RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
|
31 марта 2016 Александр Щипков Щипков: Молитва сильнее ядерного оружия На встрече в Гаване патриарх Кирилл и папа Франциск предотвратили третью мировую войну? Источник: http://history1.ru/ Ваш тайный советник Александр Щипков стал церковным чиновником всего два месяца назад. Случилась своего рода маленькая кадровая революция отныне вопросами взаимодействия Церкви и государства в РПЦ занимается "гражданское лицо". Не имеющий церковного сана Александр Щипков сменил протоиерея Всеволода Чаплина, прославившегося эпатажными поступками и высказываниями. Александр Щипков политолог и социолог, журналист и писатель, почетный гражданин города Тарусы. Он родился и долго жил в Петербурге, а последние десять лет обитал в тихой подмосковной Тарусе на берегу Оки. "Ваш тайный советник" решил поговорить с ним о недавней встрече на Кубе московского патриарха Кирилла и римского папы Франциска, о сложных отношениях между православием и католичеством, которые вдруг вышли на первый план. Но наш собеседник быстро сломал сценарий запланированного разговора. Язык церковных ультиматумов Каковы, на ваш взгляд, главные результаты встречи патриарха Кирилла и папы Франциска в Гаване? Насколько глубока пропасть между католической и православной церквями?
Рубрика в вашем журнале называется "Актуальное интервью". Но тема взаимоотношений между православием и католичеством, их сходств и отличий, по правде говоря, малоактуальна сегодня. Встреча в Гаване была не религиозной, а дипломатической. И в этом плане её значение – огромно. Что вы под этим подразумеваете? Выскажусь аккуратно. Скажем так подобные встречи очень мешают тем, кто пытается развязать Третью мировую войну ради своей корысти и перекройки мировой карты. Создалось впечатление, что иерархи встретились как-то внезапно. Просто подготовка не афишировалась. Все по той же причине не дать противникам такого диалога возможности все поломать. И совсем не случайно так называемые "фундаменталисты" активно критикуют патриарха Кирилла за разговор с папой Франциском. Кто и за что критикует патриарха? Раздаются заявления, что патриарх нарушил каноны, что православие в опасности, что наступают последние времена. Однако лично вы, судя по всему, спокойны? Я спокоен, поскольку все эти разговоры о "гибели" церкви уже далеко не в первый раз затеваются. Церковь всегда критиковали и справа и слева. Но я хотел бы обратить ваше внимание на одно совпадение. За последние 7 лет кто выступал за отмену института патриаршества? Березовский. Его подчиненные собирали в Москве круглые столы, конференции, на которых обкатывали эту идею. Березовский предлагать создать некую религиозную политическую партию, которая выступала бы за церковь без патриарха. А сегодня после встречи в Гаване то же самое предлагают консерваторы. Странное пересечение. Консерваторы нахваливают синодальный период, антицерковные реформы Петра Первого, а либералы в то же самое время вдруг активно начинают обсуждать в Сети выборность священников на приходах. Первые пытаются обезглавить церковь, вторые обкатывают новые механизмы управления Церковью. Такое впечатление, что это сообщающиеся сосуды. Даже стилистика у тех и других общая они разговаривают ультиматумами. "Требуем прекратить встречи с католиками, иначе мы уйдем из Церкви", говорят после гаванской встречи консерваторы. А я вспоминаю недавний 2012 год. Тогда активисты из либерального крыла Церкви тоже выставляли ультиматумы патриарху Кириллу с требованиями воздействовать на Путина в связи с делом "пуссей". И тоже грозились из Церкви уйти. Но почему-то никто не ушел. И слава Богу, что так. И еще одно любопытное наблюдение. Если вы откроете американскую прессу, то обнаружите, что в ней папу Франциска критикуют с тех же самых позиций, что и патриарха Кирилла в России. Только с другим знаком – обвиняют его в том, что он "сдал" католичество и превратился в марионетку Русской церкви. Вывод прост – если технологии одинаковы, то велика вероятность, что и заказчик один и тот же. Впрочем, это только догадки, которые опровергаются или подтверждаются спустя какое-то время. Патриарх – истинный петербуржец В чем различия двух периодов в жизни РПЦ при патриархе Алексии II и патриархе Кирилле? Главное достижение патриарха Алексия в том, что он не дал расколоть Русскую Православную Церковь, хотя попытки предпринимались серьезные. Раскололись многие религиозные организации – исламские, еврейские, буддийские, протестантские... Патриарх Алексий начал восстановление разрушенных храмов. А при патриархе Кирилле был сделан следующий шаг. Теперь идет не только восстановление старых храмов, но и активное строительство новых, особенно в новостройках, где сегодня существует острая необходимость в храмах "шаговой доступности". После 2009 года в РПЦ началась серьезная осмысленная административная реформа, которая определит вектор развития церкви на десятилетия. Но главным в служении патриарха Кирилла я считаю его борьбу за сохранение религиозной, исторической и культурной традиции, которая является неприкосновенным запасом нашей идентичности, источником, из которого мы черпаем энергию своей жизни. Патриарх Кирилл пригласил вас работать в патриархию потому, что вы тоже питерский? Нет, конечно. Для меня Россия много шире, чем Литейный, где я родился или Аларчин мост, возле которого я жил долгие годы. Мне комфортно было жить и в Тарусе, и в Москве, и в Смоленске, куда в свое время фактически был сослан яркий и самостоятельный ректор Ленинградской духовной академии епископ Выборгский Кирилл. Но поскольку ваш журнал – петербургский, замечу для читателей, что патриарх Кирилл, разумеется, любит Петербург и привязан к этому городу всем в том числе могилами родителей на Большеохтинском кладбище, куда он обязательно приезжает всякий раз, когда бывает в Петербурге. Кроме того, его выбрали патриархом 27 января – в день окончательного снятия Блокады. Лично для меня это знаково. И только благодаря патриарху Кириллу в 2010 году нам удалось построить храм в Парке Победы – на месте блокадного крематория, где было сожжено 800 тысяч умерших ленинградцев и погибших солдат. Их пепел ссыпали прямо здесь же. Мы ходим по нему, им питаются выросшие здесь деревья. На том самом месте, где сейчас вестибюль метро, находилась проходная крематория. И именно там, где сегодня люди входят в метро, в Блокаду постоянно въезжали машины с трупами. Мне мама рассказывала, что после войны все кусты и деревья поблизости от проходной были увешаны фотографиями и бирками с именами весь Ленинград сюда приезжал и вешал их в память о погибших. Эту традицию необходимо восстановить, наравне с шествием Бессмертного полка. Если ваш журнал займется этим, то зовите и меня – буду помогать. Московский парк Победы это святое место. Но тема блокадного крематория замалчивалась, причем не только в советское время. Мы сняли документальный фильм об этом – его ни один канал не взял. И поставить в Парке Победы храм долго не разрешали. Мне пришлось лично заниматься этим в течение нескольких лет, и я знаю про эту борьбу за храм все подробности. И только, когда митрополит Кирилл стал патриархом, ему удалось переломить ситуацию. Он понимал это как свой долг. Помните? "Но даже тем, кто все хотел бы сгладить в зеркальной, робкой памяти людей, не дам забыть, как падал ленинградец на желтый снег пустынных площадей". Главные слова здесь – "Не дам забыть". Так что благодаря именно воле патриарха Кирилла сегодня здесь каждый день без перерыва служат литургию и поминают погибших блокадников. Права живых и мертвых Вы в своей книге "Бронзовый век России. Взгляд из Тарусы" много пишете о кладбищах, хотя не производите впечатление мрачного человека. Я люблю кладбища и не понимаю тех, кто их боится. Мы с женой часто поздним вечером идем прогуляться на могилу моей матери, которая похоронена в Тарусе. Свечи зажжем, и сразу тепло на душе становится. Мы единое целое с нашими предками. В церкви ведь молимся одинаково и за мертвых, и за живых. Более того, я считаю, что на умерших должно распространяться понятие "права человека". Они умерли, а права у них остаются. В том числе и политические, и социальные. Мы должны уважать наших предков и их мечты о будущем России. Мы не можем игнорировать их желания и планы. Предки источник нашей силы в той борьбе мировоззрений и смыслов, которая сегодня идет. Мы молимся о них, они молятся о нас. Это абсолютно реальная живая связь. У нас очень много проблем, более важных чем, скажем, отношения католиков и православных. Мы сегодня только начинаем как народ снова собираться воедино после всех разрушений ХХ века. Именно поэтому нас искусственно постоянно пытаются разделить на красных и белых. Навязывают гражданскую войну. Чтобы мы не созидали, а разрушали и разрушались. Генерал Ефремов против генерала Власова Как навязывают? Нас все время пытаются заставить жить мифами. Что означает модный нынче термин "информационная война"? Это работа антироссийских политтехнологов и пропагандистов, которые придумывают различные идеологемы, противоречащие нашей традиции и нашим планам. Эти идеологемы распространяются через СМИ и соцсети и должны по задумке авторов заполнять сознание обывателя. Наша же задача сохранить независимость от этих идеологем. В "Бронзовом веке России", который вы уже поминали, я описал, например, как строилась пропагандистская работа против олимпийских игр. В течение трех-четырех лет поочередно вбрасывались специальные идеологемы. Их было пять или шесть. Например, "На Олимпиаду нельзя ехать, потому что Красная поляна полита кровью черкесов, которых уничтожили русские". Или "На Олимпиаду нельзя ехать, так как Россия не в состоянии обеспечить безопасность спортсменам". И так далее. Сначала появлялась статья где-нибудь в американской или итальянской газете и в течение нескольких месяцев ее тезисы гуляли сначала по западным, а потом и по российским СМИ. Повторялись, повторялись... Перелистайте антиолимпийские статьи российской либеральной прессы – они все написаны как под копирку. А через полгода бах, одна идеологема исчезала и появлялась другая. Одновременно во всех изданиях. Почему я про это говорю? Олимпиада – важнейшая политическая акция, которая мобилизует нацию. Если бы им удалось сорвать Олимпиаду, то мы бы не смогли вернуть Крым. В политике все связано теснейшим образом. Или вот еще одна популярная идеологема, связанная с оправданием генерала Власова. Она была создана ещё политтехнологами Гитлера, однако сохраняет идеологическую работоспособность до сегодняшнего дня. Ее главный посыл в том, что война 1941-195 годов это не оккупационная и этническая война союза европейских государств против СССР, а внутренняя война русских между собой, что это продолжение гражданской войны, что генерал Власов возглавил восстание русских против Сталина и большевиков. Эту идеологему либералы культивируют до сих пор. В Петербурге сформировалась даже целая научная школа, которая занимается реабилитацией этого предательства. У Власова есть прямой антипод командующий 33 армией генерал Михаил Ефремов, уроженец моей Тарусы. 33 армия попала в окружение и погибла в Вяземских лесах. Сталин прислал за Ефремовым самолет, но командарм отказался улететь – отправил в Москву знамя, документы, остался со своими солдатами и погиб. Ефремов и Власов знали друг друга. Оба в разное время служили военными атташе в Китае. Их судьбы переплетались. Ефремов погиб 19 апреля 1942 года. На следующий день Власов был назначен на 2-ю ударную армию, которая попала точно в такое же окружение, что и 33-я. Но Власов сделал противоположный выбор. Говорят, он был талантлив. Охотно верю. Но тут все очень просто. Или предатель или нет. Не бывает полупредателей. И никакая это была не гражданская война. Нас специально искусственно делят на красных и белых, раскалывая народное сознание и направляя народную энергию в ложное русло. Всё, проехали. Сегодня нет ни белых, ни большевиков. Не надо нам навязывать мифы. Угрозы исходят совсем из других источников. Мы должны думать про главную опасность потерю русской идентичности и про то, что нам дальше делать, какую мировоззренческую и экономическую модель выбирать. Про реальные вещи. А нас заставляют думать о ложных угрозах. Если будем думать о том, чего нет, писать статьи и книги о том, чего нет о пустоте то реально будем жить в пустоте. И внешнему управляющему манипулировать нами будет просто и удобно. А генералу Михаилу Ефремову в 2011 году мы с женой поставили в Тарусе памятник и написали на нём: "Не предавшему Родину и солдат". Секрет бессмертия По-вашему русскому народу угрожает опасность? Он может выродиться, умереть? И русскому и всем дружественным нам народам. Да, может исчезнуть, если в нем не проснется желание жить. Если он не осознает, что опасность исчезновения реальна. Один из инструментов стирания народа с карты мира – геноцид и разжигание ненависти, которая называется русофобией. У Набокова есть роман "Приглашение на казнь". В конце романа главного героя должны казнить. Уже и палач рядом. А герой говорит себе: "Я не хочу умирать" И это "не хочу" вдруг начинает в нем расти, увеличиваться. И он сам тоже начинает расти. Все палачи и зрители по сравнению с ним становятся маленькими и ничтожными. Тогда он просто встает, выпрямляется и уходит. Потому что он не захотел умирать. И я всегда говорю: если русский народ не захочет, он не умрет. И дело здесь не в материнском капитале, не в регламентации абортов, не в государственных демографических программах. Это все чрезвычайно важно и нужно. Но это второй шаг. А первостепенное – то, что внутри нас. Это желание БЫТЬ. Это почти религиозное чувство. Это как молитва. Она сильнее ядерного оружия. Беседовал Владлен Чертинов |
|
![]() |
РЕКЛАМА![]() |