поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
26 июня 2015  распечатать

Священнослужители о месте Церкви в обществе

Источник: Regions.ru

С 2007 г. по 2015 г. доля россиян, выступающих за сохранение конституционной нормы о светском государстве, выросла с 54% до 64%. Каждый десятый (10%) полагает, что стране все же нужна определенная религиозная составляющая (в 2007 г. таковых было 17%). Восстановление государственной религии на законодательном уровне поддерживают по-прежнему около 10% опрошенных (13% в 2007 г. и 12% в 2015 г.).

Более половины россиян (57%) хотят жить в стране, где религия не оказывает значимого влияния на жизнь большинства людей, а вера или неверие является частным делом каждого. Иной позиции придерживаются 34% опрошенных: они хотят, чтобы в их стране религиозные ценности играли важную роль в социальной жизни. Первую точку зрения чаще разделяют неверующие (70%), жители сел (63%), активные интернет-пользоавтели (62%), тогда как вторую – последователи православия (36%) и других религий (39%), москвичи и петербуржцы (46%).

Церкви следует влиять на духовную жизнь социума, но не вмешиваться в политику – таково представление об идеальных взаимоотношениях церкви, общества и государства 47% наших сограждан. И столько же (47%) отмечают, что в настоящее время Церковь верно выстраивает свои отношения с социумом, высказывая свою позицию только при необходимости и не вмешиваясь в вопросы, ее не касающиеся.

Каждый третий (32%) считает, что представителям Церкви не следует вмешиваться в светскую жизнь. 18% считают, что сегодня участие религиозных институтов в общественной жизни чрезмерно (среди атеистов – 36%, среди православных в два раза меньше – 15%). 14%, напротив, ратуют за увеличение роли Церкви в решении острых социальных вопросов. 18% сетуют, что ее участие в жизни страны недостаточно. Корреспондент Regions.ru попросил священнослужителей прокомментировать эти настроения в обществе.

Преосвященнейший ИРИНЕЙ, епископ Орский и Гайский:

Церковь сегодня не влияет на политику государства, а патриарх никому не указывает, как поступать, но при этом поднимает важные вопросы, объясняя, почему Церковь выступает против того или иного решения.

Некоторые думают: "представители Церкви всюду лезут и только мешают". Не могу согласиться с теми, кто так считает. Церковь никому не навязывает своего мнения, но если кто-то хочет услышать, услышит.

У Церкви и государства задачи разные. Цель Церкви – спасение людей для вечной жизни, а государства – создать земное благополучие. Но оно невозможно, если не соблюдать нравственных норм, поэтому задачи Церкви и государства в чем-то похожи.

Да, у нас светское государство, но это не значит, что религию должны "выдавливать" из всех сфер жизни общества, отстранять Церковь от участия в решении общественно значимых задач, лишать ее права давать оценку действиям властей. Церковь – значимый институт гражданского общества, и вправе рассчитывать, чтобы к ней прислушивались – тем более когда речь идет о таких важных вопросах, как, например, семейные ценности, нравственность общества.

Так что государство, оставаясь светским, может сотрудничать с Церковью. Это не противоречит принципу взаимного невмешательства в дела друг друга.

Протоиерей Константин ГОЛОВАТСКИЙ, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии:

Нужно повышать рейтинг доверия Церкви, используя все имеющиеся у нас для этого средства. Чтобы традиционную религию поддерживали на государственном уровне, в обществе должны считать это правильным. Церкови необходимо активно осваивать информационное пространство – нужно работать со СМИ, выкладывать новости. Жизнь Церкви, верующих должна восприниматься как неотъемлемая часть жизни нашего общества, и часть интересная. Надеюсь, это поможет.

Сейчас обычно внимание СМИ приковывают скандалы, слухи, а положительного никто как будто бы не замечает. Конечно, нужно менять сложившуюся ситуацию. Это, на мой взгляд, будет способствовать оздоровлению нашего общества в целом.

Протоиерей Алексий НОВИЧКОВ, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области:

Эти данные свидетельствуют о важных вещах. Они отражают состояние мировоззрения, нравственности общества.

Настроения, как известно, формируются под внешним воздействием. Например, хорошее образование и воспитание не берутся ниоткуда, это результат деятельности неких умных сил, направленной на достижение определенного уровня образования, нравственности. Эти силы формируют сознание граждан. Мы всегда по умолчанию думали, что таковы представители государственной власти, но вот уже много лет мы живем в стране, где государственная власть не отвечает вразумительно на вопросы о смыслах и ценностях нашего государства: нам предлагают догадываться самим.

При этом наши враги, желающие уничтожения православия, носителей этого мировоззрения, продолжают активно воздействовать на мышление, психику русского человека, и весьма в этом преуспевают, поскольку в их руках находятся СМИ – основные рычаги, направляющий наш образовательный процесс, куда им нужно.

Мы понимаем: приведенные статистические данные характеризуют их успешность в этом деле, и вместе с тем – наше противостояния этим "умным силам". Если мы хотим быть сильнее, сделать нашу жизнь и страну лучше, конечно, должны прилагать к этому усилия, ставить цели и задачи, формировать культуру. Будет культура другой – станут другими цифры.

Православие пока еще остается определяющей силой, которая дает нам возможность надеяться на возрождение. Но нашим врагам хотелось бы минимизировать его влияние на людей, чем они и занимаются. Поэтому саморазрушение русского народа и русского государства остается в активной фазе. Все, о чем мы молимся и чего желаем – затормозить этот процесс, повернуть его вспять. Мы уповаем на Промысел Божий и сохраняем оптимизм, несмотря на эти печальные цифры.

Протоиерей Александр ДОБРОДЕЕВ, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями:

Есть страны с государственной религией – как Великобритания или Израиль. Есть мусульманские страны – Саудовская Аравия и другие. Там религия в основе существования государства. Уровень жизни в них гораздо выше, чем у нас. То есть религиозный фактор вносит положительный потенциал.

А обратная сторона медали в том, что мы, например, если захотим получить какое-то сокровище, обладать какой-то ценностью, то должны быть к этому готовы. Потому что если человека, не умеющего водить машину, посадить за руль, он разобьет машину и может даже покалечить других людей. То есть государство и общество должны дорасти до принятия религии на государственном уровне.

Если люди не будут высказывать разные мнения, как в этом опросе, значит, мы готовы принять государственную религию. Это приведет к колоссальному скачку в развитии: повысится рождаемость, мы освоим территории и прочее. То есть Господь даст нам такую возможность. Но люди не готовы к этому сейчас. Многие в нашем обществе вообще не понимают, зачем нужна религия. Есть силы, которые постоянно вымывают из умов людей эту ценность, не дают возможности нашему народу сделать рывок. Кто-то хочет, чтобы народ был в полудреме, в полуобморочном состоянии. Отсюда рост наркомании, преступности. А вот трудиться хорошо, детей рожать, развиваться – это почему-то не актуально.

Надо чтобы люди поняли, для чего живут. Если они поймут, что нужен прогресс и развитие, то принятие религии в качестве государственной только поможет им в этом. Если же у общества другие цели, тогда введение государственной религии будет кощунством.

Игумен АГАФАНГЕЛ (БЕЛЫХ), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область):

Мне кажется, здесь противопоставлять Церковь и общество – вообще ошибка. Церковь – часть общества и никакого отношения не имеет к государству. Церковь и государство – вещи разной природы. Церковь не от мира сего, возникла установлением сверхприродным, а государство, если следовать школьному определению, – политическая организация. Общество же – это объединение людей по ряду признаков – в нашем случае по стране проживания, гражданству, религии и так далее. Поэтому когда мы говорим о взаимодействии эти трех составляющих – Церковь, общество и государство, нам следует понимать: влиять Церковь на происходящее может только если большая часть общества будет поддерживать религиозные идеалы. Больше никак. Попытки Церкви как института оказывать влияние на принятия государством каких-то решений мне кажутся порочной практикой, она должна остаться в глубоком прошлом: византийской, римской, российской (по крайней мере с XVII века) или еще какой-либо истории. Любая "государственная религия" в этом случае будет шагом прочь от Евангелия и Христа.

Церковь, как я уже сказал, может влиять на государство, только свидетельствуя о религиозных идеалах своим членам, которые могут составлять основную, решающую часть общества, и прививая через эту активную часть общества здравое миропонимание всем остальным – и никак иначе. А государство может быть любым – монархией, демократией, тиранией – такие случаи в истории тоже были. Церковь же, слава Богу, существовала при всех возможных видах государственного устройства и будет существовать независимо от того, что там думает по этому поводу кто-либо.

Игумен СЕРАПИОН (МИТЬКО), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви:

Согласно нашей Конституции, Россия – государство светское. Церковь не призывает к изменению конституционного строя. Мы взаимодействуем с обществом в условиях того государственно-общественного устроения, которое существует в нашей стране. Задача Церкви – не изменять общественный строй, но менять внутренний мир человека, направляя людей на путь спасения.

Да, в нашем обществе соседствуют разные взгляды на место Церкви в общественной жизни, разные оценки взаимодействия Церкви и общества, со временем они могут меняться – это все естественно. Вдобавок люди зачастую по-разному понимают смысл словосочетаний "светское государство" и "политическая деятельность". Под последним, вполне возможно, некоторые подразумевают деятельность общественную. Сомневаюсь я и в том, что все респонденты хорошо знают о роли Церкви в общественной жизни. О ее деятельности судят в основном по СМИ, а реальная работа, которую проводит Церковь в разных регионах, в том числе, в сельских приходах, зачастую остается неизвестной большинству наших сограждан.

Ну и, наконец, мнение общества подвержено влиянию СМИ, часть которых сознательно и целенаправленно выступает против любых общественных инициатив Церкви. Но, полагаю, наша Церковь уже обрела достаточный опыт взаимодействия с обществом, в том числе с людьми иных взглядов.

Игумен ГЕРМОГЕН (АНАНЬЕВ), насельник Московского Данилова монастыря:

Церковь не принимает участия в политических структурах, кампаниях и выборах, но высказывает свое мнение, дает нравственную оценку происходящему. А в социальной жизни Церковь очень активна – в благотворительности, во взаимодействии с обществом. Поэтому, думаю, большинство людей все устраивает.

Люди стремятся, чтобы духовные и традиционные ценности активнее присутствовали в нашей жизни – это нормально. Мы же христианская цивилизация, мы на этом выросли. А то, что людей устраивает участие Церкви в жизни общества, свидетельствует, что Церковь приносит благие плоды. И это тоже абсолютно нормально.

Иерей Андрей МИХАЛЕВ, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи:

Церковь не вмешивается в политические процессы, да и не может этого делать. Она следует своему служению по слову Спасителя и не принимает на себя Земное царство.

Но ее активность в обществе все заметнее, и кое-кому это очень не нравится – хотя Церковь не преследует мирских задач: власти и материального благополучия. Она вмешивается лишь в те социальные процессы, которые для жизни общества важны и необходимы. Церковь говорит о наболевших проблемах, – например, о том, что нельзя убивать детей в утробе матери. Выступает против пропаганды гомосексуализма, педофилии. Да, некоторым и это не нравится – тем, кто желает, чтобы Россия потихоньку вымирала, а еще лучше, чтобы не потихоньку, а побыстрее.

Повлиять на настроения в обществе нетрудно с помощью СМИ. Мы чаще слышим о скандалах вокруг Церкви, чем о ее деятельности. А о ней стоило бы рассказать – например, о синодальных программах по реабилитации наркоманов, игроманов, алкоголиков.

Ахмад-хазрат АХМЕТОВ, имам-мухтасиб северных районов Омской области:

Пророк Мухаммед сказал, что хотим мы или не хотим, время идет, Земля не вечна, и когда наступит ее конец, начнется Судный день. Судить будут всех – хочет того человек или нет. И перед Судным днем на тысячу человек будет только один верующий. И вот в светском обществе сегодня только каждый десятый считает, что религия должна быть государственной. Значит, все ближе то время, когда этого будет хотеть только один из тысячи.

От того, что человека не принуждают к вере, он не будет избавлен от Судного дня. В этот день верующие займут свои места в Раю, а те, кто не верил, займут свое место в Геенне. Судный день еще не наступил лишь благодаря нашей работе. И священников не хотят пускать в политику, потому что если они придут, то безнравственность искоренится, а есть люди, кого это не устраивает.

Религия никак не может быть отделена от государства, потому что каждый человек грешен. Даже если он светским себя считает, то все равно приходит рано или поздно к мулле и просит, что бы Бог простил ему грехи. В душе у каждого есть частица веры, но положение общества заставляет скрывать это и называть себя неверующим. И за это тоже человек когда-нибудь будет отвечать.

Фатых-хазрат ГАРИФУЛЛИН, муфтий Тюменской области, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России:

Религия – это основа основ. Например, для любой техники есть инструкция. Человеку тоже она дана – это священная книга: Библия, Коран – где написано о том, какой должен быть образ жизни у каждого. И как религиозный человек я не могу сказать, что религия не должна вмешиваться в общественную жизнь. Ведь все традиционные религии выступают только за то, что улучшит наше общество. Например, у нас в стране серьезная проблема алкоголизма, а все религии осуждают пьянство.

Власти должны согласовывать с религией методы борьбы с грехом: религиозные люди всегда осуждают грех. Так что властям надо, наоборот, активнее сотрудничать с религией.

Когда человек становится богаче, он начинает отходить от веры и грешить все больше. Так было всегда. Но если человек не будет богобоязненным, он погрязнет в грехах. Поэтому общество без религии жить не может.

Зиновий КОГАН, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин:

Есть в современном мире страны, где узаконена официальная религия. Например, в Англии – это англиканская, в Израиле – иудейская. Есть государства, где провозглашено равенство всех религий. Мы – светское государство, то есть религиозные объединения отделены от государства, и никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или государственной. А есть клерикальные государства, например, Ватикан. Там вообще власть принадлежит церковной иерархии.

По-моему, наша модель – золотая середина. И опрос это отражает. Всегда будут недовольные положением религии в обществе, и примерно столько же тех, кого все устраивает. Кстати, последние события в связи со строительством церкви на Лосином острове это подтверждают. Там часть граждан протестует, часть наоборот, защищает. А глас народа – есть глас Божий. Так что с мнением народа нам всем нужно считаться.

Семен ЛИВШИЦ, председатель Местной еврейской религиозной организации ортодоксального иудаизма города Орла "Центр "Шалом":

Не так давно я был на совещании у губернатора Орловской области, где говорили, что в нашем регионе неверующих всего около 20%. Губернатор предложил, чтобы представители каждой конфессии приходили в школы и вели разъяснительные беседы. Казалось бы: всем религиям предоставляют равные возможности – но это если не знать существа вопроса.

Христиане и мусульмане занимаются миссионерской деятельностью, а в иудаизме она запрещена. Поэтому по телевидению мы часто видим выступления православных священников, представителей ислама, но никогда – иудеев, обсуждающих религиозные вопросы. Ни один раввин не придет в школу или, скажем, в вуз, и не будет договариваться с преподавателем о проведении бесед о иудаизме. Так что преимущество христианского и мусульманского вероисповеданий налицо. Поэтому иудеи настаивают, что детей нужно знакомить с основами всех традиционных религий, не выделяя никакую из них. И делать это должен преподаватель "нейтральный".

Я поясню свою точку зрения на примере Израиля. Там пятница короткий день, суббота – выходной, а в воскресенье люди вновь выходят на работу. И в субботу общественным государственным транспортом вы не уедете – только частным. Вроде бы следование религии налицо. Однако по-настоящему религиозных людей в Израиле всего 3%, примерно 30% соблюдает традиции, еще около 20% делает это от раза к разу, избирательно, и около 40% от религии далеки. При этом государство поддерживает все традиционные религии.

На мой взгляд, в России, нужно поступать так же: человек должен иметь право исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать ничего. Но это должно быть решение каждого, нельзя заставлять исповедовать ту или иную религию насильно.

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты