Александра Кузьмичева Профессор Джон Милбанк о классической и романтической ортодоксии Источник: Татьянин день Встреча с Джоном Милбанком, ведущим британским богословом, профессором Ноттингемского университета, прошла в ПСТГУ 13 мая.Профессор приехал в Россию впервые. Одна из его книг сейчас переводится на русский язык в культурном центре "Покровские ворота", но еще до публикации он решил обсудить в России те направления западной теологии, которые могут казаться позитивными для восточной традиции.
По словам Юрия Зудова (ПСТГУ), профессор Милбанк пытается вывести теологию из зоны невостребованности современной культурой и обществом, используя в теологии язык современного постмодернизма.
В своем докладе профессор представил обзор современного состояния богословия на Западе. За последние 25 лет в богословии произошли географические, конфессиональные и культурные изменения: англосаксонские страны и Франция потеснили Германию, внутренние споры протестантской теологии перестали быть определяющими, в то же время произошло укрепление католической мысли. Современным богословам приходится противостоять подъему воинствующего атеизма, происходящему на Западе, а также противодействовать приобретающей враждебность секулярности, которая еще в послевоенные годы была толерантна к религии. Секулярная культура отказывается от уважения к христианским ценностям и убеждениям, христианам становится все сложнее осуществлять примирение с либеральной демократией. На Западе, например в Великобритании, возрастает неприятие атеистами тех, кто говорит в обществе с религиозных позиций. В то же время, и это парадокс – религия возвращается в общественную сферу. В той же Великобритании посещение церковных служб снижается, а активность религиозных деятелей в политике растет.
С одной стороны атеизм, с другой стороны возрастание влияние религии на общество. Некоторые пророческие предчувствия такого развития ситуации можно найти скорее у русских – Достоевского, Флоренского, Соловьева – чем у западных авторов.
В результате этих изменений, по мнению профессора Милбанка, в теологии появилось новое разделение на так называемый "классический" и "романтический" тип ортодоксии. "Романтики" считают, что к современной секулярности привело крушение идей, связанных с высшим эросом. "Для борьбы с этой секулярностью необходимо утвердить роль "эротического" страстей, воображения, искусства, этоса, как это было до Фомы Аквинского включительно", пояснил профессор. С другой стороны, сторонники "классицизма" видят причину современного положения вещей в неудовлетворительном использовании рассудка (например, у Оккама, Декарта, Юма, Канта). Для борьбы с секулярным мировоззрениям, считают "классицисты", следует возвратиться к схоластической традиции и положиться на разум. Далее профессор Милбанк признал: "Я думаю, что романтики почти целиком правы, а классицисты – почти целиком ошибаются".
В "романтической теологии", считает Джон Милбанк, сам способ думать сравним с софиологией, которая развивалась в России. Соловьев, как и романтические теологи сегодня, не кладет непроходимого разделения между человеком, его натурой и благодатью – наоборот, наша природа нацелена на приятие благодати. Одной из метафизических предпосылок "радикальной ортодоксии" является мысль, что если мир сотворен из ничего, то он может обрести свою полноту только в сопричастности с Богом. Если мы отвергаем эту сопричастность с Богом, то мы и остаемся с ничем.
"Романтический" подход, который профессор определяет как "радикально ортодоксальный", отражает желание отыскать истоки, возвратиться к корням христианства, восстановить традицию. У этих богословов силен интерес к святоотеческому наследию греков. При этом радикальная ортодоксия стала межконфессиональным движением, что делает ее эклектическим явлением.
Профессор Джон Милбанк отметил, что, по его мнению, "именно через связанное с чувством использование ума станет возможным благополучно изложить обновленную метафизику Триединого Бога и обоженного человечества".
На лекции Джона Милбанка собрались преподаватели ПСТГУ и других московских вузов – они задавали вопросы, например, о связи романтической ортодоксии с таким движением, как "теология освобождения". Идеи и начинания "теологии освобождения" кажутся докладчику действительно добрыми: это мысль, что невозможно разделять природу и благодать, и следовательно мысль о невозможности такого разделения в социальной сфере. Сами последователи "теологии освобождения", по мнению профессора, не во всем сохранили верность заявленному ими единству природы и благодати. Они некритически пытались привнести в христианское свидетельство, воцерковить нехристианские явления – например, марксизм-ленинизм.
Профессор также с сожалением отметил в этом движении недооценку роли Церкви как подлинного источника освобождения человека, и переоценку роли государства как места, где происходит подлинное изменение. "Идея справедливости в их восприятии очень часто замещала идею милости и сострадания", подытожил профессор.
Другому из слушателей принципиальным показался не вопрос о том, разумом или чувством мы пытаемся познавать Бога, а вопрос о Его движении к нам. По мнению профессора Милбанка, если придавать первичное значение Божественной инициативе, эта идея приведет к мысли, что Божественное существует отдельно от человеческого и не вовлечено в человеческое существование. Если же мы обратимся к наследию Максима Исповедника, то очевидно, что Божественное движение к нам проявляется прежде всего в Литургии и не может быть оторвано от нее. А исходя из этого, мы неизбежно приходим к синергийному пониманию отношений Бога и человека, т.к. Литургия требует человеческого участия, и Библия, будучи Откровением и явлением Бога, в то же время создается и человеческим вдохновением. "Мы чувствуем Бога в молитве – но это также есть наше движение к Нему. Мы узнаем Бога в нашей открытости и ответе Ему. В этом смысле, хотя приоритет Божественной инициативы может казаться на первый взгляд более христоцентричной идеей, нужно помнить, что Бог не отделен от нас, но в нас пребывает. Наш отклик Богу вдохновляется Самим Богом – если хотите, он божественен. Нельзя сказать поэтому, что Божественная инициатива предшествует нашему отклику", утверждает профессор.
Еще один вопрос касался внеконфессионального характера "радикальной ортодоксии", виднейшим богословом которой считают Милбанка, и, следовательно, роли Церкви в том, что он в своем докладе назвал "романтическим богословием". В докладе профессор упоминает о месте радикальной ортодоксии в движении "романтического богословия" как одном из нескольких течений. "Нужно упомянуть близость радикальной ортодоксии богословским взглядам нынешнего понтифика, необходимость развития нового современного христианского восприятия политической реальности, необходимость новой критики современного постмодернизма, а также то, что я назвал бы новой метафизикой", сказал профессор.
"Мы никоим образом не пытаемся недооценивать роль и значение Церкви, несмотря на наш некий внеконфессиональный характер. При этом мы принадлежим к традиции, которая стояла у истоков экуменического движения. В данном случае мы представляем ту часть англиканства, которая более тяготеет к католическому, чем к протестантскому восприятию традиции", пояснил докладчик. Его собственная принадлежность к англиканству основывается не на том, что он понимает англиканство как самую совершенную экклезиологию и точное богословие. "Но я наследую эту традицию и одновременно эту трагедию и считаю нужным принадлежать к ней", сказал он. По мнению Джона Милбанка, англиканство может сыграть роль связующего звена в традиционном противопоставлении между восточной и западной традициями. Оно не юридично в своем богословии, чем отягощено католичество. Оно заинтересовано в наследии греческих отцов, и при этом выработало то активное взаимодействие с политической сферой, которого недоставало восточной традиции.
В одной из книг профессор Милбанк писали о христианском социализме, поэтому один из вопросов касался его оценки современных социалистических партий – есть ли среди них приближенные к его пониманию христианской политики.
Вряд ли мы можем говорить о том, ответил профессор, что одна конкретная политическая партия выражает христианское видение в политической сфере. Мы можем говорить о некоем политическом строе, который может развиться из среды рыночных отношений, можем говорить о противостоянии тоталитаризму. Вся современная политика, видимо, являет собой разновидности одной и той же либеральной идеи. "Нужно течение, которое утверждало бы в качестве задачи политики развитие лучших человеческих качеств и добродетелей". Ключевые слова для Джона Милбанка "обмен дарами" между людьми.
Конкретно в политической сфере это обозначает идеал политического устройства, в котором все большую роль должны играть объединения взаимноответственных граждан. Они должны играть большую роль, чем государство. Экономические приоритеты тоже должны быть иными – экономика и конкуренция не должна быть нацелена на извлечение максимальной выгоды. "Мы должны быть нацелены на доброе экономическое соревнование – не ради получения больших денег, а ради того чтобы утвердить некий доброкачественный принцип. В частности, примером может быть совместное владение предприятиями, когда рабочие владеют пакетом акций. Экономика должна быть социально ориентированной и нацеленной на рост благосостояния в обществе", рассуждает Джон Милбанк.
По словам профессора Милбанка, влияние радикальной ортодоксии сегодня уже заметно в политической жизни Великобритании. "Демократия нуждается в неком авторитете традиции, если хотите, в сверхъестественном источнике своего существования", говорит он.
Рассуждения о выходе христианства в публичную и политическую сферу побудили задать вопрос о том, должен ли христианин придерживаться конкретной политической программы, и если да, то какой. Профессор Милбанк считает рискованным, когда Церковь или христианство в целом пытается выступить с некоей политической программой. "Скорее мы должны утверждать общие принципы, которые потом могут иметь и политические следствия и значение". В истории христианской мысли мы видим регулярное повторение некоторых мыслей – например, практически не исчезают идеи о необходимости посредничества между человеком и государством. Христианство последовательно отказывается признавать за государством абсолютное значение и власть, и чрезмерное доверие ему. При этом в христианской концепции личность никогда не существует изолированно, сама по себе, и одновременно личность в христианстве никогда не может быть принесена в жертву общему благу или государственным интересом. Это одновременно отрицание и нивелирующего личность тоталитаризма, и индивидуализма. Сама идея представительского государства, неотчуждаемая от политических систем сегодня, кажется профессору укорененной в христианской идее представительства: Христос представляет людей перед Богом и представляет Бога людям. Поэтому и политик должен осознавать себя частью именно такой модели представительства.
Также профессор, отвечая на вопросы слушателей, разобрал богословскую систему Владимира Лосского, с которой не согласен как в восприятии Дионисия Ареопагита, так и в прочтении святителя Григория Паламы, и коснулся причин разделения Церквей в 1054 году – скорее политических, по его мнению, чем собственно догматических.
В заключение Юрий Зудов констатировал, что в стенах Свято-Тихоновского университета состоялось первое знакомство русской аудитории с профессором Джоном Милбанком, и выразил надежду, что эта встреча станет "первым шагом на пути взаимопонимания радикальной и восточной ортодоксии".
|