Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_111825.html


18 марта 2017

Александр Щипков

Нравственный бренд Тарусы

Источник: http://october.tarusa.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7442:2017-03-16-12-42-08&catid Газета "Октябрь"

Наше сегодняшнее интервью с Почётным гражданином Тарусы, советником Председателя Государственной Думы РФ, доктором политических наук, писателем А.В. Щипковым проходит в рамках празднования в Тарусе юбилейного года – 120-летия со дня рождения Героя России генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова, нашего славного земляка, явившего миру в годы войны образец стойкости, патриотизма, беспримерного мужества.

Для Александра Владимировича Щипкова имя легендарного командарма Великой Отечественной занимает совершенно особое место среди прочих высоких имён. Как и в целом для Тарусы, которой выпала великая честь стать малой родиной генерала Ефремова, имя которого навсегда встало в ряд имен замечательных русских полководцев.

– Александр Владимирович, недавно Таруса отметила 120-летие со дня рождения "своего генерала" – легендарного командарма Великой Отечественной войны Героя России М.Г. Ефремова. Долгие годы его воинский и человеческий подвиг замалчивался, о нём знали фронтовики и, может быть, ещё немногие люди. Почему? Перефразируя крылатое выражение, нет героя в своём Отечестве?

– Посмертная судьба генерала Ефремова сложна с двух точек зрения – и с чисто личной, и с исторической. С исторической – его имя действительно при советской власти какое-то время немного замалчивали. Не то чтобы он был совсем неизвестен – первый памятник героям Великой Отечественной войны был поставлен в Вязьме и посвящен 33-й армии и лично генералу Ефремову. Но отношение Сталина к Ефремову было двойственное: с одной стороны, он не выполнил приказ, не оставил армию и не вернулся в Ставку, а с другой стороны, он совершил подвиг, и Сталин не мог этого не осознавать как верховный главнокомандующий. Поэтому нельзя сказать, чтобы всё это совсем уж замалчивали. Ему поставили памятник, и это была огромная честь. Но с другой стороны, не дали звания Героя Советского Союза. За ослушание, за то, что отказался улететь на этом знаменитом самолете.

Второе – что касается его личной судьбы. Она теснейшим образом связана с Тарусой. Он здесь родился. Он был воспитан на калужской земле, и мы знаем, с каким трудом нынешняя школа № 1 добивалась присвоения ей имени генерала Ефремова. С каким трудом добивались присвоения ему, уже после распада Советского Союза, высшего звания – Герой России. И внутри самой Тарусы имя его никак не звучало, за исключением одной боковой городской улицы. Это не одна из центральных улиц города, она очень уютная, красивая, но она где-то "сбоку". И такое к нему отношение – "сбоку" – в Тарусе долгое время сохранялось.

Конечно, что касается краеведов, поисковиков, педагогов, учащихся, ветеранов – эта память была всегда. Но широко, в масштабах города это имя как бы стерлось, как бы ушло. На первый план вышли имена деятелей культуры. Они стали доминировать в городе. Цветаева, Ахмадулина, Штейнберг, Рихтер – это всё очень яркие имена отечественной культуры, но при этом командарм оказался как-то на обочине. Хотя, если уж честно сказать, если бы не было таких людей, как Ефремов, не было бы русской культуры вообще. Завоевали бы нас или монголы, или поляки, или французы, или японцы, или немцы – и народ бы растворился, и культура бы растворилась вместе с исчезнувшим народом. Поэтому роль защитника Отечества в России всегда высоко ценилась. Достаточно вспомнить, как широко праздновалось 100-летие Бородинского сражения в 1912 году – это была огромная государственная программа. Возвели большое количество великолепных памятников в Смоленске, Малоярославце, на Бородинском поле. Храм Христа Спасителя в Москве строился к 100-летию победы над Наполеоном.

Но что касается Михаила Ефремова, именно в Тарусе почему-то возникла "лакуна", некий провал, забвение совершенно по непонятным причинам. Очень хороший мемориал стоит у нас на берегу Оки, но с прискорбием должен сказать: почему у нас на одном пятачке и герои Великой Отечественной, и герои афганской войны, и герои Чернобыля, чей подвиг приравнивается к воинскому? Почему они все в одном небольшом месте? Казалось бы, можно "развести" их, сделать в городе три мемориала: и афганцам посвященный, и чернобыльцам... Чернобыльцам прямо просится хороший, достойный мемориал у СКБ КП ИКИ, можно проводить там отдельные мероприятия, посвященные памяти этих героических людей. А у нас почему-то все спрессовано на двухстах квадратных метрах. И кстати, когда мы предложили создать в Тарусе памятник Ефремову, нам настойчиво рекомендовали это же место. Но мы с женой категорически отказались, потому что – ну невозможно уместить здесь всё! Мой сын сказал тогда прямо: это получится какое-то "гетто для героев". Двести квадратных метров – это недопустимо, это неуважение к памяти этих людей! Поэтому личная судьба генерала Ефремова в городе тоже трагична. Не сохранился дом Ефремовых. Ну, жизнь есть жизнь – имущество покупается, продается, родственники вынуждены были уехать, а дом купили, продали, снесли по ветхости и так далее. Но зато сохранился дом братьев Егоровых – двух замечательных героев Великой Отечественной войны, друзей детства Ефремова. Тоже, увы, позабытых. Оба брата Егорова погибли тоже в 1942 году. Половина дома, в котором они провели детство, еще существует – в нем сохранился стол, за которым мальчишкой сидел в гостях у Егоровых и пил чай Миша Ефремов. Этот простой дощатый деревенский стол вообще-то нужно на коленях выпрашивать у этой семьи и отдавать в школьный музей, потому что это – артефакт, это ценнейший предмет, который хранит память о Ефремове! Это предмет, который он трогал своими руками. С музейной точки зрения – совершенно бесценная вещь, которая хранит память эпохи.

Мы должны иными глазами смотреть и на Ефремова, и вообще на всех героев Великой Отечественной войны – тех, что вышли из Тарусы. У нас в Тарусе пять Героев Советского Союза и шестой – Герой России Ефремов. Есть улицы, их именами названные. Но вообще, в идеале, было бы хорошо каждому из них поставить бюст на их родных улицах. Должна сохраняться память – это очень важно. И то, что Ефремов стоит напротив собора, где его крестили, где его много лет спустя отпели, то, что он смотрит на собор и на воинский мемориал на берегу, на то место, с которого тарусяне уходили на фронт в 1941 году, – в этом тоже есть глубокий символизм. И то, что он находится недалеко от городского автовокзала, куда приезжают люди... Нет тарусянина, который мимо него не прошёл бы, потому что это главная транспортная артерия города. Это очень важный элемент с точки зрения городского ландшафта. Бюст Михаила Ефремова на самом деле и есть смысловой центр города, и есть "гений места", как выражаются историки и архитекторы. И смысл этого места сформулирован в надписи на постаменте: "Не предавшему Родину и солдат".

Есть еще одна бесспорная вещь. Очень важно, в какой атмосфере мы живем, что видят вокруг себя наши дети. Уже много раз говорилось об этом. Ну, например, в Москве одно время все вывески были на английском, на латинице. Идешь – и не поймешь: то ли ты в США, то ли в России. Потом вышел указ, и все-таки стали кириллицей писать – и сразу городской пейзаж поменялся. Теперь другой крен: чайхона, шаверма и прочее. Но и это пройдет. Так же важно, какие памятники стоят в городе, кому они посвящены, какого художественного качества, какой мировоззренческий смысл заложен его создателями. Когда в Петербурге повесили доску Маннергейму, был огромнейший скандал! Да, у него была долгая жизнь, он был царским генералом, но потом воевал на стороне гитлеровской Германии и бомбил блокадный Ленинград. Врагам памятные доски не вешают! Слава Богу, под натиском негодования горожан её сняли. Вот до чего может довести аберра́ция сознания русских людей, которые теряют ориентацию в историческом пространстве. В Тарусе наше историческое пространство очень тесно связано с несколькими именами. Тут жили герои гражданской, финской, второй мировой и афганской войн, деятели культуры, диссиденты, ученые. Про последних вообще забыли. Очень редко вспоминают про профессора Власова – а ведь это был один из талантливейших ученых. Мемориальная доска изобретателю Голубицкому на здании почты находится в плачевном состоянии...

Сейчас активно обсуждается имиджевая тема Тарусы, разрабатывается бренд города. Очень хорошо, что это обсуждение проходит открыто, гласно, публично. Доминирует точка зрения, что Таруса – культурная столица Калужской области, что мы самые "крутые" по линии истории и искусства. А Боровск? А Козельск? А сама Калуга? Конечно, мы тарусяне любим свой город, гордимся им. Но эта любовь не должна превращаться в местечковый патриотизм, заслонять собой любовь ко всему Отечеству, перерождаться в культурный "сепаратизм".

Согласен, у нас культура – очень сильная доминанта. Но какая доминанта? Что именно из культурного наследия мы выдвигаем на первый план? Пока что – декаданс Серебряного века, который привел к разрушению страны в 1917 году и революционное авангардное искусство, которое сегодня в мире уже вышло из моды. Сегодня мир возвращается к Традиции, вот где главный мейнстрим. Эксперименты в искусстве скоротечны, а классика вечна. Именно она воспитывает людей из поколения в поколение. Может быть, стоит обратить внимание на сочетание классической культуры, русской героики, патриотизма и духовных религиозных основ нашего народа? Может быть, именно здесь таится наш главный тарусский "бренд"? А не в эпатажном авангарде и "серебряной" культуре, замешанной на кокаине и абсенте?

И еще. Нам упорно навязывают миф о том, что между тарусянами и "дачниками" существует антагонизм, вражда, неприязнь. Эти голословные утверждения якобы базируются на каких-то исследованиях и опросах. Как профессиональный политолог и социолог спрашиваю: на каких опросах? Никаких исследований не проводилось. Это грязный политтехнологический прием, направленный на раскол общественной городской жизни. Лгут, что тарусяне злы и завистливы, что они ненавидят дачников. Да тарусяне только и делают, что помогают приезжим. И не только москвичам, а и русским беженцам из Средней Азии и Украины. Это злонамеренная ложь про тарусян. А правду про милосердных тарусян еще в 1957 году сказал великий русский поэт Николай Заболоцкий: "Эти люди не давят лежачих / И голодных не гонят взашей". Сочувствие и милосердие – одна из главных отличительных черт тарусян.

Даже Оку умудрились обвинить в том, что она разделяет культурные миры Тарусы и усадьбы Поленово! У нас в Тарусе в последние годы начала процветать какая-то антинаучная псевдосоциологическая графомания. Над нами скоро потешаться начнут. Это все очень неприятно наблюдать. Потому что в реальности местная русская традиция и "дачная" культура – это взаимодополняющие элементы, которые дают толчок к развитию города. Так работают все социальные, национальные, цивилизационные системы. Все это давно описано в научной литературе. Но вернёмся к генералу Ефремову.

Таруса – это город героев, не предавших Родину. Таруса – это город верности долгу. Таруса – это город милосердия и любви к ближнему. Именно поэтому я горжусь своей принадлежностью к Тарусе. И это, по моему глубокому убеждению, и есть главная доминанта, которую мы должны ставить во главу угла. Таруса дала России полководца, который своим высочайшим евангельским подвигом, добровольно отдав жизнь за соотечественников, "за други своя", за всё русское Отечество, а не только за Тарусу, дал нам, своим потомкам, главный нравственный ориентир. Этот ориентир выводит Тарусу из местечковой среды обитания в смысловое пространство жизни всей великой России.

– Благодарю Вас, Александр Владимирович.

Беседу подготовила к публикации Г. ПЛУЩЕВСКАЯ.

РЕКЛАМА