Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_108433.html


12 февраля 2016

Максим Соколов

Близ Армагеддона

Источник: http://um.plus/?p=265 Ум+

Наступающее завтра свидание Папы и Патриарха ставит вопрос об языковых средствах, которыми первосвятители сообщат (если захотят сообщать) городу и миру.

Речь идет не о выборе языка переговоров. И у Ватикана, и у Москвы есть искусные переводчики, да и сами первосвятители – хоть Кирилл, хоть Франциск – достаточно искусны и грамотны, чтобы переговариваться хоть по-латыни, хоть по-гречески. Во взаимопонимании тоже вряд ли будет недостаток. Иезуитское прошлое Франциска и многолетняя служба Кирилла по линии внешних церковных сношений – все это рекомендует первоиерархов в том числе и как искусных дипломатов.

Однако, сколько можно понять, задача, стоящая перед Папой и Патриархом в Гаване – не просто произвести первое знакомство и удовольствоваться тем, что впервые в истории московский Патриарх встречается с римским Папой. Полезно и это – но вряд ли достаточно.

В настоящий момент главное, что могут сделать московский и римский епископы – это объединить усилия по защите восточных христиан, переживающих ныне гонения, сравнимые по размаху и жестокости с гонениями первых веков христианства. Успешно идущая с 2003 г. демократизация Ближнего Востока развязала такие силы, которые не уступают Домициану и Диоклетиану. При светских деспотах недавнего прошлого восточные христиане могли кормиться трудами рук своих и молиться Господу по своей вере – теперь эти вольности позади.

Но кроме естественного желания помочь попавшим в беду – причем в беду лютую и страшную – единоверцам (а при гонениях такой свирепости все христиане оказываются единоверцами, ибо нечестивые агаряне не разбираются в тонкостях деноминаций и режут всех), есть и другие мотивы для усиленного беспокойства именно за Ближний Восток.

Один мотив – чисто мирской, геополитический. Регион является таким важным скрещением торговых путей, таким переплетением великодержавных политических интересов, таким сгущением силовых линий, наконец, такой чересполосицей народов, языков, религий и культур, что дестабилизация столь сложного конгломерата может иметь совершенно непредсказуемые последствия.

Некогда Балканы были пороховым погребом Европы – но по сравнению со взрывоопасным потенциалом Ближнего Востока Балканы могут показаться не более, чем новогодней петардой. Во всяком случае о том, что демократизация левантийских стран может закончиться Третьей Мировой, говорят уже без обиняков.

Но может быть, самым главным мотивом, побудившим первосвященников столь скоропалительно собраться на свидание, является мотив чисто эсхатологический. Да, христианство – вера вселенская. И в том смысле, что дух дышит, где хочет, и в том смысле, что ад и зло могут прорываться протуберанцами где угодно, и в землях с тысячелетней историей, и в землях доселе совсем неведомых (что мы знали о Руанде до 1995 г.? о Камбодже до 1975 г.?). Но это не отменяет того, что понятие "последней битвы"; занимает важнейшее место в Священном Предании.

И в этом смысле то, что военные сводки приходят все ближе от места, называемого Армагеддон, где когда-то должны собраться на последнюю битву все цари земные, у любого человека, имеющего обычай читать и толковать Писание – а у нас нет оснований предполагать, что Патриарх Кирилл и Папа Франциск этому обычаю вовсе чужды, – вызывает самые серьезные раздумья. То, что земная история кончится в том же месте, где она и началась, что именно в этом месте небо распахнется великой молнией от востока до запада – на это и Писание и Предание однозначно указывают, и поэтому дело не только единоверцах и не только в Асаде, терроризме, ИГИЛ, геополитике.

Дело в явственном приближении Армагеддона.

Причем не в переносном смысле – как мы называем "содомом"; всякий сумбур и беспорядок, хотя бы и без половых излишеств, а равно и без огненного дождя, – а в совершенно прямом, географическом.

И тут, конечно, интересно, как первосвященники коснутся этой стороны ближневосточной демократизации – и коснутся ли вообще. Обратятся ли к царям земным открытым текстом с напоминанием, что понимаете ли вы, где близко ходите и к чему вплотную подошли. Здесь уже надо говорить с жаром старого священника –

Я заклинаю вас святою кровью
Спасителя, распятого за нас:
Прервите пир чудовищный, когда
Желаете вы встретить в небесах
Утраченных возлюбленные души.

Разумеется, цари земные (в особенности владыки Запада), скорее всего, сочтут такой пафос неуместным и даже дурновкусным. Тем более, что вопрос, веруют ли они в Бога, весьма гадателен. С другой стороны, в таком жаре есть иезуитская хитрость – если цари земные станут прямо отвечать:

"Мы нехристи, нас вашими поповским штуками не проймешь", – ну, по крайней мере, что-то в нашей жизни станет яснее, причем гораздо яснее.

Что именно в Гаване прозвучит столь открытый призыв к царям, положим, сомнительно. Хотя не в Гаване, так в другом месте, и как бы ни довольно скоро его все равно придется произносить.

РЕКЛАМА