поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
04 октября 2017  распечатать

Николай Пиотровский

Искусство для человека, а не человек для искусства

О разграничении понятий "современное" и "актуальное"

Источник: Независимая газета

Незадолго до споров о фильме Алексея Учителя "Матильда", с новой силой разгоревшихся вместе с началом осеннего политического сезона, произошло событие, казалось бы, не имеющее к этой теме прямого отношения. Министерство культуры заказало двум уважаемым московским институтам – Государственному институту русского языка им. А.С. Пушкина и Российскому научно-исследовательскому институту культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева – экспертизу двух словосочетаний, которые в последние годы стали чаще мелькать в повседневной и неспециализированной речи в совершенно отличном друг от друга значении. Словосочетания эти "актуальное искусство" и "современное искусство".

Эксперты, не мешкая, дали совершенно определенный ответ: "То, что является актуальным, обязательно современно. То, что современно, не обязательно актуально". Следуя этой простой и ясной логике русского языка (в котором, как на это справедливо указывают специалисты по языкознанию, "семантика прилагательного "современный" шире семантики прилагательного "актуальный"), Министерство культуры составило два рекомендательных определения, которые разослало в письменном виде во все органы управления культурой исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно этому определению, "современное искусство" это лишь то искусство, которое творится современниками, а "актуальное" то, что "содержит в себе смысл, в котором нуждается современное общество... вне зависимости от времени создания".

Событие это прошло совершенно незамеченным. Но вопрос о дефиниции, то есть об определении границы того или иного понятия, представляется нам чрезвычайно важным. Если с "современным" все более или менее понятно, то вокруг "актуального" сразу возникает множество мелких проблем и недоговорок. Какое общество или какую часть общества считать современными? В каком смысле нуждается это общество и кто этот смысл придумывает и определяет? И если на актуальность не влияет время создания произведения искусства, то какую историческую эпоху предлагается взять за образец для современного общества, ведь в разные эпохи господствовали подчас противоположные друг другу эстетические и этические нормы?

Известный французский философ-постструктуралист, автор понятия "борьба дефиниций" Пьер Бурдье писал: "Именно это "видение как"... которое "чистые художники" стремятся утвердить наперекор обычному видению, является основополагающей точкой зрения... которая определяет правило допуска в поле: "да не внидет тот", кто не обладает точкой зрения, согласующейся или совпадающей с основополагающей точкой зрения поля". Исходя из этого простого в своей сути тезиса о том, что тот, кто заказывает музыку, тот и решает, как именно ее исполняют, становится абсолютно очевидно, что борьба вокруг "Матильды" совсем не игра и не симулякры, а принципиальная и реальная борьба за символическую власть в пространстве российской культуры.

Нас пытаются убедить в обратном. В колонке на "Гефтере" актер Электротеатра Станиславский, например, пишет: "Российские поединки в рамках культурной политики – войны видимостей". Проще говоря, фейк, подлог – видимость противостояния. Другой автор, известный политолог, описывает споры вокруг "Матильды" как борьбу "черносотенного пуританизма" и "диктатуры "борделя", намеренно понижая и принижая стиль развернувшейся дискуссии. Третий, автор сайта "Православие и мир", пишет, что "размышления и эксперименты всегда более продуктивны, чем рутина и скука", под "рутиной и скукой", конечно же, подразумевая искусство со светской точки зрения неактуальное, в том числе и церковное.

Так какое же искусство считать актуальным? С точки зрения православия, всё и никакое. Все потому что Церковь существует вне времени и вне какой-либо светской хронологии. Строго говоря, важен только один промежуток: от первого пришествия Христа и до второго. В этом коротком-коротком, потому что временном, промежутке не существует самого понятия актуального или неактуального. Поэтому всё церковное искусство актуально в той степени, в какой оно служит делу спасения человека. Никакое, потому что вместе со сменой эпохи и столетия сменяется и стиль, а как можно придавать вечному, низменному и истинному свойства, существующие лишь во времени, и только в связи со временем свой смысл обретающие?

С того угла зрения, которое себе выбрало contemporary art (с английского "текущее, нынешнее"), само понятие "вечного" не актуально. Вечное – это что-то страшное, смутное, темное, в конце концов тайное. В этом смысле "тайное" означает не просто закрытое и недоступное, но имеющее власть над явным, мирским и явленном человеку во времени. А современная культура не хочет и не желает признавать даже возможность того, что над ней может существовать какая-то власть, кроме нее самой. Поэтому ставит на пьедестал вечного всего лишь временное.

В этой парадигме актуального, а значит временного, есть только один непреложный закон: будь актуален. Создай ситуацию, в которой о тебе говорят, при которой ты неизбежно находишься в центре внимания. Не имеет значения, как именно ты этого добьешься – сделай это! Однако вопрос "как" – это всегда вопрос нравственного закона. В церкви человек спасается "как", делает добрые дела "как", творит молитву "как": сама христианская жизнь становится вечным вопросом: "как", "каким образом"? Из этой диалектики образа христианского действия и рождается христианское искусство, и именно поэтому оно всегда стремится в себе самом воплощать не только богословскую, но и нравственную идею.

Актуальное же искусство нравственным быть не может по своей собственной сути. Исполняя непреложно заповедь актуальности, оно одновременно отказывает себе в самой возможности исполнять заповеди Христа. Поэтому христиане и относятся с таким недоверием и подозрением ко всему, что с легкой руки культурной элиты объявляется актуальным, им заповедовали: "Не собирайте себе сокровищ на земле".

По этой же причине борьба вокруг "Матильды" – это не фейк, не обман и не симулякр. Это борьба временного, которое "моль и ржа истребляют и... воры подкапывают и крадут" (Мф 6:19), и вечного, которое всегда стремится стать "столпом и утверждением истины".

Поэтому главный вопрос борьбы дефиниций вокруг искусства это вопрос, поставленный ребром: человек для искусства или искусство для человека?

ИЕРАРХИЯ
НОВОСТИ

22.02.2018

В московском парке "Зарядье" в День защитника Отечества расскажут о святом адмирале Федоре Ушакове

Лавров предостерегает от вовлечения Православных церквей в политические игры

Главный раввин России предостерег от опасностей пересмотра истории

Скончался фронтовик Леонтий Брандт, освобождавший узников "Освенцима"

Определены финалисты конкурса "Лето Господне"

Митрополит Волоколамский Иларион возглавил заседание Комиссии по международному сотрудничеству Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России

При участии Синодального комитета по взаимодействию с казачеством пройдет конференция "Революционные события 1917 года и судьбы русского казачества"

21.02.2018

СМИ: известный проповедник Билли Грэм скончался в возрасте 99 лет

/ все новости /
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

14.02.2018

Камертон:
Михаил Корниенко
Украина. Мирный молебен за продолжение гражданской войны

13.02.2018

The Bell:
Тихон Шевкунов: "Если бы Серебренников попросил меня о встрече, я бы безусловно не отказал"

11.02.2018

РИА Новости:
Антон Скрипунов
Патриарх Иоанн Х: храмы в Сирии восстанавливаются, несмотря на войну

09.02.2018

Иваново-Вознесенская епархия:
Игумен Виталий (Уткин)
Игумен Виталий (Уткин). "И абие ринуся из превысокого храма своего": Святость или самоубийство?

08.02.2018

В досье дипломата:
Владислав Гулевич
"Христиане остаются самой преследуемой религиозной общиной в мире"

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты