поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
30 марта 2018  распечатать

Сергей Шаргунов

Сергей Шаргунов: Беззащитная школа

Писатель, депутат Государственной думы РФ Сергей Шаргунов поделился своими размышлениями о судьбах образования. Предлагаем сегодняшний пост в его блоге вашему вниманию

Источник: ИА REGNUM

"Отправляюсь в Казань – будет много встреч со школьниками и студентами, и решил поделиться некоторыми размышлениями о судьбах образования.

Как депутату мне постоянно приходится сражаться за школы. Их выкашивает пресловутая "оптимизация". В селе Огни Алтайского края пришлось добиваться ремонта школы: сгнившая крыша, подпертая березовым поленом, могла обрушиться на головы ребят, сами они среди ветра и стужи сидели на уроках в пальтишках и курточках. По всей стране пришлось добиваться возвращения автобусов для детей – Красные Шапочки, маленькие девочки, были вынуждены впотьмах за тридевять земель топать до школ...

Как литератору то и дело доводится выступать в школах, вести уроки литературы – то Челябинске, то в Москве, то в Горно-Алтайске, сейчас вот, как и сказано, предстоит Казань. Ведь школьникам так важно удостовериться: писатель – это не только портрет классика на стене, но есть и современная русская литература. А в разговоре о классике ("Евгений Онегин", "Горе от ума", "Отцы и дети") всегда важно заинтересовать школьников, увлечь, спровоцировать на диспут – с тобой и друг с другом. Недавно на заседании Общества русской словесности я предложил сделать этот процесс не случайным и стихийным, а организованным – надо наладить непрерывные выступления писателей, историков, интеллектуалов, тех, кому есть что сказать и рассказать, в школах страны. Задача одна – заинтересовать словесностью.

Отдельная тема – творчество учителя. Об этом немало дискуссий особенно в связи с обновленным Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), предложенным Министерством образования и науки.

Нужны ли изменения? Думаю, нужны. Мне кажется, это признак хаоса – когда в соседних школах разная программа по литературе, разные списки изучаемых произведений. Вариативность хороша как творческий метод, как возможность проявить талант подачи, но образование должно быть единым. Единое образовательное пространство – живое, дышащее, многообразное, но единое. Иначе знания нового в школе ребенка будет не совпадать с тем, что успели освоить его одноклассники.

Лично мне близка и понятна позиция профессора МГИМО Юрия Павловича Вяземского, которого уважаю и которому доверяю: "У наших детей должен быть базовый уровень знаний, – сказал он и привел пример из собственной практики: Я однажды заглянул к коллегам на экзамен по русской литературе. И там была девушка, она ничего не знала про "Войну и мир" Льва Николаевича Толстого. Ни на один вопрос не смогла ответить. Но когда я поговорил с ней после экзамена, оказалось, что она очень хорошо знает Серебряный век: увлекается Велимиром Хлебниковым, цитирует Ходасевича. И таких примеров тысячи, когда образование у наших детей с какими-то дикими лакунами".

По словам Вяземского, над новым ФГОС трудилось 300 специалистов, в том числе эксперты Российской академии наук, Российской академии образования, Московского педагогического государственного университета. Спросили мнение самих школьников, которым предстоит осваивать предусмотренный стандартом знания.

Понятна мне и позиция министра Ольги Васильевой: добавление базового содержания в стандартах не запрещает педагогу и ученику углублять и расширять знания по предмету, а создает тот необходимый минимум, на котором можно выстраивать по кирпичику свое дальнейшее развитие.

Это принципиальный момент. Нельзя допустить сужения и иссушения педагогического мастерства. Ничто не должно ограничить свободу умного учителя и пытливого ученика.

Важен базовый уровень знаний, но лично меня радует четко зафиксированное в документе: содержание рассматриваемого ФГОС рассчитано примерно на две трети учебного времени. Оставшаяся треть остается на усмотрение учителя. На персональное усмотрение. Пусть решает, как и о чем говорить. Без этого воздуха, простора во времени не увлечь и не заинтересовать школьников, не размахнуться самому учителю.

А что не радует – так это нарастающее варварство. Варварство – это не только падение уровня знаний, но и нищета учителей в провинции. Непрерывно получаю слезные петиции жителей городков и поселков не убивать, не сокращать их школы, потому что иначе заглохнут и их населенные пункты.

И еще один совет не только родителям, но и учителям, совет самом себе, отправляющемуся на очередной урок: надо читать вслух. Детям – в классе. Пусть читает учитель, пусть читают они сами. А потом – обсуждать, и хорошо, если жарко споря. Когда литература неинтересна, она приедается или вызывает отторжение. (И круто было бы разыгрывать спектакли по литературным произведениям!) Надо прочувствовать и оживить то, что зачастую проходит мимо сердца и разума".

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

10.12.2018

В Москве пройдет международный рождественский фестиваль

В РПЦ назвали преступлением ограничение Украиной въезда российских мужчин

В РПЦ считают нелепым "объединительный собор" на Украине

Патриарх Кирилл: нельзя допустить создания на Украине независимой церкви

Порошенко просит митрополита Онуфрия помочь в освобождении украинских моряков

СБУ не разрешила проехать Донецкому митрополиту через линию разграничения

Митрополит Волоколамский Иларион совершил чин присоединения к Православной Церкви временно отпавших от нее людей

09.12.2018

Святейший Патриарх Кирилл: Сегодня очень тяжелые события происходят в братской Украине

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

09.12.2018

Православие.RU:
Протоиерей Владимир Вигилянский
Протоиерей Владимир Вигилянский: "Я бы никогда не стал разговаривать с тележурналистом Владимиром Познером"

07.12.2018

Санкт-Петербургские ведомости:
Сергей Рукшин
Не реформировать ли реформы

16.11.2018

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Волоколамский Иларион
Митрополит Волоколамский Иларион: Действия Патриарха Варфоломея не излечивают раскол, а углубляют его

10.11.2018

Русская народная линия:
Андрей Сошенко
Русская Идея в отражении XXII Всемирного Русского Народного Собора

04.11.2018

Русская народная линия:
Анатолий Степанов
Новое соборное послание народу
О трех важных посланиях обществу Всемирного русского народного собора...

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты