Петр Акопов "Тысячу лет не виделись" Источник: Интерфакс Сообщение о том, что 12 февраля в Гаване состоится встреча патриарха Кирилла и папы Франциска, прозвучало буквально как гром среди ясного неба. И все же нельзя сказать, чтобы оно было уж совсем неожиданным в последние месяцы разговоры о такой возможности участились.
Ватикан хотел этого последнюю четверть века причем если в первые годы для католиков было важно организовать визит понтифика в Россию, то потом, когда они убедились, что такое в принципе невозможно, упор делался на то, чтобы организовать контакт на нейтральной территории. Московский патриархат, не отрицая идею в принципе, всегда говорил о наличии ряда препятствий, в первую очередь связанных с прозелитизмом Ватикана на канонических территориях РПЦ, прежде всего на Украине. И если у папы Иоанна Павла II и патриарха Алексия шансы на встречу были абсолютно ничтожны, то у Бенедикта и Кирилла, в принципе, она могла бы состояться но три года назад немец вдруг ушел на покой, причем при обстоятельствах, больше похожих на вынужденную отставку.
Интронизация Франциска, первого иезуита и первого представителя Нового Света, означала серьезнейшие изменения в Ватикане среди прочего стало понятно, что папа активизирует попытки встретиться с предстоятелем РПЦ. Для Ватикана чрезвычайно важно показать, что католицизм сближается с православием несмотря на то, что с константинопольскими патриархами (формально старшими в православном списке поместных церквей) такие контакты осуществляются уже более полувека, все в мире понимают: православие это Россия. Ватикану важно показать, что он выступает в качестве миротворца, который призывает всех христиан к единству поверх различий, подтверждая тем самым свой статус глобальной, главной в мире церкви. Католицизм уходит из Европы, и если не будет скорого возрождения веры, то Латинская Америка и Африка окончательно превратятся в центр католического мира. Либеральная диктатура толерантности вытесняет христианство на периферию общества.
Попытка приспособления к "вызовам времени" и упрощения, предпринятая после Второго Ватиканского собора, не остановила, а, похоже, лишь ускорила потерю паствы особенно заметную на фоне активного распространения ислама в Европе. Ватикан с его мальтийским и иезуитским орденами давно уже не столько религиозный, сколько политический центр силы, за которым стоят в том числе и влиятельнейшие европейские элиты. Их не очень устраивает англосаксонский проект глобализации, в рамках которой никакому католицизму нет места. Ватикану требуются союзники как в церковной, так и в геополитической борьбе, именно это он и предлагает России. Она нужна католическим элитам для противодействия атлантическим планам полной дехристианизации и подчинения Европы, для решения вопроса Иерусалима и успокоения Ближнего Востока. И нам важно работать как на государственном, так и на церковном уровне.
Путин уже встречался с Франциском, подобным отношениям на высшем государственном уровне ничто не мешает. Но вот для встреч глав двух церквей были и остаются серьезнейшие препоны. В православной церкви сильно желание не идти ни на какие компромиссы в вопросах вероучения и канонов, а контакты с католиками рассматриваются как потенциально способные привести к экуменизму, то есть размыванию основ православной веры. Совместные молебны, конечно же, недопустимы, тем более что мягкая сила Ватикана в делах церковных как раз и состоит в аккуратном, незаметном проникновении. У православия есть тысячелетняя традиция сопротивления различным влияниям не говоря уже о том, что католическая церковь не только исподволь, но огнем и мечом стремилась сокрушить "схизматиков", то есть православных русских. И хотя в последние десятилетия Ватикан перестал называть православных еретиками, наше отношение к ним не изменилось. Что, впрочем, не исключало контакты между отдельными иерархами и даже богословские дискуссии. Кризис христианства в Европе и наступление идеологии толерантности дал повод русской церкви смягчить свою позицию по поводу встречи папы и патриарха.
<...>
|