Иконы нового и старого обрядов, изъятые у контрабандистов, передадут Русскому музею В Михайловском дворце в четверг состоится передача Русскому музею от УФСБ России по Петербургу и Ленинградской области партии икон, изъятых у контрабандистов.
Как сообщает пресс-служба музея, иконы были изъяты сотрудниками органов безопасности в результате мероприятий по противодействию незаконному перемещению культурных ценностей через российскую таможню.
Среди 13 отобранных икон образцы живописи Нового времени XVIII-XIX века, написанные в разных художественных центрах России и относящиеся как к искусству "синодальной" Православной церкви, так и к старообрядческому письму. В церемонии примут участие руководитель управления министерства культуры РФ по Северо-Западному федеральному округу Сергей Булавский и врио директора Русского музея Юрий Королев.
В музее отмечают, что наиболее интересным по исполнению и сохранным по живописи является образ Богоматери "Моление о народе", в позднее время получивший название Боголюбской, что и закреплено в именовании на самой иконе.
С искусством Палеха, одного из ведущих иконописных центров Нового времени, связана икона поясного апостола Иоанна, представленного в момент создания Евангелия и с фигурой ангела премудрости Божией, "нашептывающего" святому текст Писания. В руках евангелиста не только полураскрытая книга и перо, но и другие письменные принадлежности чернильница и подставка под перья.
Еще одна икона с оплечной фигурой Николая Чудотворца, получившего именование "Отвратного", поскольку она повторяла надвратное изображение святителя, также была характерной для творчества мастеров владимирских иконописных сел, особенно палехских художников.
Среди других произведений несколько различных изводов Богородичных икон Одигитрии, Троеручицы, Печерской (с образами предстоящих преподобных Антония и Феодосия Печерских), Неопалимой купины, а также сцены праздников камерного Введения Богородицы во храм, написанного в одном из поволжских старообрядческих центров, и Рождества Богоматери, скорее всего исполненного в Холуе во второй половине XIX века.
Еще три иконы представляют собой характерный тип избранных святых, которые заказывались в качестве домашних моленных образов. Изображение великомученика Власия Севастийского, несмотря на плохую сохранность, интересно как пример редкого житийного повествования святителя, получившего распространение с XVII веке, отличавшегося тем, что сцены жития размещались не на полях, а непосредственно в среднике, у ног чудотворца.
Каждое произведение нуждается в серьезных консервационных мероприятиях: реставраторы Русского музея, как только будут составлены все необходимые учетные документы, приступят к укреплению грунта и красочного слоя вновь поступивших в музей памятников поздней русской иконописи. Источник: Интерфакс
|