поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка

08 августа 2018 :: Станислав Варыханов

Церковь защитит гонителей: как наказывали кощунников раньше Деятель синодального отдела РПЦ следует курсу Иоанна Златоуста

Заместитель председателя синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимоотношениям с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе обратился к верующим с призывом инициировать прекращение уголовных и административных дел, связанных с оскорблением религиозных чувств. По его мнению верующие должны стремиться к примирению сторон – иными словами, именно церковная среда призвана не допускать того, чтобы кощунники и хулители Церкви оказывались за решеткой или подвергались административным наказаниям за выходки, которым не видно конца. Призыв будет неоднозначно воспринят клириками и мирянами, наверняка найдутся те, кто осудит его автора за потворство гонителям. Однако у инициативы Вахтанга Кипшидзе есть аналоги в церковной истории, об одном из которых сегодня хочется напомнить.

Он пояснил, "верующие люди и православные общественные организации, подающие жалобы на основании статьи 148, не могут ставить иной цели, чем признание людьми, допускающими издевательства над святыней, своей вины".

И далее: "Если лицо, в отношении которого ведется расследование по 148-й статье, признает свою вину, сожалеет о содеянном издевательстве над святыней, то любой верующий человек призван ходатайствовать о прекращении уголовного преследования и добиваться прекращения дела в порядке, предусмотренном статьей 25 Уголовно-процессуального кодекса ("Примирение сторон").

"Мы призываем следователей, судей и заявителей, считающих себя православными верующими, к тому, чтобы большинство, а желательно, и все производства по оскорблению чувств верующих заканчивались именно примирением сторон", – заключил заместитель председателя синодального отдела.

К его словам можно добавить, что, по данным социологических опросов, в современной России православными себя называют порядка 70 процентов граждан, т.е. подавляющее большинство русских. Религиозные запреты и призывы касаются социальной этики, однако более важными являются требования, относящиеся к вере так таковой. Для православных и католиков это в первую очередь Причастие. По данным ресурса "Православие и Мир", тех, кто исповедуется, причащается, соблюдает посты и регулярно посещает храм, у нас в стране не более 5–7 процентов.

К этой узкой прослойке принадлежит корреспондент "МК", и именно в этом качестве я горячо поддерживаю заместителя председателя синодального отдела по взаимодействию с обществом. Я тоже категорически не желаю, чтобы кощунники оказывались в местах не столь отдаленных, а их перегретые головы прирастали лаврами мучеников за безбожие, и уточняю, что никакого коллективного мнения не выражаю и ни от чьего имени не выступаю. Только от своего, и вот почему.

Цитирую слова политолога Сергея Черняховского, подчеркивающего, что он атеист: "Христиане, может быть, и могут прощать надругательства над своей верой. Атеисты не могут прощать надругательства над человеческим в человеке. Христиане могут простить. Атеисты должны покарать. Если православные могут, в силу евангельских постулатов, простить такое безобразие, то атеисты просто обязаны защитить права верующих, поскольку речь идет о надругательстве над ценностным миром".

В заявлении политолога-атеиста по поводу евангельских постулатов что ни слово, то правда. Однако найдется немало верующих, которых оскорбляют выходки кощунников, но еще больше оскорбляет заступничество правоохранительной машины, "заточенной" на традиционное "тащить и не пущать". Активность этой машины для них оскорбительна не меньше, а, возможно, больше, чем публичные припадки идеологических потомков тех, кто взрывал храмы, рубил иконы и строчил доносы на христиан.

Мне кажется, что "инструкцию" о том, какой должна быть христианская реакция на их публичные припадки, оставил более полутора тысячелетий назад святитель Иоанн Златоуст (347-407), чье имя известно не только христианам.

Во времена императора Аркадия, по свидетельству историков абсолютно профнепригодного, страной фактически управлял его царедворец Евтропий. Этому рабу и дворцовому слуге удалось так околдовать императора демагогией и лестью, что тот сделал его "полудержавным властелином". Евтропий изолировал государя от реальности и свирепо преследовал противящихся. Он открыто занимался вымогательством, в его доме висел прайс-лист государственных должностей. Он оплел империю сетью агентов для поиска богатых жертв и их дальнейшего раскулачивания. Евтропий не выкладывал в Интернет матерных роликов с хулой на Церковь, но Церковь от него терпела немало.

Его жертвы нередко находили спасение у алтарей (традиция, существовавшая много веков). Не желая с этим мириться, интриган выторговал у императора указ, лишавший Церковь права предоставлять политическое убежище. В тот же период вольноотпущенник был возведен в достоинство консула и патриция. Ярость аристократии вышла из берегов. Гневалась императрица. А тут еще восстали готы, которым Евтропий тоже успел насолить. Бьющегося в истерике старика пришли арестовывать солдаты. Отметим, что нависшая над нечестивцем расправа не была инициативой Церкви. Спасаясь, вчерашний гонитель устремился в кафедральный собор.

Иоанн Златоуст принял поверженного. Когда Евтропий был у власти, святитель не боялся возвышать голос против его злодейств. Теперь же, когда разъяренные горожане подступили к храму, Златоуст остановил их и приказал привести себя во дворец. Там он произнес перед государем убедительную речь и добился восстановления права церковного убежища, отмененного благодаря интригам Евтропия.

Как этот жулик провел остаток жизни неизвестно, да и неинтересно. И современные антицерковные выходки в России трудно назвать зеркальной копией инцидента полуторатысячелетней давности. Но история не знает буквальных ремейков, зато известно, что народ порицал Златоуста за то, что тот дал приют в святилище врагу Церкви. На что архиепископ отвечал: "Для Церкви это самый славный трофей, это ее блестящая победа, это посрамление эллинов, это пристыжение иудеев. В этом с новым блеском проявилось величие Церкви: взяв в плен врага, она не только щадит его, но, когда все оставляют его одиноким, она одна, как нежно любящая мать, скрыла его под своим покровом и стала против царского гнева, против ярости народа и против невыразимой ненависти".

Мне кажется, эти слова услышаны сегодня, их эхом стал призыв заместителя председателя синодального отдела Русской Православной Церкви Вахтанга Кипшидзе, давшего блестящий ассиметричный ответ христоборческому цеху.

Источник: Московский комсомолец

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты