поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
17 марта 2016  распечатать

Александр Щипков

Идеология будущего

Человечество снова оказалось на исторической развилке

17 марта исполняется 25 лет проведения всесоюзного референдума по вопросу о сохранении СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик. Какие уроки следует извлечь из нашего недалёкого прошлого?

Вопрос об идеологии будущего ещё лет пять назад можно было отнести к области чистой футурологии. Сегодня он наполнился конкретикой, и его невозможно игнорировать. Общество, которое не ставит этот вопрос перед собой, рискует оказаться на обочине истории.

Речь не только о выводах экспертов. Интуитивно эту ситуацию ощущает и самый обычный человек. Он дезориентирован, не может справиться с противоречивыми потоками информации, представить, что ждёт мир хотя бы через неделю. Всё это – признаки идеологического вакуума. И он выявляет, что старая идеология утрачивает позиции, а новая ещё не появилась. Российскому обывателю это чувство головокружительного хаоса знакомо по ситуации развала СССР. Когда на референдуме большинство (76,43 процента) высказалось за его сохранение и обновление, а всё обернулось крахом страны. Сегодня западный мир оказался в похожей ситуации, ему предстоит собственная перестройка. Почему это произошло?

Либеральный монетаризм достиг потолка развития. Системе, основанной на экономике ссудного процента и глобальной зависимости, больше некуда осуществлять экспансию. "Центр" не может удерживать "периферию". Чтобы затормозить растущий кризис, применяются всё более грубые пожарные методы "стабилизации", связанные с ужесточением социальной политики, военной силой, искусственным разжиганием социальных, этнических и конфессиональных конфликтов – массовыми убийствами, как на Ближнем Востоке.

Но репрессивно-силовые подходы всё сильнее входят в противоречие с догматами поздне­либеральной идеологии. Правозащита, национальное самоопределение, монополия государства на насилие – применение этих презумпций становится всё более избирательным, несоразмерным ситуации и идеологически мотивированным. И это не может укрыться от взгляда людей, несмотря ни на какие "патриотические акты" и информационное неравенство.

Так возникает кризис легитимности доктрины неолиберализма и соответствующей ей социальной модели.

Сегодня развитие общества идёт не по марксовой спирали и не по либеральной прямой, а по принципу маятника. Движение направлено не вперёд, а как бы назад по исторической шкале. Этот феномен исторического реверса ещё ждет исследователей. Результатом регресса стала архаизация либеральной модели. Её признаки – штабная экономика, методы информационного контроля над обществом, утрата массовым сознанием научно-критических ориентиров, легализация и рост неофашизма.

Иными словами, либерализм сегодня, как коммунизм в ХХ веке, из политического учения превратился в жёсткую систему политических догматов, принудительных поведенческих сценариев и правил, словом – в навязанную жёсткую идеологию.

Уже очевидно, что нынешний мировой кризис не может быть разрешён в рамках прежней социально-экономической модели. А смена модели автоматически означает смену идеологии. Но вектор изменений также может быть направлен как вперёд, так и назад.

История знает всего три политико-идеологических направления – либеральное, консервативное и социалистическое. Причём первое в последние десятилетия поглотило два последних. Имели место разные комбинации направлений. Попытка изобрести "новую идеологию" на деле, как показывает опыт, сводится к одной из таких комбинаций.

Ныне при смене идеологической парадигмы неолиберализма возможна, на мой взгляд, лишь одна комбинация – лево-консервативная. В частности, потому, что остальные варианты и комбинации уже были полностью отыграны в официальной политике. Но это не единственная причина.

Идеологию будущего нельзя рассматривать как абстракцию, в отрыве от сопутствующих экономических факторов. Следует учитывать, что экономическая база либерального капитализма в сравнительно близком будущем будет утрачена, что и приведёт к смене парадигмы. В отсутствие глобальной долговой экономики, построенной по принципу пирамиды (зависимость периферии от центра) новым институтам придётся решать принципиально иные задачи, а государствам – рассчитывать на собственные силы, а не на ввоз капитала и ресурсов с окраин. Встанет вопрос о контроле государства над бизнесом и справедливом распределении благ.

Для такой модели потребуется эгалитаристская идеология, тяготеющая к социализму и социал-демократии при наличии сильной вертикали власти. Но для обоснования этого "нового этатизма" потребуется новая система ценностей взамен старой, связанной с советской моделью социализма. И эта система должна будет строиться на началах традиции, чтобы противостоять набирающему силу ультраправому тренду, который претендует на роль наследника либерализма. В этой ситуации вариант остаётся только один: это ценности апостольского христианства, которыми обосновано социальное государство и справедливое общество нового типа.

Собственно говоря, сегодня­шний выбор – это выбор между двумя сценариями будущего: неофашистским и христианско-социальным (для стран Европы). Вопрос в том, куда качнётся общество от провалившегося либерализма – влево или вправо?

Сегодня мы на исторической развилке. Идёт борьба между старым неолиберальным миром, который стремительно архаизируется, стремясь сохранить себя и возродиться в форме неофашизма, и миром христианским, который способен в ближайшем будущем создать справедливое эгалитарное общество. Выбор за нами.

Источник: Литературная газета

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Александр Щипков

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

29.11.2020

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний
Митрополит Антоний: На наших глазах создается симулякр Православия

27.11.2020

Нижегородский митрополит посетил "красную" зону Борской ЦРБ

Завершена большая часть работ на строительстве крупнейшего собора Арктики

Папа Франциск обратился к участникам X Фестиваля социальной доктрины

Мусульманские страны создали организацию по цифровому сотрудничеству

В Таллине открылась международная конференция "Эстонская Православная Церковь: 100 лет автономии"

26.11.2020

А.В. Щипков: Разделение на красных и белых искусственно и опасно

Папа Франциск вновь выступил против легализации абортов

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

12.11.2020

Радонеж:
Андрей Рогозянский
Почему лекции Чапнина в МДА – это нонсенс

05.11.2020

ТАСС:
Эксперты: Парижская архиепископия сохранила самостоятельность в единстве с РПЦ

31.10.2020

Инфореактор:
Дмитрий Бабич
Франция против исламского мира: несусветная глупость Запада

Октябрь Таруса:
Тарусский благочинный поддержал переименование улиц

26.10.2020

Канал Елены Чудиновой:
Елена Чудинова
Господи, храни Тарусу! (Возвращению топонимов – да!)

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты