Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_114928.html


03 февраля 2018

Воронежские историки Аркадий Минаков и Станислав Хатунцев поздравили "Луганскую гвардию" с четырехлетием

Источник: http://www.4pera.ru/news/picture_of_the_day/voronezhskie_istoriki_arkadiy_minakov_i_stanislav_khatun Четыре пера

В Луганске состоялся научно-практический семинар "Русская цивилизация. Настоящее, прошлое, будущее". Он был приурочен к четырехлетию первопроходцев Русской весны из общественно-политического движения "Луганская гвардия" (лидер – Анастасия Пятерикова). В семинаре приняли участие воронежские историки – Аркадий Минаков и Станислав Хатунцев.

"Анастасия Пятерикова решила сделать мероприятие, приуроченное к четырехлетию движения "Луганская гвардия", научным и пригласила в ЛНР несколько российских мыслителей, – рассказывает в своем Живом Журнале историк из Луганска Юлий Федоровский. – Похоже, административная машина ЛНР по инерции работает на подавление оппозиции, поэтому конференцию, как обычно, провели конспиративно, то есть без особой огласки.

Начал заседание руководитель Центра изучения русского консерватизма при Воронежском госуниверситете, профессор ВГУ и доктор исторических наук Аркадий Минаков. Он сообщил, что либеральный эксперимент в России, начавшийся в 1991-м, с 2011-го терпит крах, и правительство, начиная с нулевых годов, использует элементы консервативной идеологии. ЛДНР могут рассчитывать на воссоединение с Россией в рамках именно консервативной идеи: русские как разделенный народ, требующий воссоединения; отказ от ленинского принципа строительства национальных республик и границ.

Его мысли развил кандидат исторических наук из Воронежа Станислав Хатунцев. Он развенчал ряд мифов русской истории: про потемкинские деревни, продажу Аляски и победителя Наполеона – генерала Мороза.

На семинаре выступил приехавший из Донецка бывший спикер Народного совета ДНР, лидер движения "Юг России" Андрей Пургин. По обыкновению он толкнул речь про юг России как объединяющую крышу земель от Дуная до Волги, про единство русского цивилизационного пространства, 100-летний маятник от радикального коммунизма до крайнего либерализма, "а мы за среднее положение", восстановление в народных республиках реального местного самоуправления. Пургин вспомнил о том, что сопротивление насильственной украинизации после распада СССР начиналось на Донбассе с идеи донецкого регионализма. Рассказал о том, что погранзаставы между ЛНР и ДНР наконец сняты, а их главы Александр Захарченко и Леонид Пасечник подписали меморандум о таможенном союзе ЛНР и ДНР".

Между тем сам Аркадий Минаков, будучи в Луганске, дал развернутый комментарий, в котором изложил свое видение будущего – не только ЛДНР, но и России – информационному агентству "Новороссия". "И России, и ЛНР с ДНР нужна новая идеология, которая сможет преодолеть раскол русского народа, – уверен воронежский историк. – ЛНР и ДНР, как и большая часть Украины, во всяком случае – Новороссийская дуга от Харькова до Приднестровья, не имеют никакого отношения даже к тому, что называют Малороссией. Соответствующие территории традиционно воспринимались как часть Российской империи, они являлись частью имперского государственного строительства. Там всегда и абсолютно доминировали этнически русское население, русская культура и русское национальное самосознание. Поэтому для выработки адекватной идеологии необходимо прежде всего обращение к русскому историческому опыту, тем корням, культурным и языковым практикам, которые здесь бытовали.

Безусловно, данные территории – часть Большой России, которая существует вне зависимости от национально-государственного, территориального деления, которое было проведено в 1922-м и последующие годы. Только общецивилизационный подход, только понимание того, что мы составляем единую русскую цивилизацию, может послужить основой для новой идеологии. Другой вопрос, что разработка и внедрение идеологических постулатов, с моей точки зрения, необходимы, потому что идеология задает цель, что нужно как для государства, так и для общества. Цель нужна, чтобы определить направление образования, развития культуры, деятельности СМИ и массу других вещей. Если их идеологически не направлять самим, то же самое будут делать чуждые цивилизационные силы, что мы уже наблюдали во время 1990-х годов. Тогда все происходило ярко, четко, акцентировано. Образование, культура, СМИ культивировались политическими группами, которые ориентировались на Запад. Недопустимая, с моей точки зрения, вещь. Но чтобы от такой практики отказаться, нужно пересмотреть Конституцию РФ, в которой есть запрет на государственную идеологию.

Идеология Российской империи – то, что когда-то укладывалось в формулу министра народного просвещения при Николае I графа Сергея Уварова, – "Православие, самодержавие, народность. В переводе на современный язык речь идет об идеологии сильной, централизованной, суверенной государственности. Основами государственности являлись православные ценности, а главным носителем – русский народ. Так было до 1917 года.

Мы видим, что идеология, которая бытовала в Советском Союзе, является интернационалистической, и она на первых порах носила русофобский характер: игнорировала русские национальные интересы, а слово "патриотизм" являлось ругательным. Модель государственного устройства, которая вытекала из доктрин марксизма-ленинизма, носила в себе одно исключительно важное, но крайне негативное для русских – как этноса – начало: СССР не был государством русского народа, в отличие от Российской империи, пусть и со всеми оговорками. Советский Союз рассматривался как плацдарм для мировой революции, к которому должны были бы в итоге присоединиться многие другие социалистические республики и коммунизм восторжествовал бы во всем мире. Здесь русские национальные интересы вообще никак не просматриваются, у русских людей нет никакой субъектности. В то же время искусственно были созданы национальные республики, которые раскололи русский народ: Украинская ССР, Белорусская ССР, Казахстан. То есть советский проект расколол русский народ, был запущен процесс образования новых народов, например, украинцев.

Поэтому мне представляется, что новая идеология, которую ищут Россия и народные республики Донбасса, должна в максимальной степени учитывать данный факт. Нужно разрабатывать идеологический проект, который сможет преодолеть встроенную в Российскую Федерацию ущербность".

РЕКЛАМА