Телеканал "Союз": "О законности и свободе" Источник: Интерфакс Очередной выпуск авторской передачи председателя синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина "Комментарий недели".
Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте.
Опять произошла отнюдь не первая за последние месяцы страшная автокатастрофа в Хабаровском крае, где столкнулось два рейсовых пассажирских автобуса и опять погибло значительное количество людей, а многие десятки людей получили серьезные ранения. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в связи с этим трагическим происшествием выразил соболезнования, заверил в своих молитвах о скончавшихся и о тех, кто пострадал, и подчеркнул, что еще раз призывает все общество помнить об исключительной ценности человеческой жизни и заботиться о безопасности друг друга: "Только когда в каждом из нас укрепится чувство ответственности за окружающих нас людей, подобные трагедии будут случаться реже".
Но, наверное, именно в нашей стране, так же как и в других постсоветских странах, все чаще получается так, что аварии происходят из-за изношенности машин, в том числе перевозящих пассажиров, и из-за того, что водители работают по много часов, практически в недостойных человека условиях. Они сидят за рулем по 12 часов в сутки, меняясь несколько раз в течении суток друг с другом, причем водитель, который отдыхает, делает это на сиденье автобуса. Люди не имеют возможности полноценно провести ночь, помыться, переодеться, нормально потрапезничать. И, конечно, когда человек работает в таком режиме несколько дней а часто длительные поездки, в том числе паломнические, совершаются в течение многих дней, без остановок, без того, чтобы люди могли нормально переночевать вот это приводит к совершенно нечеловеческим условиям труда и как следствие к катастрофам. Автопарк, в том числе парк пассажирских автобусов, часто состоит из машин, давно списанных в западных странах и используемых сейчас в России, на Украине и в некоторых других странах постсоветского пространства.
Имеют место безответственность, беспорядок. Иногда люди надеются на русское "авось", говорят, что у нас строгость законов покрывается необязательностью их соблюдения. И люди приноровились к старой технике, к тяжелым условиям труда никто не вспоминает про восьмичасовой рабочий день, про достойные условия для того, чтобы нормально провести ночь. Но рано или поздно эта привычка к беспорядку, оправдываемому надеждой на смекалку, на выносливость, на интуицию, связанную с теми или иными рабочими процессами, сослужит нашей стране, нашему народу дурную службу.
Порядок, законность, умение создать человеку достойные условия труда это не просто какие-то формальные вещи, как иногда сегодня нам пытаются сказать. Это часть той самой ответственности, нравственной ответственности, в случае с христианином религиозной ответственности за жизнь, безопасность и здоровье друг друга, о которой сказал Святейший Патриарх в связи с катастрофой в Хабаровском крае.
Не случайно разрабатываются законы. Авиаторы говорят, что правила безопасности, связанные с полетами, написаны кровью. Точно так же законы, которые касаются безопасности на дорогах и соответствующие правила, законы, которые касаются продовольственной безопасности. Все это основано на печальном опыте многих стран и часто на нашем собственном печальном опыте. Поэтому ответственность и законность, забота друг о друге и соблюдение правил это вещи, которые не нужно разводить в народном сознании в разные стороны, это вещи, которые как раз нужно соединить. Наша четкость в соблюдении законов и правил, наша вежливость по отношению друг ко другу, наше законопослушание это не просто что-то, что является формальным требованием государства или общества, это часть нашего христианского самосознания, нашей христианской нравственной позиции. По крайней мере так должно быть.
Еще одна тема сегодня активно подымается в интернете и в разного рода общественных дискуссиях. Было принято решение об уничтожении продуктов, ввозимых в Россию вопреки установлениям, которые были ответом на западные санкции. Высказываются, в том числе депутатами Государственной Думы, предложения передать эти продукты неимущим, жителям страдающих сегодня Донецкой и Луганской областей, всем людям, которые в продуктах нуждаются.
С одной стороны, продуктами основная часть населения России обеспечена, и у нас есть сегодня достаточно дешевые продукты. С другой стороны, предложение, которое делается, в частности, депутатами Государственной Думы, не лишено нравственных оснований и нравственной красоты. Действительно, есть люди совсем бедные, которые были бы рады лишнему куску мяса или сыра, а некоторые и не имеют возможности купить мясо или сыр чаще чем раз в неделю может быть, два раза в неделю. Этим людям нужно помогать, и передать им продукты, которые сегодня изымаются у незаконно их поставляющих лиц, было бы, как мне кажется, весьма и весьма достойным шагом.
Другое дело, что эта инициатива не должна быть использована как лазейка для незаконных действий, для поставки в Россию продуктов, которые мы решили в страну не допускать, отвечая на недружественные, несправедливые, по большому счету неправильные с нравственной точки зрения действия, которые были предприняты по отношению к нашей стороне. Если и передавать продукты неимущим и отправлять их в те же Донецкую и Луганскую области, это должно делаться под жестким государственным и общественным контролем так, чтобы эти продукты не оказались в одночасье на прилавках крупных магазинов или вообще где-либо в торговой сети. К сожалению, мы знаем, что часто под видом благотворительности совершаются сомнительные действия, и такую опасность также нужно иметь в виду. И, конечно же, если вести речь о продуктах, которые будут отправляться неимущим или страдающим людям, речь не может идти о несертифицированных товарах. Кормить отравой или тухлятиной нельзя никого даже людей, которые нуждаются или являются неимущими.
Более того, в связи с вопросом об использовании нелегально поставляемых в Россию продуктов в гуманитарных целях стоит, наверное, обсудить и вопрос об ответственности тех, кто совершает эти манипуляции. Было бы справедливо обязать их не только оплатить не осуществить, а оплатить поставку этих продуктов тем, кто в них нуждается, но и закупить еще как минимум такую же партию продуктов за свой счет и использовать ее также в гуманитарных целях. Это было бы одновременно мерой наказания и мерой гуманитарного характера.
Любопытно, что иные люди, которые высказываются в пользу передачи нуждающимся продуктов, изымаемых сейчас на таможнях и уничтожаемых, почему-то попутно говорят о принятых государственной властью контрсанкциях как о чем-то априори плохом и недостойном. Получается так, что с точки зрения некоторых людей соблюдать закон в одних случаях например, тогда, когда ты приезжаешь в западную страну с запрещенными продуктами, можно и к решением тамошних властей нужно относиться с пониманием, а вот в случае, когда власти России принимают решение, направленное на защиту нашей страны от экономического и политического давления, а наших граждан от продуктов сомнительного происхождения, нам почему-то говорят, что можно не подчиняться, и это будет какой-то доблестью. Законность в любом случае должна поддерживаться. И особенно странно выглядят те, кто с максимальным уважением относится к международному праву или к законам зарубежных государств, но жестко критикуют свои законы (что, конечно, можно делать), и при этом еще предлагают их не исполнять.
Сегодня Россия должна, наконец, сделать мощный прорыв к тому, чтобы обеспечивать себя сама. И, наверное, все интересы, которые связаны с бытом, здесь должны приниматься во внимание в последнюю очередь. Возможно, мы не сможем еще какое-то время обходиться без импорта технологий в военной сфере, в научной сфере, в медицинской сфере, которые очень важны, критически важны для нормального развития страны. Но в области быта, в области личных интересов лучше сделать все для того, чтобы страна быстро, за полгода, перешла на самообеспечение. Это гораздо лучше, чем поступаться свободой, независимостью, самостоятельностью в принятии решений. Наш народ всегда ценил свободу больше, чем кусок хлеба, больше, чем бытовой комфорт, больше, чем эгоистические интересы личности или группы людей. Будем надеяться, что так будет и всегда. Решения, которые принимаются нашим народом, нашим государством, в этой области будут не только уважаться, но и поддерживаться лидерами общественного мнения. Иначе какие же они лидеры, если они готовы продать за ту или иную похлебку, за ту или иную бытовую примочку самое главное свободу, возможность жить согласно собственному выбору. Народ этот свой выбор и свою свободу ценит, и его лидерами будут всегда только те, кто этот выбор уважает и старается его защитить, сохранить, реализовать в истории.
|