поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка

08 августа 2018 :: Станислав Варыханов

Церковь защитит гонителей: как наказывали кощунников раньше Деятель синодального отдела РПЦ следует курсу Иоанна Златоуста

Заместитель председателя синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимоотношениям с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе обратился к верующим с призывом инициировать прекращение уголовных и административных дел, связанных с оскорблением религиозных чувств. По его мнению верующие должны стремиться к примирению сторон – иными словами, именно церковная среда призвана не допускать того, чтобы кощунники и хулители Церкви оказывались за решеткой или подвергались административным наказаниям за выходки, которым не видно конца. Призыв будет неоднозначно воспринят клириками и мирянами, наверняка найдутся те, кто осудит его автора за потворство гонителям. Однако у инициативы Вахтанга Кипшидзе есть аналоги в церковной истории, об одном из которых сегодня хочется напомнить.

Он пояснил, "верующие люди и православные общественные организации, подающие жалобы на основании статьи 148, не могут ставить иной цели, чем признание людьми, допускающими издевательства над святыней, своей вины".

И далее: "Если лицо, в отношении которого ведется расследование по 148-й статье, признает свою вину, сожалеет о содеянном издевательстве над святыней, то любой верующий человек призван ходатайствовать о прекращении уголовного преследования и добиваться прекращения дела в порядке, предусмотренном статьей 25 Уголовно-процессуального кодекса ("Примирение сторон").

"Мы призываем следователей, судей и заявителей, считающих себя православными верующими, к тому, чтобы большинство, а желательно, и все производства по оскорблению чувств верующих заканчивались именно примирением сторон", – заключил заместитель председателя синодального отдела.

К его словам можно добавить, что, по данным социологических опросов, в современной России православными себя называют порядка 70 процентов граждан, т.е. подавляющее большинство русских. Религиозные запреты и призывы касаются социальной этики, однако более важными являются требования, относящиеся к вере так таковой. Для православных и католиков это в первую очередь Причастие. По данным ресурса "Православие и Мир", тех, кто исповедуется, причащается, соблюдает посты и регулярно посещает храм, у нас в стране не более 5–7 процентов.

К этой узкой прослойке принадлежит корреспондент "МК", и именно в этом качестве я горячо поддерживаю заместителя председателя синодального отдела по взаимодействию с обществом. Я тоже категорически не желаю, чтобы кощунники оказывались в местах не столь отдаленных, а их перегретые головы прирастали лаврами мучеников за безбожие, и уточняю, что никакого коллективного мнения не выражаю и ни от чьего имени не выступаю. Только от своего, и вот почему.

Цитирую слова политолога Сергея Черняховского, подчеркивающего, что он атеист: "Христиане, может быть, и могут прощать надругательства над своей верой. Атеисты не могут прощать надругательства над человеческим в человеке. Христиане могут простить. Атеисты должны покарать. Если православные могут, в силу евангельских постулатов, простить такое безобразие, то атеисты просто обязаны защитить права верующих, поскольку речь идет о надругательстве над ценностным миром".

В заявлении политолога-атеиста по поводу евангельских постулатов что ни слово, то правда. Однако найдется немало верующих, которых оскорбляют выходки кощунников, но еще больше оскорбляет заступничество правоохранительной машины, "заточенной" на традиционное "тащить и не пущать". Активность этой машины для них оскорбительна не меньше, а, возможно, больше, чем публичные припадки идеологических потомков тех, кто взрывал храмы, рубил иконы и строчил доносы на христиан.

Мне кажется, что "инструкцию" о том, какой должна быть христианская реакция на их публичные припадки, оставил более полутора тысячелетий назад святитель Иоанн Златоуст (347-407), чье имя известно не только христианам.

Во времена императора Аркадия, по свидетельству историков абсолютно профнепригодного, страной фактически управлял его царедворец Евтропий. Этому рабу и дворцовому слуге удалось так околдовать императора демагогией и лестью, что тот сделал его "полудержавным властелином". Евтропий изолировал государя от реальности и свирепо преследовал противящихся. Он открыто занимался вымогательством, в его доме висел прайс-лист государственных должностей. Он оплел империю сетью агентов для поиска богатых жертв и их дальнейшего раскулачивания. Евтропий не выкладывал в Интернет матерных роликов с хулой на Церковь, но Церковь от него терпела немало.

Его жертвы нередко находили спасение у алтарей (традиция, существовавшая много веков). Не желая с этим мириться, интриган выторговал у императора указ, лишавший Церковь права предоставлять политическое убежище. В тот же период вольноотпущенник был возведен в достоинство консула и патриция. Ярость аристократии вышла из берегов. Гневалась императрица. А тут еще восстали готы, которым Евтропий тоже успел насолить. Бьющегося в истерике старика пришли арестовывать солдаты. Отметим, что нависшая над нечестивцем расправа не была инициативой Церкви. Спасаясь, вчерашний гонитель устремился в кафедральный собор.

Иоанн Златоуст принял поверженного. Когда Евтропий был у власти, святитель не боялся возвышать голос против его злодейств. Теперь же, когда разъяренные горожане подступили к храму, Златоуст остановил их и приказал привести себя во дворец. Там он произнес перед государем убедительную речь и добился восстановления права церковного убежища, отмененного благодаря интригам Евтропия.

Как этот жулик провел остаток жизни неизвестно, да и неинтересно. И современные антицерковные выходки в России трудно назвать зеркальной копией инцидента полуторатысячелетней давности. Но история не знает буквальных ремейков, зато известно, что народ порицал Златоуста за то, что тот дал приют в святилище врагу Церкви. На что архиепископ отвечал: "Для Церкви это самый славный трофей, это ее блестящая победа, это посрамление эллинов, это пристыжение иудеев. В этом с новым блеском проявилось величие Церкви: взяв в плен врага, она не только щадит его, но, когда все оставляют его одиноким, она одна, как нежно любящая мать, скрыла его под своим покровом и стала против царского гнева, против ярости народа и против невыразимой ненависти".

Мне кажется, эти слова услышаны сегодня, их эхом стал призыв заместителя председателя синодального отдела Русской Православной Церкви Вахтанга Кипшидзе, давшего блестящий ассиметричный ответ христоборческому цеху.

Источник: Московский комсомолец

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

18.10.2018

Во всех храмах Крыма пройдут панихиды по погибшим в Керчи

Казахстан выделил $4,5 млн. на реконструкцию мечети султана Бейбарса в Каире

17.10.2018

Патриарх Кирилл пообещал помощь Церкви пострадавшим в Керчи и семьям погибших

Во всех храмах Крыма пройдут панихиды по погибшим в Керчи

В связи с трагедией в Керчи глава еврейской общины России призывает оградить подростков от влияния провокаторов

Более полумиллиона человек поклонились мощам святителя Спиридона Тримифунтского в Москве

В Иерусалиме призвали немедленно урегулировать спор РПЦ и Константинополя

Вторжение Константинополя в 1990-е в Эстонию разделило православных страны по национальному признаку – глава ЭПЦ МП

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

12.10.2018

Московская духовная академия:
Протопресвитер Феодор Зисис: Украина является канонической территорией Русской Православной Церкви

11.10.2018

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Киевский Онуфрий
Митрополит Киевский Онуфрий: Использование Церкви ради удовлетворения собственных корыстных целей является настоящим цинизмом

Русская народная линия:
Игорь Романов
Как обмануть Россию
По Хаксли или по Киссинджеру? ...

10.10.2018

Телескоп.by:
Кирилл Фролов
"Восстановление Киевской митрополии Константинопольского Патриархата" является смертным грехом раскола

Царьград ТВ:
Дмитрий Бабич
Народ безмолвствует, молчаньем протестуя

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты