поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
04 сентября 2015  распечатать

Нечего на школу пенять. Священнослужители о проблемах школьного воспитания

Источник: Regions.ru

Россияне считают, что в школе их недоучили. Согласно проведенному порталом Superjob накануне Дня знаний соцопросу, школа не дает достаточного количества полезных практических навыков и умений. Лишь 19% россиян посчитали знания, полученные ими в школе, достаточными, а подавляющее большинство(63%), среди которого преобладает молодежь, раскритиковали школьное образование.

Как пишет газета "Известия", участники опроса выставляли школьной системе оценку по пятибалльной шкале – оценивали ее способность развивать практические умения, критическое мышление, внимание, воображение и память. "Сдать" школьному образованию удалось только "память" и то едва – средний полученный балл 3,1. Хуже всего дело обстоит с практическими умениями, здесь школы получили "неуд" – 2,5 балла. Среди основных навыков, упущенных современной системой образования, респонденты часто называли коммуникативные навыки (9%) и этикет (8%). Еще 7% считают, что следует углублять знания по основам безопасности жизнедеятельности и способам выживания в нестандартных условиях. Столько же россиян уверены, что современных школьников нужно готовить к работе на компьютере: изучать программы, учиться машинописи и методу слепой печати.

Согласны ли Вы с результатами соцопроса, действительно ли школы не дают практических навыков и умений или дают их не в полном объеме? В каком направлении нужно развивать школьное образование, чтобы устранить эти пробелы? Довольны ли вы своим школьным образованием? – корреспондент Regions.ru выяснил мнение священнослужителей и экспертов.

Иерей Андрей МИХАЛЕВ, Настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи:

Многие считают, что сегодняшнее школьное образование не выдерживает никакой критики, но у нас критикуют все. Никогда человек не скажет, что все хорошо, всегда в чем-то найдет изъяны.

Недостатки в системе образования, конечно, есть. Считаю, не об ОБЖ нам нужно думать – необходимо углубленно изучать русский язык. У многих школьников, да и студентов, страдает правописание. Мало времени уделяется литературе. Не менее важны и точные предметы. Правда, при их изучении я бы предложил делать акцент на практических знаниях. Если школьник, оканчивая учебное заведение, не может посчитать кубометры в куче песка, зато все знает о параболе, это как-то странно. Практических знаний детям не хватает. Но нужно не критиковать школу, а больше заниматься самостоятельно. Сейчас много литературы, было бы желание.

Мы всегда очень требовательны к школе и к учителям. Если что-то не получается, говорим, что нам чего-то недодали, недосказали. Я знаю многих людей, которые сейчас занимаются наукой. Так вот, они получали самообразование. Я тоже по большей части занимался своим образованием сам на протяжении всей жизни, так что мне трудно сказать, доволен ли я знаниями, полученными в школе.

Хочется пожелать, чтобы у сегодняшних школьников было желание учиться, и тогда возможные пробелы восполнятся. А если матушка-лень не дает этого делать, обучай человека даже известные профессоры, толку не будет. Школьное образование никогда не станет идеальным – так чего его критиковать.

Игумен СЕРАПИОН (МИТЬКО), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви:

Я учился в советское время, и тогда школа была важнейшим частью жизни, обладала достаточным авторитетом и давала фундаментальные знания. Правда, основные свои знания я получил уже по окончании школы – прошло много времени, и появилось много новой информации и способов ее получения.

Что касается современной средней школы, ее возможности ограничены. Во-первых, из-за недостаточного финансирования . Во-вторых, сами ученики зачастую используют все возможности, чтобы уделять обучению минимум внимания, и учителям, вместо того, чтобы давать знания, приходится мотивировать учеников учиться, на что уходит много времени и сил.

Думаю, школа не должна давать все необходимые знания, она, прежде всего, должна научить учиться. А какие-то дополнительные знания можно получать самостоятельно, постоянно совершенствуя уровень тех, что получены в школе.

Иерей Святослав ШЕВЧЕНКО, клирик кафедрального собора Благовещенска:

Я получал образование в советской школе, и застал переломный момент, хотя у нас еще не было нововведений в виде того же ЕГЭ. Мы сдавали сочинения, диктанты. Считаю, что комплексные знания мне дать сумели – советская система образования была лучшей в мире, это признавали в международном образовательном сообществе.

Мне приходилось слышать критические замечания о том, что сегодня уменьшаются часы на гуманитарные предметы и физическое воспитание. Я считаю это ударом по комплексному образованию. Кого сегодня готовят, счетоводов? Да, математика и физика нужные предметы, но нельзя увеличивать их часы за счет гуманитарных, развивающих творческие способности. А если что-то добавлять в современное образование, я бы предложил предмет "Критическое осмысление действительности". Детям нужно давать информацию о каких-то важных вещах, с которыми им придется сталкиваться в будущем.

Рассматривать различные бытовые ситуации – например, когда кто-то обманом пытается затянуть вас в секту или террористическую организацию. Ребенок должен быть готов выйти в большой мир, где его подстерегают такие опасности, и жить, оставаясь человеком.

Священник Петр КОЛОМЕЙЦЕВ, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета:

Школьное образование рассчитано на некий средний уровень учащихся и это, быть может, его слабая сторона. Слабые ученики "тянут назад" сильных. У нас нет возможности поощрять школьников, желающих учиться, развивать это их желание. Родителям таких детей приходится переводить их из обычной муниципальной школы в лицеи, платить, чтобы они смогли потом поступить в престижный вуз.

На мой взгляд, один из способов решения проблемы – уход от "усреднения". Что нам даст средняя температура по палате? Выздоровление? – нет. Наша система среднего образование должна быть более гибкой. Плохо успевающих учеников следует ориентировать на получение практических навыков, изучение предметов, где они проявят успехи. А учащиеся, склонные к творческой, интеллектуальной деятельности, пусть больше занимаются ею.

Я сам когда-то учился в школе с математическим уклоном, и чувствовал себя там неуютно – был троечником. Перешел в другую, стал отличником. А потом дважды пытался поступить в тот вуз, в который хотел – в архитектурный. С первого раза не получилось, так как не добрал пол балла. Потребовалась дополнительная подготовка . Значит, каких-то знаний, полученных в школе, мне не хватило. Зато потом, когда все же поступил, учиться мне было легко. Институт я окончил с красным дипломом.

Мне хотелось бы, чтобы среднее образование выявляло способности человека, и помогало их развивать.

Протоиерей Александр ДОБРОДЕЕВ, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями:

Необходимо, чтобы вся школа, ученики и преподаватели знали, зачем нужно вообще образование. По-моему никто этого не понимает. Обучение ради обучения? Можно хоть сто новых предметов ввести, но результат все равно будет плачевным. Обучение нужно не просто для того, чтобы человек был образованным, а чтобы достичь определенной цели в жизни. Когда есть цель, возникает мотивация для изучения. И вот этот момент отсутствует в нашей школе, некоторые не хотят учиться, а некоторые просто делают из этого деньги. Хотя нагрузки у школьников сегодня большие, но нет смысла в таком образовании.

А смысл этот может дать только духовный аспект восприятия образования, все должны понимать, что ученик и учитель преследуют одну цель, а не разные. И этот момент должен быть религиозным, а у нас его нет, поэтому в образовании беспорядок.

Протоиерей Сергий РЫБАКОВ, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии:

К сожалению, у нас школа сейчас находится под очень большим прессингом со стороны двух сил. Первая – это министерство образования, которое формирует западно-ориентированный вектор и вводит либеральные изменения в систему образования. Вторая – это прагматичная и сугубо утилитарная позиция со стороны родителей. Как раз именно вот эти перечисленные в опросе проблемы не должны решаться школой.

Почему так неразвита коммуникабельность? Из-за нехватки внимания детям со стороны родителей. Они не знают, чем и как надо заниматься с детьми, они удаляются от них, дети предоставлены компьютерам, общению в соцсетях. Им не представлен образ коммуникабельности, который наше поколение видело еще в фильмах, потому что у нас не было деления на полицейских и преступников, как сейчас это происходит, не было компьютерных игр "стрелялок". То есть сейчас у детей идет не налаживание нормальных отношений, а их уничтожение. Поэтому нечего здесь на зеркало пенять, то есть на школу, когда это чисто родительская функция – заниматься с детьми, формировать детские сообщества из круга своих знакомых, братьев-сестер. А сейчас ведь в основном малодетные семьи, как там могут сформироваться эти навыки?

Что касается компьютера, я знаю один случай, когда женщина в 80 лет им очень легко овладела, просто было желание и несколько уроков компьютерной грамотности. Если молодые люди интересуются такой техникой серьезно, они могут пойти в вуз на соответствующую специальность – это в школе изучать не надо.

А в каком направлении развивать образование, на этот вопрос отвечали наши выдающиеся педагоги и психологи – К.Ушинский, С. Рачинский, П. Юркевич и иные, они формировали русскую классическую школу, показавшую свои выдающиеся качества и потом усвоенную советской школой. В первую очередь школа должна воспитать, сформировать у ребенка этноконфессиональное сознание, чтобы ребенок знал, кто он по принадлежности к истории, к своему народу, к традиции. Он должен хорошо владеть своим языком – языком своих предков, чтобы правильно понимать, как они осмысливали этот мир и как ему на этот мир смотреть, это уже этнолингвистическое сознание. И, конечно, нужно иметь элементарные фундаментальные знания по естественно-научным дисциплинам. Все остальное на эти знания легко ложится, и пусть не говорят, что эти знания не используются дальше. Они вполне надежная база для дальнейшего обучения.

Сейчас в школе формируют какие-то непонятные неизмеряемые компетентности, а ЕГЭ проверяет вполне конкретные и мелочные подчас знания каких-то ненужных вещей. И расхождение между тем, какие задачи поставлены, и что проверяется на выходе, колоссальное. Это проблема системы образования, которая не согласована внутри самой себя.

Фатых-хазрат ГАРИФУЛЛИН, муфтий Тюменской области, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России:

В советское время наша страна считалась самой читающей, и советские дипломы пользовались большим авторитетом в других странах мира. Сегодня все не так. И компьютер компьютером, но его и так дети дома осваивают без школы, так что лучше поменьше за ним сидеть, чтобы сберечь здоровье.

Многое еще зависит от хороших педагогов, потому что профессионал всему обучит в достаточной мере. А у нас некоторые школы вообще не полностью укомплектованы учителями, что говорить о профессионалах своего дела.

Школа должна давать фундаментальные знания по точным наукам, естественно-научным, гуманитарным – это должны быть основные предметы. А учить выживанию в нестандартных условиях – это перебор. Вот физкультуру хорошо бы развивать: если ребята будут физически здоровыми, этого будет достаточно, чтобы сориентироваться и выжить в сложных условиях. Зато это поможет бороться с курением, употреблением алкоголя. Надо ориентировать школьников на здоровый образ жизни!

Фагим-хазрат ШАФИЕВ, муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России:

Исходя из общения со школьными работниками и учениками, знаю, что программа в школах очень насыщенная. Дети с начальной школы уже так загружены, что нам и не снилось. В наше время хватало свободных часов на кружки и спорт, а нынешним детям приходится гораздо труднее.

На уровне детсада уже надо давать основы этикета и нравственности. Пускай это будут не совсем религиозные уроки, но хорошо, если их будут вести представители духовенства. А то в обществе сегодня столько аморального, дети должны понимать, что хорошо, а что плохо.

Еще, мне кажется, недостаточно финансовой грамотности, детей надо учить со школы, как распоряжаться финансами, изучать банковские возможности, кредитные операции. Это поможет в будущем не попадать в финансовые аферы, в кабальные кредитные условия. Ведь большинство проблем с деньгами сегодня из-за отсутствия финансовых знаний.

Думаю, в школе должен соблюдаться баланс между получением практических знаний и фундаментальных. Но по себе сужу: мне в жизни больше пригодились практические навыки, полученные в школе. А сегодня у школьников родители, как правило, очень много работают. Поэтому школа должна воспитывать, как решать проблемы в жизни. Из теоретических знаний мы берем только азы, потом их совершенствуем и расширяем в вузах на конкретных специальностях, а школа помимо базовой теории должна давать именно то, что пригодится на практике.

Борис ДИНЕР, председатель Еврейской национально-культурной автономии Курской области:

Полученным в школе образованием я, в общем-то, доволен – учили меня неплохо. Что хочется сказать о современной школе – если ученик захочет получить знания, он их получит. Говорю об этом как отец, чьи дети сейчас учатся. Нужно просто приложить усилия, повторять пройденный материал дома, читать дополнительную литературу. Кто хочет учиться, будет стараться. И неважно, учится ли ребенок, скажем, в какой-то престижной гимназии, или в муниципальной школе. Есть у меня знакомые дети, которые в гимназии ничего не делают, а есть такие, кто оканчивает обычную школу с золотой медалью.

Если говорить о совершенствовании школьного образования, мне, быть может, хотелось бы добавить немного практики. Например, опрошенные предлагают готовить школьников к работе на компьютере. Почему нет? Компьютеры сейчас повсюду, навыки работы на нем обязательно пригодятся. Еще обязательным считаю хорошее знание русского языка и иностранного. Сейчас говорят, что в школе будут изучать два иностранных – с одной стороны, это неплохо, повышает шансы на последующее трудоустройство. Лишь бы в погоне за вторым иностранным школьники не забыли свой родной – русский. Немаловажно и то, в каком объеме будут изучать языки. Если по окончании школы дети будут его знать в совершенстве, это одно. Если едва выучат алфавит – совсем другое.

Светлана ЗУБАНОВА, Соучредитель Всероссийского православного общества, доктор исторических наук, профессор:

Более всего я недовольна в современной школе практически отсутствием духовно-нравственного воспитания. Директора школ то ли сами боятся вводить дисциплины, которые носят религиозный характер, то ли боятся возражений родителей. Так что воспитательная составляющая в школе и вузе оставляет желать лучшего.

То, что у нас практическая направленность образования максимально отсутствует, это факт. У меня есть некоторые знакомые выпускники американский школ. Вроде бы совершенно бестолковые, выходят из школы, толком не зная таблицу умножений, и это я говорю о выпускнике школы среднего уровня, который потом еще окончит вуз, но школьные знания крайне низкие, и вместе с тем человек абсолютно адаптирован к самостоятельной жизни. В США принято, что в 18 лет родители отправляют ребенка в самостоятельную жизнь, и школа готовит к такой жизни. У нас же процветает инфантилизм, 30-летние себя мнят еще детьми. Как сделать, чтобы больше было практической направленности в нашей школе? Тут нужно консилиумы собирать и думать над этим.

Да, безопасность жизнедеятельности важна в нынешних условиях. И ребенка надо учить компьютерной грамотности, этот вопрос надо серьезно решать, потому что в огромном количестве российских семей компьютер дети видят только по телевизору, я говорю о маленьких городах и селах. В больших городах и в столице, понятное дело, с этим, как правило, нет проблем.

Коммуникативных навыков не хватает, я согласна. Система тестирования, ЕГЭ, отсутствие сочинений в последние годы – все это минимизировало возможности ребенка говорить, разучило мыслить, анализировать и выражать эти мысли, в том числе вслух.

Этикетным формулам, конечно, надо учить, особенно в условиях большой миграции в Россию. Очень много детей, для которых русский не первый язык, или не родной, или родители плохо говорят по-русски, а дети уже рождены здесь. Такая среда не способствует тому, чтобы дети хорошо говорили. И наши дети, общаясь с ними в школе, теряют навыки хорошей культурной речи. Уровень бытовой культуры в России крайне низкий, и в школу дети приходят со своим низким уровнем культуры быта, что уж о коммуникации говорить. Но все-таки я не считаю эти проблемы основополагающими. Главное, это духовно-нравственное воспитание, которого практически нет, а оно крайне необходимо.

Пайцар ДАНИЕЛЯН, председатель Орловской региональной общественной организации "Армянский культурно-просветительский центр":

Это сложный вопрос. Сегодня модно критиковать школу. Мы полагаем, что она должна заменить все: родителей, бабушек, дедушек, социум. Мы возлагаем на школу непосильную ответственность, и у нас много требований к этому институту.

На самом же деле у него есть элементарная функция – школа должна дать нам базовые знания в области тех или иных наук. Система советской школы была немного другой, сочетая научную и практическую направленность. На современную школу возложено очень много задач. Ученику необходимо в кратчайшие сроки передать очень большой объем информации. К сожалению, учителю уже не хватает сил и времени на все остальное. Это первая особенность современной школы. Второе – каждый человек предъявляет к школьной системе образования свои требования. Кому-то нужны навыки машинописного текста, кому-то уроки по домоводству. Угодить всем невозможно, поэтому существует государственный стандарт, по которому обучают детей.

Я считаю, он соответствует имеющимся требованиям. К тому же у школьных преподавателей все-таки низкая заработная плата. Платить учителю, который вкалывает в течение всего дня, готовится к урокам дома, несет моральную ответственность за всех своих детей, копейки и требовать от него каких-то достижений, наверное, безнравственно. Учитель не сверхчеловек, а такой же как, и мы с вами.

Какой бы идеальной модели образования нам не хотелось, не все зависит от школы – многое зависит от нас самих. Ни в какой стране мира мы не найдем идеальную систему образования, везде будет что-то, что хотелось бы исправить.

Довольна ли я своим школьным образованием? Пожалуй, я бы ответила на этот вопрос утвердительно. В целом довольна, хотя не все навыки и знания, которые получила в школе, использую сегодня в жизни. Но ценность образования и сегодняшней, и той школы заключается в комплексе знаний, которые мы получаем. Школа формирует из нас личность.

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты