Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_1094.html


18 ноября 2002

Александр Петров

"Религия и гражданское общество: проблема толерантности": "круглый стол" в Санкт-Петербургском государственном университете

16 ноября, в рамках программы проведения Дня Петербургской философии, в Санкт-Петербургском государственном университете прошел 'круглый стол' на тему 'Религия и гражданское общество: проблема толерантности'. Модератором 'круглого стола', в работе которого приняли участие религиоведы, а также представители РПЦ, в частности, протоиерей Владимир Федоров (Православный институт миссиологии), была заведующая кафедрой философии религии и религиоведения СПбГУ проф. Марианна Шахнович.

Бесспорно, что главной причиной, вызвавшей оживленную дискуссию на 'круглом столе', доходящую иногда до явной конфронтации, стало предложенное Министерством образования РФ примерное содержание учебного предмета 'Православная культура', который может быть введен в школьную общеобразовательную 'в рамках регионального (национально-регионального) компонента образования' (письмо министра В.В.Филиппова Органам управления образованием субъектов Российской Федерации).

Кроме того, 15 ноября – за день до круглого стола – негативная реакция представителей Философского общества Санкт-Петербурга, академиков и целого ряда преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета относительно введения в обязательную программу средних школ предмета 'Православная культура' вылилась в письменное обращение в Министерство образования РФ с резкой критикой не только вышеупомянутой программы, но и всего государственного образовательного стандарта в целом.

Заседание 'круглого стола' проходило в атмосфере серьезной озабоченности со стороны философского и религиоведческого сообщества Санкт-Петербурга возможными негативными последствиями, к которым может привести реализация подобной образовательной программы в условиях российской действительности. Тем более что внедрение именно религиозных, а не культурологических по своему содержанию предметов в школьные программы, с точки зрения специалистов, в данном случае религиоведов, нарушает принципы светскости Российского государства и системы образования, гарантируемые Конституцией РФ.

Во время 'круглого стола' дискуссия развивалась в основном вокруг таких тем, как религиозный плюрализм и толерантность, свобода совести и церковно-государственные отношения.

Протоиерей Владимир Федоров, акцентируя внимание на сложной ситуации имеющей место в сфере межконфессиональных отношений, в возникшем конфликте, связанным с введением религиозного образования в школах, прежде всего, видит проблемы экуменизма, а насильственное приобщение школьников к православной традиции считает путем тупиковым. Выход же из подобной ситуации возможен только через создание альтернативных образовательных программ на базе тесного сотрудничества светских и церковных образовательных структур. Именно независимые экуменические структуры, по словам протоиерея Владимира Федорова, могут выступить в качестве основы для развития проектов, направленных на развитие толерантности в российском обществе. Фундаментализму и разобщенности, разъедающим наше общество, можно противопоставить только постепенное воспитание толерантности в рамках системы образования, как светского, так и религиозного, а также открытый диалог на всех уровнях. Однако, несмотря на то, что миротворчество является основной функцией церкви, РПЦ не может назвать толерантность или стремлением к ней одной из своих заслуг. Кроме того, как считает о. Владимир Федоров, наше общество еще не готово к правильному восприятию самого понятия толерантности.

Как отметил другой участник круглого стола Ф.Н. Козырев (Межцерковное партнерство 'Апостольский город'), конфронтация провоцируется не только со стороны религиозных (конфессиональных) организаций, но и со стороны светского общества, а нетерпимость во многом и есть результат отсутствия качественного религиозного образования. Изучение религии не должно оцениваться однозначно как навязывание тех или иных религиозных ценностей. Преподавание религии в школе, с точки зрения Ф.Н. Козырева, должно быть делом рук не священников и даже не ученых-религиоведов, а профессиональных педагогов. Иными словами, возникшая проблема имеет, в первую очередь, педагогическое измерение и сводится к нехватке качественных преподавателей, имеющих соответствующее образование и способности. Для решение этой проблемы необходимо сотрудничество светских ученых-религиоведов и представителей разных конфессий.

В заключение 'круглого стола' М.М. Шахнович обратила внимание на основные методологические ошибки, связанные с неправильным пониманием принципов преподавания религиоведения. Как следствие, со стороны представителей церкви звучит жесткая критика такого религиоведения. Прежде всего, религиоведение – это не философская дисциплина, связанная с определенным мировоззрением, чаще всего неправильно понимаемом как атеистическое. Религиоведение – это культурологическая дисциплина, основанная на принципах компаративистики, вышедшая из лона теологии и существующая на стыке культурологии, социологии и психологии. При объективном изучении религии и тем более при преподавании религиоведения должны оставаться 'за порогом' все субъективные убеждения и конфессиональные предпочтения.

В силу того, что религиоведение является безоценочной объективной дисциплиной, преподавание сведений о религиях в школе должно строиться на внеконфессиональных, светских принципах и иметь исключительно факультативный характер.

На 'круглом столе' также обсуждались вопросы преподавания религиоведения в высших учебных заведениях и проблемы, связанные с подготовкой дипломированных специалистов по специальности религиоведение. Именно религиоведение рассматривалось участниками дискуссии как основная академическая наука, способствующая воспитанию религиозной толерантности.

Как показывает история, в утверждении толерантности и свободы совести заинтересованы не только светские институты общества, но и сама церковь, 'вавилонское пленение' которой в течение долгого периода не самым лучим образом отразилось на ее жизни и деятельности.

Особую обеспокоенность участников 'круглого стола' вызвала также атмосфера нетерпимости, насаждаемая некоторыми политическими кругами и рядом общественных и религиозных движений, следствие чего являются экстремистские тенденции в религиозной среде.

РЕКЛАМА