поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
13 мая 2017  распечатать

Виктор Милитарёв

В идеологии "Бессмертного полка" есть серьезный пробел

Источник: Взгляд

В начале 90-х, сразу как пришли к власти гайдаровцы, Вадим Валерьянович Кожинов и Александр Андреевич Проханов выдвинули идею о примирении "белых" и "красных" патриотов как необходимом условии единства действий патриотических сил.

Имелось в виду, что противоборство белых и красных – это продолжающаяся уже почти век братоубийственная война, инспирированная силами, враждебными самому существованию российской государственности и русского народа. И продолжение этой свары играет на руку только "мировой закулисе", желающей проигрыша всем нам – и белым, и красным.

Поначалу я, честно сказать, воспринимал этот тезис с некоторым скепсисом.

Сама по себе идея национального примирения казалась мне вполне конструктивной, но сопровождающие ее, скажем так, "геополитические предположения" выглядели слишком пафосными и малообоснованными.

Однако уже достаточно скоро я убедился в правоте своих старших товарищей.

Когда я увидел, как танки расстреливают здание российского парламента, и все это сопровождается захлебывающимися восторгами мировых "прогрессивных" и "демократических" СМИ, я начал понимать, что на Западе что-то, мягко говоря, "не так".

А уж когда десятилетняя злобная ругань в тех же СМИ, доказывающая, что "плохими парнями" во всех гражданских конфликтах в Югославии являются исключительно сербы, а все остальные, включая албанских бандитов-наркоторговцев, являются "хорошими парнями", завершилась реальными бомбардировками мирного населения в Белграде, я понял, что тезис о "мировой закулисе" как минимум "имеет право на существование".

И с тех пор я абсолютно убежден в необходимости для нас национального примирения, и в первую очередь – прекращения "гражданской войны, обращенной в прошлое" и восстановления единства национальной истории России.

Я совершенно уверен в том, что мы буквально "по жизненным показаниям" нуждаемся в "примиряющем синтезе" ценностей и базовых идей дореволюционной императорской России с ценностями и базовыми идеями советского периода нашей истории: советского патриотизма, основывающегося на идее социальной справедливости, и старого российского патриотизма, основывающегося на православной вере.

Поэтому я стараюсь быть весьма чутким к происходящим у нас событиям, "работающим" на такое "воссоединение исторического единства".

Например, два года назад, в канун празднования юбилейного Дня Победы, таких событий произошло сразу два.

Святейший патриарх Кирилл освятил на Преображенской площади восстановленный Преображенский собор, собор гвардейского Преображенского полка, а на Братском кладбище, где покоятся герои Первой мировой войны, был захоронен великий князь Николай Николаевич. Последний главнокомандующий дореволюционной русской армией был захоронен, согласно его завещанию, "среди своих солдат и офицеров".

Тогда же мы с друзьями, много лет занимающимися защитой Братского кладбища, провели там памятную акцию "Бессмертный полк Братского кладбища". Мы прошли шествием с портретами похороненных там героев Первой мировой.

Такие же события произошли перед 9 мая и в этом году.

Во-первых, в Кремле святейший патриарх Кирилл освятил в присутствии президента восстановленный там поклонный крест работы великого Васнецова, который был поставлен там в 1905 году в память об убийстве эсером-террористом Каляевым великого князя Сергея Александровича. На мероприятии Святейший и президент произнесли очень важные, на мой взгляд, речи о национальном примирении и о восстановлении единства российской истории. Впрочем, на ВЗГЛЯДе об этом уже написала Ирина Алкснис, и я с ее мыслями совершенно согласен.

А во-вторых, на уже упоминавшемся мною Братском кладбище прошел очередной крестный ход памяти захороненных там участников Первой мировой войны. На этот раз на Братском собралось очень много православных священнослужителей. Присутствовал и выступил с очень важной речью первый заместитель председателя синодального отдела по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков.

Александр Владимирович занимает эту должность сравнительно недавно, чуть меньше года. Однако он уже стал широко известен в СМИ после своего высказывания о мавзолее Владимира Ильича Ленина.

Щипков тогда сказал о том, что считает идею захоронить тело Ленина крайне несвоевременной, и предложил ввести в России мораторий на войну с политическими символами:

"Мы прекрасно понимаем, что его присутствие на Красной площади не имеет ничего общего с христианскими традициями. Но мы можем ставить вопрос о перезахоронении не ранее, чем прекратится кампания по декоммунизации и десоветизации на постсоветском пространстве. И впоследствии, ставя этот вопрос, мы обязаны исходить исключительно из религиозных, а не политических соображений".

На Братском кладбище Александр Владимирович произнес не менее важные слова о том, что оно должно стать таким же главным московским "местом памяти" о Первой мировой войне, как Поклонная гора уже стала местом памяти Великой Отечественной. И так же, как и на Поклонной, на Братском кладбище должен быть создан соответсвующий музей.

Но самым главным событием, ведущим к восстановлению единства нашей истории, являются, конечно, шествия "Бессмертного полка".

Я совершенно уверен в том, что "Бессмертный полк" – одно из важнейших мистических событий нашей истории. Недаром одному из основателей этого движения само шествие приснилось за несколько лет до того, как идея получила воплощение.

В "Бессмертном полку" мы получили свой российский культ предков-героев. Тех, кто воинским трудом или трудовым подвигом в тылу участвовал в Великой Отечественной войне. Тех, кто внес свой вклад в нашу Великую Победу.

Но в идеологии "Бессмертного полка" есть, на мой взгляд, серьезный пробел.

Изначально "Бессмертный полк" задумывался исключительно как память о героях Великой Отечественной. Но ведь, хотя Великая Отечественная справедливо воспринимается нами как "главная война", а победа в ней – как "главная победа", это не единственная из войн, в которых участвовали наши отцы, деды и прадеды.

Даже если считать Финскую и Хасан с Халкин-Голом эпизодами Великой Отечественной, у нас были также Афган и Чечня. Это даже если не вспоминать о Корее, Вьетнаме, Анголе и других локальных конфликтах.

А ведь, сверх того, многие из нас помнят своих прадедов и дедов, воевавших в Первую мировую и в Русско-японскую. Я уж не говорю о том, что у нас существует Общество потомков участников Отечественной войны 1812 года. И члены этого общества любовно собирают биографии своих предков, воевавших на этой войне.

Но все попытки говорить о том, что имеет смысл выходить на шествие "Бессмертного полка" с портретами участников других наших войн, очень часто вызывают возмущение и обвинение в "нарушении устава движения "Бессмертный полк".

Мне кажется, в своем совершенно правильном желании восстановить единство исторической памяти не следует действовать излишне "в лоб". Ведь есть и другое решение, никак не нарушающее устава: у нас есть двое православных святых, которые стопроцентно являются участниками Великой Отечественной.

Прежде всего, это святитель Лука Крымский. Дело ведь не просто в том, что по учебникам гнойной хирургии Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого учились во время войны все оперирующие на фронте хирурги. И дело даже не в том, что владыка Лука просился на фронт, куда его из ссылки не отпустили. Ответом на его прошение было назначение его главным хирургом областного эвакогоспиталя.

А недавно почивший о. Кирилл (Павлов), которого очень многие православные уже считают святым, несмотря на отсутствие пока официальной канонизации, героически прошел всю войну в офицерском чине.

Поэтому я изготовил два транспаранта для шествия "Бессмертного полка" в этом году. На одном из них Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, главный хирург эвакогоспиталя, а на другом – Иван Дмитриевич Павлов, лейтенант.

А что они мне формально не родственники – так русские святые всем нам родственники. В молитве святым новомученикам и исповедникам российским так и написано: "вы, святые сродницы наши".

Я надеюсь, что пафос этой молитвы "вы, святые сродницы наши, не забудите земнаго отечества вашего" самым естественным образом соединится на шествии "Бессмертного полка" с нашим общенародным, вполне светским культом Великой Победы и с выражающими этот пафос и культ словами Владимира Высоцкого: "Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие как часовые".

Ведь всем нам – и верующим, и неверующим, сегодня, как и тогда, "нужна одна Победа. Одна на всех". И мы, как и тогда, "за ценой не постоим".

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Александр Щипков

Патриарх Кирилл

ИЕРАРХИЯ
НОВОСТИ

20.09.2017

Новая программа "Философские ночи" появилась в эфире радио "Вера"

19.09.2017

В православном университете отметят десятилетие единства Русской церкви

РПЦ собрала 3 млн руб нуждающимся благодаря отказу епископа от подарков

Телеканал "Спас" покажет фильм митрополита Илариона о падении Византии

Патриарший экзарх всея Беларуси посоветовал верующим не ходить на "Матильду"
По его словам, никакой агрессии не должно быть, но против фильма можно "проголосовать ногами"

Масштабная реставрация кафедрального собора начинается в Вологде

На Международном туристическом форуме в Москве представлен Екатеринбургский Царский маршрут

Состоялось очередное заседание Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви

/ все новости /
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

19.09.2017

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Волоколамский Иларион: Существует немало примеров, когда церковные деятели добивались успеха там, где его не могли добиться политики

Официальный сайт Московского Патриархата:
В.Р. Легойда: За что канонизирован император Николай II

Официальный сайт Московского Патриархата:
Юридическая служба Московской Патриархии заявила об искажении своей позиции рядом СМИ

15.09.2017

Коммерсантъ:
"Не все в порядке у нас с культурой"
Дмитрий Дризе – о прогрессирующих скандалах

РИА Новости:
Шестой Елизаветинский крестный ход пройдет к столетию событий 1917 года

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты