обычными, совершенно обыденными сообщениями. Возникает вопрос: ну почему же в Греции сейчас все это в центре внимания? Почему в других странах это в центре внимания? А почему в России, где Церковь противостоит всему тому, о чем я сейчас сказал, недостаточное внимание к той проблематике, которая сегодня волнует не только православных верующих, но и наш народ, политиков, общественных деятелей? Я очень надеюсь, что ситуация изменится и наше общество будет получать в том числе и через средства массовой информации объективную картину о происходящем в православном мире. И очень важно, чтобы комментарии, которые предлагают СМИ, дискуссии, которые ведутся сейчас вокруг темы, возникшей в связи с проблемами внутри православия, также помогали нашему народу и нашей общественности сформировать правильное понимание происходящего.

Возвращаясь к основной теме моего выступления, хотел бы заметить, что до XX века исторический путь России давал гораздо больше оптимизма, чем в веке XX. В отношении развития нашей страны, в том числе и в плане увеличения количества населения. Я думаю, что многие из вас знакомы с теми прогнозами, которые делались в начале XX века, особенно в 1913 году, когда Россия находилась на пике своего экономического развития. И какие цифры вообще фигурировали в отношении количества населения в России? Совершенно реалистично утверждалось, что к концу XX века Россия выйдет, по меньшей мере, на второе место в мире по своему ВВП, а может быть, даже и сравнится с Америкой. Ну, и по количеству населения она будет, по крайней мере, из евразийских стран самой крупной. Но, может быть, и не случайно революции произошли и гражданская война, и все это опустошение страны нашей, в том числе и катаклизмы XX века, и войны, и репрессии, и различного рола потрясения, которые не могли не повлиять на демографическую картину. И поэтому, конечно, сегодня мы должны тему демографии воспринимать как очень и очень важную. Нельзя забывать, что мы стали великой страной во многом благодаря демографическим преимуществам и могучему потенциалу русского народа.

Кстати, современники нередко считают, что христианская традиция не благоприятствует рождению людей. Бытует мнение, что демографическими преимуществами обладают культуры Китая и Индии – наиболее многолюдных стран планеты – или исламского мира, где в XX веке наблюдалась наиболее высокая рождаемость. Это мнение подтверждается фактами, но фактами, относящимися к очень короткому историческому отрезку, когда и Россия, и страны Европы стали отступать от христианской традиции. А прежде этого мировыми демографическими лидерами выступали как раз христианские страны. Отступление от этих показателей явилось результатом не только экспериментов социальных и политических и катаклизмов, но потерей христианского отношения к рождению детей и к созиданию семьи.

Если мы возьмем оценки численности населения за последнее тысячелетие – а это как раз тот срок, когда наше Отечество приняло крещение и следовало по пути, проложенному равноапостольным князем Владимиром, – то обнаружим, что русский народ был самым быстрорастущим народом на Земле. Под русскими мы, безусловно, подразумеваем всех потомков Киевской Руси. Когда мы говорим о русском народе, мы имеем в виду русских, украинцев и белорусов. Потому что, как вы знаете, эти наименования достаточно новые и сравнительно недавно вошли в оборот. А в древности на протяжении столетий это были те, кого греки называли "росами". Это большой народ, живший от берегов Черного моря до берегов Балтики. И вот, конечно, если говорить об этом нашем этносе, то за тысячелетие Православная Русь увеличивала свое население примерно втрое быстрее, чем древние цивилизации Китая, Индии и арабского Ближнего Востока. Совпадение этого могучего демографического роста с принятием православного христианства не случайно, бурный рост народонаселения России имел глубокие духовные, мировоззренческие основания.

В народной культуре, в бытовой традиции православной Руси очень важное место заняли семейные ценности: ценилось создание семьи, поддержка детей, в том числе и экономическая поддержка. Здесь нужно обратить внимание на традицию русского крестьянства.

Если молодые обвенчались, то община помогала им обзавестись хозяйством. Так, например, было принято сразу после свадьбы всем миром, всей деревней рубить молодым новую избу. В некоторых селениях Сибири и Поволжья эта традиция сохранялась вплоть до середины ХХ века.

Но еще важнее, чем строительство дома, было выделение земельных наделов. Русскую крестьянскую общину можно без преувеличения назвать обществом демографических приоритетов. Мы знаем, что в русских общинах проходили регулярные душевые переделы земли, то есть каждый рожденный ребенок мог рассчитывать на свой земельный пай. И это нельзя назвать примитивным уравнительным порядком. В таком устроении русской общины проявлялся принцип уважения к человеческой личности с самого ее рождения, принцип равноправия. Не важно, в какой семье, зажиточной или бедной, явился на свет малыш, но ему дается одинаковое с другими право на пропитание, что в самые трудные голодные годы равнялось праву на жизнь. Вот это и было реальное, а не формальное "равенство возможностей".

Следует обратить внимание, что земельные переделы не были какими-то благотворительными акциями, они не порождали в русском крестьянстве иждивенческих настроений. Потому что передавалась не просто материальная ценность, которую можно использовать как угодно, а земля, которая становилась ценностью только в том случае, если люди на ней работали. Поэтому, кто хорошо работал – получал хороший урожай, кто ленился – плохой. То есть земельный передел был дополнительным стимулом к производительному труду и одновременно вознаграждением родительских усилий за рождение и воспитание ребенка. Выражаясь современным языком, это была очень успешная демографическая стратегия, которая обеспечила русскому народу мощный численный рост и позволила за несколько веков, от Ивана Грозного до Александра Третьего, опередить и оставить далеко позади крупнейшие народы Европы: итальянцев, французов и немцев.

Вот этот старинный, проверенный принцип русской общины – поддержка каждого рожденного ребенка, но не простой раздачей благ, а раскрытием новых возможностей – следовало бы применить и в современном обществе.

Еще одним преимуществом российского общества, которое позволило успешно конкурировать не только с Западом, но и с Востоком, было бережное, уважительное отношение к женщине. В русской культуре женщине отводится привилегированное положение, и, когда мы применяем словосочетание "мужская работа", это означает отнюдь не дискриминацию, а стремление избавить женщин от наиболее тяжелого и опасного труда. В основе такой заботы о женщинах лежат, конечно, не куртуазные мотивы, не формы игривого ухаживания, а уважение к святому материнскому труду. Это не просто привилегии для женщины, но привилегии для женщины, ожидающей ребенка, для женщины-кормилицы, для женщины-матери. Такое бережное отношение тоже внесло свою лепту в русское демографическое чудо, совершившееся во втором тысячелетии.

Итак, мы с вами видим, что в основе быстрого роста российского населения в те века, когда мы не знали демографических проблем, лежит не набор каких-то благоприятных условий или благоприятных политических решений. Нет, в основе лежат правильные духовные ценности, проявляющиеся в человеколюбии, в уважении каждой появляющейся на свет Божий человеческой личности, в высокой оценке материнства и отцовства, родительского труда. Отсюда уже вытекают правильные решения и стратегии: как на уровне семьи, так и на уровне общины и государства.

Люди живут друг для друга и для Бога, а не для прибылей корпораций. Поэтому и свою жизнь, и свое образование, и свой труд они планируют исходя из потребностей заботы о ближнем: о детях и родителях, а не исходя из чьих-то бизнес-планов. Мы должны прямо сказать, что связи между демографией, родительским трудом и социально-экономическими аспектами могут строиться только на ценностном фундаменте. Без него, как мы видим, они распадаются.

Еще одно важное замечание. Когда заходит речь о надвигающемся демографическом провале, мы часто слышим, что это закономерное, естественное явление. Для наблюдающегося падения рождаемости приводятся различные объяснения, оправдания: "демографический переход", "эхо войны", "эхо шоковых реформ" и так далее. Возникает эффект успокоения – вроде бы все идет как положено, как надо. Но явления, которые угрожают вымиранием народа, не могут считаться естественными! С точки зрения каких законов оскудение семей детьми и тишина в родильных домах могут быть признаны закономерными? Нет, это противоречит законам Божьего мира, это противоестественно. Такие процессы могут быть предсказуемы, прогнозируемы, но при этом не должны считаться естественными и закономерными. На уровне общенационального сознания надо дать падению рождаемости бескомпромиссную негативную оценку.

МЕРЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Поговорив о нравственных основах сбережения народа, о наших национальных традициях поддержки семьи, мы должны обозначить и те практические направления демографической политики, которые, на наш взгляд, заслуживают внимания и развития. На площадке Всемирного русского народного собора достаточно давно и подробно обсуждаются разнообразные меры поддержки семьи, материнства, детства, которые предлагают специалисты-демографы, государственные и общественные деятели. Надо сказать, что за все время существования ВРНС начиная с 1993 года эта тема находилась в центре внимания соборян. Поэтому за конкретными предложениями дело не станет: налицо богатый арсенал проектов и мер, способных значительно улучшить положение нынешних и будущих родителей. Окончательный выбор будет делать наше Правительство, наши парламентарии, сообразуясь с важностью поставленной задачи и финансовыми возможностями страны.

Но хотелось бы подчеркнуть несколько принципиальных позиций. Мы уже начали с того, что человек в русской системе ценностей дороже любых вещей. Соответственно, и труд, который вкладывается в появление нового человека, в его воспитание, должен цениться выше, чем производство любых вещей, любых товаров и услуг. Нужно понять, что рождение и воспитание детей – не дань биологическому инстинкту, не частная прихоть, а важнейший общественно полезный труд. И он должен получать соответствующее, заслуженное вознаграждение.

Нужно изменить наше современное мировоззрение таким образом, чтобы семьи с детьми не считались нахлебниками, а расходы на их поддержку – безвозвратными бюджетными тратами. Наоборот, это самые важные и самые рентабельные инвестиции, которые только можно представить. Исходя из этого надо строить бюджетную политику страны: вложения в новых людей гораздо важнее, чем вложения в новые дороги, новые здания, новые аэропорты и мосты. И хотя стране нужны и дороги, и мосты, и стадионы, но вложения в людей, в новые человеческие жизни надо признать абсолютно приоритетными. Девизом такой политики могло бы стать изречение Иоанна Златоуста: "Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях" ("Толкование на послание к Ефесянам").

Говорят, у нас в стране благодаря материнскому капиталу и другим мерам расходы на демографическую политику приближаются к одному проценту ВВП. Это больше, чем в большинстве стран мира, но нельзя забывать, что те немногие страны, которые уделяют наиболее пристальное внимание демографии, вкладывают до трех процентов своего валового продукта. Полагаю, что вопрос настолько важен, что для сбережения нашего народа и пяти процентов было бы не жалко. Главное, распорядиться этими средствами с умом, чтобы они пошли на пользу будущему поколению.

С учетом того, что родительский труд является самым важным трудом, надо взглянуть и на развитие пенсионной системы. Всем известно, что в России действует солидарно-страховая пенсионная система, где трудоспособное поколение обеспечивает стариков, а размер получаемой пенсии зависит от накопленного в течение жизни трудового стажа. До сих пор мы учитывали только трудовой стаж на производстве – но разве родительский стаж не является таким же важным для исчисления пенсий?

Если человек днем работает, а вечером и по выходным занимается со своими детьми – он фактически выполняет двойную работу. И чем больше детей он воспитывает – тем весомее его вклад в будущее. Потом эти дети вырастут и станут в том числе наполнять Пенсионный фонд – не только для своих родителей, но и для всего старшего поколения. Солидарная составляющая пенсионной системы особенно ясно дает нам понять, что труд по воспитанию детей приносит в том числе ощутимую материальную отдачу. Больше детей сегодня – больше станет работающее поколение завтра – больше поступит пенсионных отчислений, больше будет возможностей помогать старикам. Поэтому было бы совершенно справедливо, чтобы в будущем при расчете пенсий учитывался не только трудовой, но и родительский стаж человека.

Еще одно важное замечание. До сих пор, говоря о родительских заслугах, мы на первое место, и совершенно справедливо, ставили материнство. На мать приходится самая сложная и самая важная часть родительского труда. Но все-таки в семейных заботах должны участвовать и, как правило, участвуют два человека. Поэтому нам нельзя также забывать про отцовство. Необходимо отблагодарить и вознаградить труд отцов – тех, которые являются не просто биологическими отцами, а честно делят со своими женами бремя по воспитанию детей. Возможно, это проявится в форме появления отцовского капитала, возможно – в пенсионных льготах для многодетных отцов. А как не отметить труд отцов-одиночек, которые поднимают своих детей в неполных семьях, заменяя им и отца, и мать, – их льготы надо уже сейчас приравнять к льготам женщин.

В Священном Писании есть фраза, которую при обсуждении поднятой нами темы цитируют чаще всего. Это Божье благословение из Книги Бытия: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею!" (Быт, 1:28.)

Нередко эту библейскую заповедь воспринимают слишком буквально, словно речь идет исключительно о биологическом умножении людей и о физическом обладании пространством. Но для правильного понимания этого благословения, которое Создатель дал роду человеческому в самом начале времен, нельзя забывать предыдущие строки Писания, утверждающие, что человек – не обычное существо в ряду творения. Человек создан по образу и подобию Божию (Быт, 1:26-27), он по призванию своему – соработник Творца в земном мире.

Поэтому когда мы слышим "наполняйте землю", то надо понимать: не просто наполняйте землю своим физическим множеством, но прежде всего своим трудом, своим творчеством, своими добрыми делами, потому что земля без человека будет пуста. И когда мы слышим "обладайте ею", это значит: будьте ее добрыми хозяевами, берите на себя ответственность за судьбу родной земли, будьте достойны дарованной нам Богом планеты.

Рождение каждого ребенка – это маленькое чудо, потому что на свет является еще один живой образ Божий, – не зря архимандрит Иоанн Крестьянкин в одном из своих писем называл детей "живыми иконами". Рождается еще один помощник Создателя в деле преображения мира: преображения физического и духовного.

Вот почему все мы – и родители, воспитывающие своих чад, и чиновники, ведающие вопросами семьи, и государственные мужи, определяющие демографическую стратегию России, – должны воспринимать свой труд как высокую миссию, освященную Божьим благословением. Нет сегодня более важных общенациональных задач. Не забывайте, что речь идет о будущем, о продолжении жизни.

О продолжении нашей российской цивилизации – оплота мирового православного христианства.

О продолжении нашего народа – русского народа и всех братских народов, населяющих Россию.

И, конечно, в первую очередь о том, чтобы еще миллионы новых людей получили право родиться, жить, творить, созидать, верить и спасти свои души для вечности.

Источник: Парламентская газета

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Патриарх Кирилл

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты