RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
|
03 ноября 2004 Юлия Глезарова Божественная сеть: религия в Интернете Российский интернет ожесточенно делят между собой представители разных религий Источник: http://www.ng.ru НГ-религии В октябре исполнилось 35 лет всемирной компьютерной сети интернет. Вот уже не одно десятилетие человечество использует компьютер не только как калькулятор, пишущую машинку или игровую приставку, но и как средство коммуникации и универсальную справочную систему. История российского интернета насчитывает всего около 20 лет. За эти годы для многих людей всемирная компьютерная сеть превратилась в ежедневный рабочий инструмент вроде телефона или факса. В последние годы, когда телевидение и печать становятся все более официозными, интернет зачастую оказывается единственным альтернативным источником информации. Тут можно найти новости, о которых не сообщают другие электронные или печатные массмедиа, высказать свое собственное, неподцензурное мнение о происходящем, найти соратников по борьбе, единомышленников или товарищей по несчастью. В условиях огромной и малонаселенной страны, где "хоть год скачи ни до какого государства не доскачешь", интернет становится таким "коллективным организатором и агитатором", какой и не снился главному редактору большевистской газеты "Искра". Эксперты прогнозируют, что, несмотря ни на какие экономические трудности и политические потрясения, интернет в России в ближайшие годы будет играть все более важную и заметную роль в общественной жизни, а число его пользователей будет неуклонно расти. На первый взгляд может показаться, что в интернете нет "ничего святого" и человеку искренне верующему там нечего делать. Однако это далеко не так. В интернете, как в жизни, есть все. Свои сайты имеют в сети практически все религиозные организации России. На их страницах обычно присутствуют новости, минимальная информация об основах вероучения, фотоальбомы с изображением святынь, статьи и тексты книг на соответствующую тему. На многих сайтах есть места для общения гостевые книги и форумы. Часто на сайтах присутствуют священнослужители, которым можно задать вопрос и иногда даже получить ответ. Но, к сожалению, при внимательном изучении религиозного сегмента интернета становится заметна одна тревожная тенденция. Чем крупнее религиозная организация, тем неохотнее вступает она в общение с рядовыми верующими. Официальный сайт Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП) не имеет ни форума, ни гостевой книги. Это скорее электронный сборник официальных документов и адресов, чем место, куда может прийти верующий человек со своими вопросами и проблемами. То же самое можно сказать об официальных сайтах других конфессий и религиозных организаций. Не очень охотно вступают в диалог мусульмане. Самый популярный исламский сайт рунета islam.ru несколько лет назад закрыл свой форум, оставив для обратной связи только гостевую книгу. Вероятно, это было связано с волной исламофобии, которая прокатилась по интернету после крупных террористических актов последних лет со стороны исламистов. Так как интернет является свободным информационным пространством, в нем всегда хватает неуравновешенных, агрессивно настроенных личностей, готовых выплеснуть в сети свой страх и ненависть по отношению к кому бы то ни было. Несомненно, русскоязычные мусульмане в последние годы оказались в центре тайфуна отрицательных эмоций, что, видимо, и вынудило их максимально сократить контакты с внешним миром. Но без этих контактов даже хорошо продуманный и сделанный сайт остается просто местом хранения информации. Более того, отсутствие на сайте "места для общения" часто обижает пользователя, вызывает у него подозрения, что создатели ресурса ему не доверяют или по каким-то причинам боятся гласа народа. Интернет-народ не безмолвствует. Он говорит и хочет быть услышанным. Вероятно, именно поэтому наибольшей популярностью в сети пользуются сайты, где есть возможность живого общения на любые (в том числе религиозные) темы. Понятно, что те конфессии, религиозные организации и секты, которые не уклоняются от прямого диалога, ставят себя в более выгодную позицию по отношению к тем, кто этого разговора избегает. И если на сайт какой-нибудь очередной секты приходит больше людей, чем на страницу РПЦ МП, это свидетельствует лишь о том, что высшим церковным иерархам давно пора пойти на виртуальный контакт со своей паствой. Российское интернет-сообщество, состоящее из нескольких миллионов человек, весьма неоднородно по своему составу. Среди российских пользователей интернета можно встретить самых разных людей от ортодоксальных иудеев до неоязычников, от сторонников канонизации Ивана Грозного до масонов. В принципе через интернет можно выбрать себе веру и даже принять ее одним щелчком мышки (см. http://www.islam.ru/addis/). В этом многообразии легко растеряться, запутаться, попасть совсем не туда, куда стремился на самом деле. То есть всемирная паутина таит и свои опасности. Всякому, заходящему в сеть не с желанием познакомиться с симпатичной блондинкой, а с мировоззренческими вопросами, стоит помнить о том, что наибольшую активность в сети развивают обычно тоталитарные секты, религиозные экстремисты и маргинальные группы, исповедующие экзотические, а иногда весьма зловещие культы. Именно они (в отличие от традиционных конфессий) активно идут на контакт с человеком, который пытается найти Бога, щелкая по левой кнопке мыши. Не имея иного выхода к широкой публике, кроме интернета, они используют все его возможности в отличие традиционных конфессий, для которых интернет это всего лишь дополнение к конфессиональным бумажным СМИ. Пару лет назад медики объявили о появлении новой болезни интернет-зависимости. В условиях кризиса доверия в официальных СМИ в России с большой долей вероятности можно предсказать эпидемию этой новой хвори. В принципе она уже началась: 10% населения страны не могут представить себе жизни без интернета. Диакон Андрей Кураев в одном из своих интервью назвал интернет "средством нашего собственного воспитания". Он считает, что главное преимущество виртуальных дискуссий в том, что можно взять паузу, погасить свои эмоции, найти нужную информацию, продумать форму реакции и содержание ответа. Более того, создатель сайта kuraev.ru считает, что "усиленная нагрузка на разум, которая дается в интернете, как раз способствует развитию тех мышц, которые оказались сильнее всего атрофированы в церковной жизни в XX веке, мышц богословия". Возможно, создавая свой миссионерский православный форум, Андрей Кураев мечтал о том, что на нем будут вестись богословские споры, однако наряду с отвлеченными темами на форуме бушуют взаправдашние человеческие страсти, раздаются крики о помощи, на которые откликаются не только православные, но и верующие других конфессий. Несколько дней назад бывший сектант Илья Р. из Саранска покончил с собой, вывесив в интернете прощальную записку. Участники форума пытались спасти его, им удалось дозвониться в Саранск, но, к сожалению, они опоздали всего на 10 минут. Возможно, Илью, находившегося в тяжелой депрессии, можно было спасти с помощью интернета, хотя вернее было бы обратиться к профессиональной помощи психолога или психиатра. Сейчас на форуме активно обсуждается вопрос, как в дальнейшем предотвращать подобные трагедии. И в отличие от богословских споров, в этом вопросе даже самые непримиримые противники находят общий язык. Так что у российского интернета есть и свои жертвы. Впрочем, обо всех ли подобных жертвах мы знаем? Верующий человек в интернете это не только богословская проблема. Среди православных священников есть и те, кто "не благословляет" своих духовных чад работать на компьютере, а уж тем более бродить по интернету, где так много всяческих соблазнов. Но наряду с противниками новых информационных технологий растет число тех, кто понимает, что в XXI веке невозможно жить и веровать по образцу века XIX. Кстати, одной из самых широко представленных в русском интернете Церквей является Русская Православная Старообрядческая Церковь, которая, сохраняя верность древней традиции, активно использует современные технологии. Единое мировое информационное пространство, превращающее мир в "глобальную деревню", где можно чихнуть в Австралии и услышать "Будь здоров!" из Европы, предъявляет свои требования как к верующим, так и к религиозным деятелям. У интернета уже есть свои святые покровители католический святой Исидор Севильский, составитель первой в мире энциклопедии, и православный Феофан Затворник, святой, просидевший много лет в затворе, но активно общавшийся с миром посредством писем. Похожий образ жизни ведут сейчас многие российские пользователи всемирной сети, особенно сами его создатели и жрецы: программисты, вебмастера, модераторы. Ведь интернет это прежде всего дело человеческих рук, а, как известно, в Писании сказано: "Не сотвори себе кумира". Впрочем, и бояться его чрезмерно не следует, ведь сравнительно недавно и паровоз считался шайтаном. 03.11.2004 |
РЕКЛАМА |