поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка

22 февраля 2019

Музей русской иконы готовит выставку, на которой будет представлен единственный образ

В Музее русской иконы в Москве сейчас проходит выставка "Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой", подготовленная совместно с Серпуховским историко-художественным музеем при участии Государственной Третьяковской галереи, Русской православной старообрядческой церкви, а также ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря.

Об этом сообщает Rublev.com со ссылкой на сайт музея.

Коллекцию старообрядческих реликвий собрала серпуховская купчиха первой гильдии, видная деятельница старообрядчества, староверка федосеевского беспоповского согласия Анна Мараева (1845 – 1928) на рубеже XIX – XX веков. В 1918 году после национализации ее собрание старинных книг, рукописей и икон было разделено: часть коллекции передали в музеи Москвы и Ленинграда, часть вещей осталась в Серпухове и легла в основу экспозиции Музея старины и искусства.

Центральным экспонатом, который сотрудники музея и специалисты называют "настоящим открытием и специальным проектом выставки", стала икона "Омовение ног" – образ, который недавно оказался в центре внимания искусствоведов.

Когда перед началом выставки икону отправили на экспертизу в мастерские Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря, она сразу привлекла к себе внимание специалистов – прежде всего, своими размерами: 117 на 86 сантиметров. Об этом в беседе с корреспондентом The Art Newspaper Russia рассказал Александр Горматюк, реставратор ВХНРЦ.

По его словам, это самая большая из известных икон, на которых изображено омовение ног апостолам в Великий четверг – довольно редкий евангельский сюжет, который появляется в русской иконописи примерно с XV века.

Размеры иконы свидетельствуют о том, что храм, для которого создавался этот образ, обладал грандиозным иконостасом: образ из праздничного чина высотой больше метра – это действительно нечасто встречающееся явление.

На первый взгляд, эксперты имели дело с иконой начала ХХ столетия, написанной на старой доске и затем искусственно состаренной. Такая техника была довольно распространена в старообрядческой среде: любую попавшую в их руки икону – написанную до раскола середины XVII века или позже, старообрядческие иконописцы визуально старили ради "истинности" священного изображения.

Однако по мере изучения артефакта специалисты предположили, что под позднейшими записями гораздо более ранние слои. Реставраторы принялись послойно раскрывать живопись. Работа велась только на одном фрагменте иконы, с фигурами апостола Петра и Спасителя, вытирающего его ступню.

Специалисты пришли к выводу, что в 1970-е годы икону укрепляли полимерной пленкой после протечки крыши в храме, где хранился образ. А в начале прошлого столетия, в 1900-х годах икона претерпела поновление: старообрядческие мастера стремились придать образу "дониконианский" вид.

Еще за 100 лет до этого, на рубеже XVIII – XIX веков икону довольно грубо приспособили под размеры нового для нее иконостаса, попросту спилив торцы у доски. Наконец, исследователи установили, что в XVII столетии на иконе был басменный оклад: им удалось обнаружить крохотный кусочек серебряной пластины, оставшийся в отверстии от гвоздя.

В конце концов реставраторы раскрыли фрагмент первоначальной росписи. Их ждала удача: первоначальный слой прекрасно сохранился. Это оказалась работа московских иконописцев второй половины XVI века. Исследователи предполагают, что, вероятно, икона происходит из вологодских земель.

Именно в таком, частично раскрытом виде, древняя икона представлена сейчас на выставке "Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой". В Музее русской иконы заявляют, что по завершении выставки, то есть после 1 марта, уникальный образ вернется в ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря, где будут продолжены работы по его реставрации.

После того как древнему образу будет возвращен первоначальный облик, МРИ планирует новую, монографическую выставку, посвященную исключительно этой иконе.

По материалам: Благовест Инфо

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

26.06.2019

Сенаторы одобрили поправки, разграничившие туризм и паломничество

РПЦ предлагает закрепить в законодательстве права эмбриона

Митрополит Волоколамский Иларион встретился с Предстоятелем Элладской Православной Церкви

В Великом Новгороде прошла научно-практическая конференция "Церковь и архитектурно-культурное наследие: сохранение, восстановление и воссоздание"

В Киево-Печерской лавре прошли торжества по случаю дня тезоименитства Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия

Телеканал "Спас" запускает просветительские круизы по Волге

Общественные организации и Церковь обсудили реформирование психоневрологических интернатов на спецзаседании Совета по правам человека

25.06.2019

Межпарламентская ассамблея Православия продолжит работу в Санкт-Петербурге

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

23.06.2019

Официальный сайт Московского Патриархата:
протоиерей Николай Данилевич
В Киеве бунтуют против томоса. Те, кто его добивался. Интервью с протоиереем Николаем Данилевичем

02.06.2019

ИА "Новороссия":
Дмитрий Бабич
Дмитрий Бабич: Ультралиберализм – новый вызов России

НП "Русская культура":
Татьяна Игошева
Татьяна Игошева. О принципе "прозрачности" в лирике Олега Охапкина

26.05.2019

Официальный сайт Московского Патриархата:
Святейший Патриарх Кирилл
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Патриаршей литературной премии 2019 года

18.05.2019

Федеральное агентство новостей:
Денис Тукмаков
Храм-на-Драме, Екатеринбург: сытые деньги, скверный протест, спящие власти

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты