Михаил Поздняев В Исламе секса нет? Сборник статей "про это" вызвал острую дискуссию среди мусульман Источник: Новые известия Сборник "Любовь и секс в исламе" стал одним из хитов последней Московской международной книжной ярмарки, войдя в семерку ее "изюминок". Издатели нарушили негласный запрет на интимную тему в религиозной литературе. И не только в мусульманской. Между тем ислам единственное вероучение, в священных текстах которого отношения полов прописаны с исчерпывающей полнотой. Но давно известно: ханжество первый враг религии. Во многих мечетях сборник запрещен к продаже, а там, где он все же продается, слово "секс" заклеено черной бумажкой.
Выход 300-страничного сборника вызвал жаркие споры. Кое-кто полагает, что говорить здесь не о чем. Так, имам-хатыб столичной Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов заявил "Новым Известиям": "Я не понимаю, о какой острой ситуации вы меня спрашиваете. Весь этот шум не что иное, как рекламная акция издательства. Сборник не выдерживает никакой критики". Другие духовные лидеры утверждают: жесткая критика этой книги внутри мусульманской общины России отражает не столько истинные столпы ислама, сколько то огромное влияние, которое советское прошлое продолжает оказывать на верующих. На заре гласности с телеэкранов раздавался глас народа: "Секса у нас нет". Сегодня нам пытаются доказать, что секс вообще-то есть и очень даже много где, но сознания верующего проклятущий "основной инстинкт" никоим образом якобы не затрагивает. По данным сайта lslam. ru, в книжных лавках трех из четырех действующих московских мечетей отказываются продавать эту книгу. В четвертой она продается, но слово "секс" на обложке заклеено темным скотчем. Спор о книжке дошел до того, что руководство Совета муфтиев России, по нашей информации, рассматривает вопрос о запрещении ее продажи при мечетях. Но даже если этот шаг будет предпринят, запретный плод вкусовых качеств не утратит скорее наоборот. Представители одного из книжных интернет-магазинов утверждают, что те, кто заказывает книгу, опасаются воспроизводить ее название, говорят, что покупают ее не для себя, а в подарок немусульманам. Однако, так или иначе, оборот продаж стремительно растет.
Можно подумать, речь о чем-то вроде "Сатанинских сур" Салмана Рушди, не к ночи будет помянут. Одна газета поспешила назвать "Любовь и секс..." "сенсационным произведением". Другая оповестила публику, что книга является "исламским ответом Камасутре". Все это, мягко говоря, лишь отчасти соответствует истине: в книге да, впервые, но всего-навсего собраны под одной обложкой хорошо известные специалистам богословские труды и фетвы (заключения высших религиозных авторитетов). Никакой клубничкой не пахнет. Нервных просим удалиться. О содержании и цели сборника с исчерпывающей полнотой говорит издательская аннотация: "На Западе и в России многие склонны полагать, что любовь и секс, весь широкий спектр отношений между мужчиной и женщиной, подавлены в исламе жесткими предписаниями Корана. С другой стороны, мусульманин пресловутый "восточный мужчина" воспринимается как идеальный тип "всегда готового" сексуального партнера. "Любовь и секс в исламе" приоткрывает завесу деликатной темы, в которой соседствуют явления, кажущиеся порой несовместимыми". Думается, осторожность муфтиев и имамов с вынесением обвинительного или оправдательного вердикта сборнику связана вовсе не с крамольным американским словцом, вынесенным на обложку, а с тем, что книжка издана по-русски и доступна самому широкому кругу читателей. В этом смысле секса у нас и в самом деле нет. У нас это зовется по-другому. Но беда в том, что русское слово, которым это зовется, неудобопроизносимо. Не случайно популярная телепрограмма называлась "Про это" все понимали, про что "про это". В едва ли не самой порочной и столь же ханжеской стране любое заикание на данную тему было страшнее атомной войны. Теперь, казалось бы, мы живем в другой стране. А поговорить "про это" без ужимок и прыжков не получается. Про то, как вообще с этим обстоит у меня, у тебя, у нее, у нас и у них. И если в "великом и могучем" закрепилось ублюдочное словосочетание "лицо кавказской национальности" , не в последнюю очередь это связано с упомянутым мифом о пресловутом "всегда готовом" джигите.
Боясь упрека в скрытой рекламе "изюминки" , предложу читателю вопрос на засыпку. Если ислам и в самом деле так угрюм во всем откуда взялась великая восточная поэзия? Та самая, которая в интервалах между совершением намаза век за веком пела сладким голосом: "Пропащий тот, кто не любил и не был любим" откуда она, сладкоголосая, взялась? Живший столетие спустя после Пророка Мухаммада арабский поэт Джамиль ибн Муйяммар воскликнул: "Умерший от любви тоже шахид". Не правда ли, это будет посильнее "Девушки и смерти" Горького, не говоря уж о "Фаусте" Гете? Да и самому Пророку ничто человеческое не было чуждо: своему ученику Усману ибн Мазуну он запретил практиковать воздержание с целью целиком посвятить себя служению Аллаху. Положа руку на сердце в стране, где власть призывает монахов помочь исправить демографическую ситуацию, сборник, о котором идет речь, обречен и на успех, и на скандал. Человеку все равно какого он вероисповедания предложено перестать, наконец, быть рабом хотя бы в вопросах, касающихся лишь двоих да еще Всевышнего... Право, зависел бы от "НИ" вердикт рекомендовать к чтению или запретить наделавший столько шуму сборник, сказали бы: "Воля ваша. Хотите читайте, хотите
нет". И прибавили бы цитату из Корана: "А теперь прикасайтесь к ним (любимым.
"НИ") и ищите того, что предписал вам Аллах".
Гейдар ДЖЕМАЛЬ, председатель Исламского комитета России, постоянный член Хартумской международной исламской конференции, представитель Всемирной ассамблеи "Люди дома Пророка" в России;
Никаких казуистских и аналитических препятствий в исламском пространстве для обсуждения сексуальной темы нет. Более того, в шиитском масхабе существует очень много работ, посвященных любви и сексу, браку и этике супружества, даже конкретно гигиене половой жизни. А вот в суннитском пространстве до последнего времени эта тема трактовалась мало, если не сказать не трактовалась никак. Особенно в России, где существует наследие сталинистской "морали семьи и брака". Я приветствую появление этой книги, хотя и не безупречной по ряду позиций, поскольку ее выход как взлом толстой корки льда. Сексуальное воспитание исламской молодежи священный императив, соответствующий шариату, заповеданный Пророком, да будет мир над ним. Что же касается запретов на эту книгу насколько я знаю, все они являются частной инициативой администраторов старого пошиба, которые берут на себя смелость, исходя из собственных "совковых" представлений, о том, что позволительно, а что нет, вмешиваться в вопросы, которые выше их разумения. Не думаю, что в конечном счете представители исламской религиозной общественности в России поставят себя перед мусульманами мира в смешное положение. За инициативой издания этой книги стоят люди, известные своим высоким благочестием и авторитетом. Когда в каких-то наших мечетях трусливые мелкие служки препятствуют распространению подобных книг, это выглядит жалко и нелепо.
КОРАН "ПРО ЭТО"
Любовь и секс в исламе рассматриваются как явления не только самодостаточные, но и как реализация Воли Аллаха. Коран и Сунна Пророка Мухаммада (мир ему) высказываются в пользу симметрии прав и обязанностей мужчины и женщины в любви и сексе. Ислам однозначно осуждает все виды "нетрадиционной ориентации" , исходя из необходимости защиты интересов семьи. Ислам изначально широко распространился среди арабов, народа чувственного, для которого любовь и секс всегда сочетались с ценностями сакрального, религиозного характера. Не случайно действие всех знаменитых арабских историй о необычайной силе любви и сексуальной страсти происходит вблизи Каабы главного объекта паломничества мусульман, священного центра земли, в сторону которого необходимо обращаться во время молитвы. В Коране проблемы секса и любви трактуются реалистически. В отличие от постов в других религиях, соблюдение Рамадана предусматривает полное воздержание от сексуальных отношений, так же как от пищи и питья, лишь в светлое время суток.
По материалам статьи Ильшата Насырова (www.islam.ru)
02.11.2004
|