Алексей Пешехонов Николай Буров продолжатель дела Pussy Riot? Алексей Пешехонов о маятнике Фуко в Исаакиевском соборе Источник: Interessant||| В русском словаре с недавних пор утвердилось слово "троллинг" как синоним слова "провокация". Так вот, демонстрация в Исаакиевском соборе мятника Фуко 12 апреля самый настоящий троллинг Русской православной церкви со стороны Николая Бурова.
Сам по себе маятник Фуко предмет безобидный. С его помощью доказывается тот факт, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Впервые французский астроном и физик Жан Фуко продемонстрировал действие своего маятника в 1851 году в парижском Пантеоне. Затем маятник Фуко по настоянию Луи Бонапарта, тогдашнего президента французской республики, ставшего затем, после государственного переворота, императором Наполеоном III, испытывали в соборах и костелах с позволения и по благословению римского папы Пия IX. Папа считал, что маятник Фуко наглядно показывает могущество Бога.
|
Иного мнения придерживались большевики, открывшие в Исаакиевском соборе антирелигиозный музей в ночь с 11 на 12 апреля 1931 года. А это была пасхальная ночь! Главным экспонатом этого музея и стал маятник Фуко. По мнению музейщиков, он служил доказательством того... что Бога нет. 98-метровый трос крепился к тому месту, где находился Голубь, символизирующий Святой дух. Маятник провисел он в соборе до 1986 года до "технической усталости" всей его конструкции. После 30 лет 54-килограммовый шар лежал в подвале храма. И вот Буров вспомнил о нем о главном экспонате антирелигиозного музея когда встал вопрос о передаче Исаакиевского собора Русской православной церкви. Зачем?
По моему мнению, его вчерашняя акция в одном ряду с приснопамятными плясками Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Мне представляется, что цель Бурова и цель "девочек", как их ласково называли либералы, одна и та же: втянуть Русскую православную церковь в скандал.
Вновь подвешивать маятник Фуко Николай Буров не собирается. Но считает возможным иронизировать по этому поводу. "Историческое место занято подлинным историческим предметом это изображение Голубя, серебряный голубь моего роста. Он на своем месте, а маятник там был временно и висел там недолго, всего 55 лет", заявил он елейным тоном в интервью телевизионщикам. Ломать комедию Буров умеет все ж таки профессиональный актер.
Как с точки зрения атеизма, так и с позиций богословия, маятник Фуко ничего не доказывает и не опровергает. Но его появление в Исаакиевском соборе это веха, ознаменовавшая победу богоборцев, громивших храм все годы после революции. Важен контекст! Так, в мае 1922 года из Исаакиевского собора советская власть изъяла 48 килограммов золотых изделий, более двух тонн серебряных украшений "на нужды голодающих Поволжья". В 1928 году она запретила церковные службы в соборе: президиум ВЦИК 18 июня 1928 года постановил "оставить здание собора в исключительном пользовании Главнауки в качестве музейного памятника".
Печальна судьба последнего настоятеля Исаакиевского собора, протоиерея Леонида Богоявленского. 29 апреля 1922 года чекисты арестовали его по делу "о сопротивлении изъятию церковных ценностей". 5 июля Петроградский губревтрибунал приговорил священника к высшей мере наказания. Однако по кассации казнь была заменена пятью годами лишения свободы. Богоявленского заключили в тюрьму "Кресты", откуда он вышел по амнистии 21 августа 1923 года. 8 сентября 1926 года его вновь арестовали и судили по обвинению в "содействии борьбе против революционного движения". Об освобождении Богоявленского ходатайствовал известный писатель-публицист Павел Щёголев, священника отпустили на свободу... Но через пять лет выслали из Ленинграда как "социально опасного элемента": вначале под Тосно, а потом в Казахстан. В ноябре 1937 года батюшку расстреляли по обвинению в антисоветской деятельности.
Так что при всей своей "аполитичности" маятник Фуко в Исаакиевском соборе все-таки символ гонений на православие. И выставлять его сейчас либо глупость, либо изощренная провокация.
Мы склоняемся ко второй версии. Потому что Буров за последний год сделал много нелестных заявлений о церкви, пытаясь не допустить передачи Исаакиевского собора в ее ведение.
"У нас с церковью были всегда блестящие отношения, они строились десятилетиями. Но с приходом нового руководства епархии, очевидно, выросли аппетиты. Боюсь, что сейчас можем поссориться", заявил он в одном из интервью.
И поссорился-таки! Ровно год назад на пасхальном приеме, как рассказывают очевидцы, Буров устроил скандал, заявив митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию: "Этот город пережил блокаду и, думаю, переживет вас!"
Присутствовавшие на приеме решили, что господин директор перед приемом просто принял лишнего.
"Мне кажется, что человек отмечал праздник и усугубил... Это был поток эмоций, которые он пытался выплеснуть на аудиторию", так комментировал случившееся журналистам один из священников.
Что касается позиции владыки Варсонофия, то она однозначная.
"Исаакиевский собор нужно возвращать Церкви, что бы ни говорили наши противники, считает Варсонофий. Храм это дом Божий, его функция людей приводить на Небо, а когда в храме ставят замки и не пускают людей, когда храм отдают на служение земным целям, это неправильно. Дом Божий храмом молитвы наречется, говорил Господь. Наша задача все храмы вернуть Церкви", заявил владыка в ноябре 2015 года.
Так или иначе, тема передачи Исаакиевского собора остается наиболее острой в сфере церковно-государственных отношений в Санкт-Петербурге. В весьма щекотливой ситуации оказался губернатор Георгий Полтавченко. Ему все сложнее отвечать на вопросы о том, почему он, будучи человеком православным, уклоняется от передачи собора церкви, когда это прямо предусмотрено законом.
|