Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_114161.html


09 ноября 2017

Иконы нового и старого обрядов, изъятые у контрабандистов, передадут Русскому музею

Источник: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=68561 Интерфакс

В Михайловском дворце в четверг состоится передача Русскому музею от УФСБ России по Петербургу и Ленинградской области партии икон, изъятых у контрабандистов.

Как сообщает пресс-служба музея, иконы были изъяты сотрудниками органов безопасности в результате мероприятий по противодействию незаконному перемещению культурных ценностей через российскую таможню.

Среди 13 отобранных икон – образцы живописи Нового времени XVIII-XIX века, написанные в разных художественных центрах России и относящиеся как к искусству "синодальной" Православной церкви, так и к старообрядческому письму. В церемонии примут участие руководитель управления министерства культуры РФ по Северо-Западному федеральному округу Сергей Булавский и врио директора Русского музея Юрий Королев.

В музее отмечают, что наиболее интересным по исполнению и сохранным по живописи является образ Богоматери "Моление о народе", в позднее время получивший название Боголюбской, что и закреплено в именовании на самой иконе.

С искусством Палеха, одного из ведущих иконописных центров Нового времени, связана икона поясного апостола Иоанна, представленного в момент создания Евангелия и с фигурой ангела премудрости Божией, "нашептывающего" святому текст Писания. В руках евангелиста не только полураскрытая книга и перо, но и другие письменные принадлежности – чернильница и подставка под перья.

Еще одна икона с оплечной фигурой Николая Чудотворца, получившего именование "Отвратного", поскольку она повторяла надвратное изображение святителя, также была характерной для творчества мастеров владимирских иконописных сел, особенно палехских художников.

Среди других произведений – несколько различных изводов Богородичных икон – Одигитрии, Троеручицы, Печерской (с образами предстоящих преподобных Антония и Феодосия Печерских), Неопалимой купины, а также сцены праздников – камерного Введения Богородицы во храм, написанного в одном из поволжских старообрядческих центров, и Рождества Богоматери, скорее всего исполненного в Холуе во второй половине XIX века.

Еще три иконы представляют собой характерный тип избранных святых, которые заказывались в качестве домашних моленных образов. Изображение великомученика Власия Севастийского, несмотря на плохую сохранность, интересно как пример редкого житийного повествования святителя, получившего распространение с XVII веке, отличавшегося тем, что сцены жития размещались не на полях, а непосредственно в среднике, у ног чудотворца.

Каждое произведение нуждается в серьезных консервационных мероприятиях: реставраторы Русского музея, как только будут составлены все необходимые учетные документы, приступят к укреплению грунта и красочного слоя вновь поступивших в музей памятников поздней русской иконописи.

РЕКЛАМА