поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
29 мая 2015  распечатать

Ближнего надо любить и уважать, а не терпеть: Священнослужители об "уроках толерантности"

Источник: Regions.Ru

Начиная с нового учебного года в столичных школах в рамках курса "Обществознание" будут проходить "уроки толерантности". Об этом сообщил председатель комиссии Мосгордумы по делам общественных и религиозных объединений Антон ПАЛЕЕВ.

Курс будет состоять из пяти уроков. Каждая школа проведет один урок в каком-то знаковом православном храме, второй в исламском центре, третий в еврейском Музее толерантности, четвертый – в буддистском культурном центре. Пятый, завершающий урок, пройдет в стенах Мосгордумы с участием депутата.

"Нужны ли, на ваш взгляд, такие уроки? Разумно ли в данном случае выбирать именно эти конфессии – учитывая, что, к примеру, армян в Москве существенно больше, чем буддистов?" – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Андрей СПИРИДОНОВ, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве:

Проблема в том, что эти уроки не имеет отношения к истинному пониманию той или иной религиозной культуры. Это светская показуха, и исходит это от светской власти, причем даже не российской, а мировой, которая исходит из идейных и мировоззренческих представлений, резко отличных от религиозной культуры. Поэтому всерьез к этому относиться невозможно.

Если пытаться понять основные мировоззренческие константы и фундаментальные истины, то тут толерантность совсем не работает. Потому что как можно совместить православие с его верой во Христа – и буддизм с его верой в то, что надо от всего отрешиться, чтобы достигнуть нирваны? А с точки зрения толерантности оказывается, что так можно. Ну, флаг им в руки. Но к нашему самостоянию во Христе это не имеет никакого отношения. Поэтому и непонятно, для чего эти уроки в России.

Протоиерей Алексий НОВИЧКОВ, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области:

В мире, в котором мы живем, разумно из любых ситуаций (как хороших, так и плохих) научиться извлекать пользу. И с этой точки зрения, наверное, можно получить пользу от таких уроков – если такая возможность будет предоставлена. Интересно сходить туда, куда обычно не пускают или очень сложно прийти просто так, "с улицы". Это точно будет не во вред, а быть может, и полезно – для общего развития.

Удивляет другое – произнесение слова, которое режет нам слух и лишний раз будоражит сознание – "толерантность". Вообще это медицинский термин, обозначающий способность организма противостоять ядам. Между тем чиновники от образования вкладывают в него иной смысл. Когда его произносят, добиваются терпимости, безразличия, быть может, даже беспринципности.

Да, хорошо иметь познания и быть терпимыми. Но человек живет не в абстрактном мире. Он должен понимать, кто он, какого племени, во что верит, знать, во что верили его родители, как образовалась такая огромная страна и как существовала в мире и согласии, не имея никаких межнациональных конфликтов, пока не пришли люди, произносящие слово "толерантность".

Ответом на эти вопросы могла бы стать целенаправленная программа по образованию и воспитанию русских детей на основе традиционных православных ценностей. И "приложение" к ней – обучение таким добродетелям, как терпимость и снисходительность, уважение к чужому мнению и к другой культуре – что, быть может, подразумевают авторы этой идеи.

Протоиерей Александр КУЦОВ, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии:

Толерантность – это по сути размывание религиозных границ. С религиозной точки зрения истина одна. А толерантность предполагает не только вежливое, доброжелательное отношение к носителям другой религии, но и то, что они также носители некой истины. Другими словами, нам навязывают мысль, что одной истины быть не может, что "у каждого своя истина". И с этим мы никак не можем согласиться. Только Церковь – носительница Истины.

Вместе с тем мы не относимся к другим религиям враждебно, наоборот, стремимся к миру, взаимопониманию. Но должны твердо говорить (во всяком случае, своим собратьям-христианам, особенно детям) – эта идея, которую пытаются нам навязать, есть религиозное заблуждение.

Чего хотят добиться инициаторы проведения уроков толерантности, сказать сложно. Мне эта идея не по душе –создается впечатление, что нам таким образом пытаются очередной раз навязать мысль: истина присутствует везде понемножку. Ну и наложить запрет на всякую критику.

Протоиерей Алексий КУЛЬБЕРГ, настоятель храма "Большой Златоуст" в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии:

Как-то я разговаривал с представителями одной региональной думы, и в разговоре прозвучало слово "толерантность". Депутат оборвал своего собеседника, сказав: "оно не популярно, мы им не уже пользуемся".

Напомню: исходно толерантность значит "невосприимчивость к яду". Применение этого термина по отношению к обществу означает невосприимчивость общества к яду, к разлагающей его идеологии. Это терпимость ко всему.

Есть люди, у которых высокий болевой порог, они не чувствуют боли. Разве мы хотим, чтобы наше общество перестало быть чувствительным к внешнему агрессивному воздействию? Считаю, ему это будет только во вред.

Думаю, "приучать к толерантности", водя по православным храмам, синагогам, мечетям – не полезное ни детям, ни обществу занятие. В качестве альтернативы могу предложить провести в этот день урок по культуре религии, которая ближе семье того или иного учащегося. Мусульмане пойдут на экскурсию в ближайшую мечеть (хотя, думаю, они и так ходят туда каждую пятницу), дети православных христиан – в храм (хотя и так бывают там по воскресеньям), – а в Госдуме, полагаю, вообще будет аншлаг.

Игумен СЕРАПИОН (МИТЬКО), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви:

Полагаю, наши школьники должны получать как можно больше различной полезной информации, однако это не должно быть в ущерб основной образовательной программе.

Если уроки толерантности введут за счет сокращения основных предметов, это ни к чему хорошему не приведет. Толерантность невежественного человека – не та цель, к которой должна стремиться наша школа.

Кроме того, проведение таких занятий в центрах религиозных конфессий несет некую опасность для каждой семьи. Например, дети из православных семей должны, прежде как следует узнать православие, и лишь затем знакомиться с другими религиями.

Игумен АГАФАНГЕЛ (БЕЛЫХ), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область):

Видимо, речь идет не об ознакомлении с какой-то конкретной религией, а вообще с религиями, представленными в России, которые можно считать мировыми. Конечно, буддизм, иудаизм, ислам – мировые религии.

В общем, идея понятна. Но не знаю, каким будет эффект от ее воплощения. Здесь есть другая опасность – перегнуть палку. Попытка выработать у человека толерантность ко всем религиям может стать прививкой от любой идеологии и религии вообще.

"Мы живем, потакая страстям, делаем, что хотим, но толерантно относимся ко всему" – таков сегодняшний западный стиль. Вот в этом я вижу изъян. Нужно постараться, чтобы этого не было. Ну а ознакомить школьников с традициями разных культур, думаю, было бы неплохо.

Иерей Иван ВОРОБЬЕВ, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы:

Само по себе название "уроки толерантности" уже наводит на какие-то тяжелые ассоциации, связанные с "европейскими ценностями". Если знакомить детей с разными религиями, существующими в России, то, возможно, надо было назвать "уроки истории разных культур". Сегодня существует устоявшийся стереотип, что толерантность – это стирание принципов и границ, то есть человек должен поступаться своими принципами в пользу каких-то меньшинств или еще чего-то. Поэтому такое название в этом случае неуместно.

А польза от таких уроков будет зависеть от того, кто их будет проводить. Вообще неплохо, чтобы дети познакомились с вероисповеданиями, которые существуют в нашей стране. Главное не навязывать и не заставлять.

Шафиг ПШИХАЧЕВ, Член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии:

Конечно, это хорошо, что дети будут слушать уроки по толерантности, хотя сам термин от слова "терпеть" нас не устраивает. И мы с Русской Православной Церковью договорились, что пусть на Западе его применяют, а мы призываем к сотрудничеству и дружбе. У нас общая история, культура. Что тут терпеть? Надо взаимодействовать эффективно и строить общество, а не терпеть друг друга.

В перечне посещение храма, мечети, синагоги, буддистского храма. Видимо, список определен исходя из перечня традиционный религий. А Армянская Церковь принадлежит к той же христианской традиции, что и православная, так что не столь заметно ее отсутствие в списке. Хотя можно включить в программу и посещение армянской церкви – хуже не будет, если потратить на это еще один день.

А в целом инициативу я поддерживаю. Пусть ученики, посещая те или иные храмы, получат некоторые представления о соответствующей религии. Сами бы они, может, и не пошли в храмы, а коллективное знакомство вполне неплохо. Кстати, я знаю, что школьников и сегодня водят по храмам в рамках ОРКСЭ, и это хорошо.

Ришат-хазрат ДАВЫДОВ, имам Тульской области:

Мне не нравится название "уроки толерантности". Не надо терпеть, надо уважать друг друга. В нашей стране к этому слову относятся очень настороженно. Так что, считаю, не совсем правильно подобрали название для уроков.

Что касается перечня храмов, то соглашусь, армян в Москве больше, чем буддистов, так что особенной пользы от посещения буддистского храма не будет. Хотя знать все наши религиозные традиции детям очень полезно, и хорошо с ними знакомиться именно приходя в храмы. Когда мусульманин знает традиции православные, а православный знает традиции ислама: от таких знаний обществу будет только лучше.

Дмитрий ЦВИБЕЛЬ, председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма "Петрозаводская еврейская религиозная община":

В Петрозаводске проводится нечто подобное, но там школы, как правило, приглашают в школы на уроки толерантности представителей национально-культурных организаций. У нас в Карелии представлена 151 одна национальность (зарегистрированных, правда, меньше). Их представители рассказывают о культуре своего народа, о том, какой она вносит вклад в мировую сокровищницу культур, как обогащает ее. Современный мир поликонфессионален и полинационален, нет на земле такого места, где жили бы представители только одного народа, все перемешаны, и всем нужно учиться сосуществовать – иначе жить будет невозможно.

Детей учат понимать культуру другого народа, что очень полезно: благодаря этому они лучше понимают свою, и начинают на какие-то вещи смотреть иначе. Уважая свою культуру, будешь уважать иную, и понимать: буддистская ничуть не менее ценна, чем, скажем, русская.

Но уроки, которые предлагают ввести в московских школах, боюсь, скорее, пойдут во вред, нежели на пользу. Во-первых, это очень похоже на мероприятие "для галочки". Отчитаются, и забудут. К тому же если дети воспитываются в религиозной семье, это одно. А если в светской? Да у них после таких уроков будет путаница в голове. Знаний это не даст, а извращенное впечатление может оказаться очень сильным.

В Петрозаводске уроки толерантности проводят в виде дискуссии, в неформальной обстановке. Дети могут задать какие угодно вопросы, например, спросить, почему иудеи носят кипу. Их потом не заставляют рассказывать, что они узнали. И у них совсем другой настрой.

Сергей ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, доктор исторических наук, профессор, декан историко-филологического факультета Православного института святого Иоанна Богослова Российского православного университета:

Воспитание уважительного отношения у детей к различным религиям, конфессиям, народам – дело, несомненно, хорошее. В нашей многонациональной стране нужно уметь уважать и чужие взгляды, и чужую веру, и чужие традиции. В желании воспитать это уважительное отношение к иным традициям, разумеется, ничего плохого нет.

К сожалению, в результате культурной и религиозной политики США и стран Европы понятие "толерантность" в нашем сознании приобрело отрицательный смысл – под ним подразумевается воспитание у детям насильственным путем отрицания собственных традиций, религии и культуры, – ведь само по себе понятие "толерантность" подразумевает мультикультурность, мультинациональность, признание того, что собственной национальности, культуры у того или иного народа нет. Поэтому когда в Москве вводят уроки толерантности, сразу возникает вопрос: "А что подразумевают под этим авторы идеи?"

Я не видел программ этих занятий, не знаю, что за идеологию предлагают "изобретатели" этого курса, поэтому не могу судить, в верном ли направлении они движутся. Тем не менее, вопросы появляются.

А вообще мне кажется: вводить такие новшества, не прошедшие общественного обсуждения, не получившие той или иной общественной оценки (ибо они предполагают именно общественную оценку и обсуждение) – несколько поспешное решение.

Светлана ЗУБАНОВА, соучредитель Всероссийского православного общества, доктор исторических наук, профессор:

Я против "уроков толерантности" в школах. Само это слово происходит от латинского "tolerare", означает "терпеть", и ничего другое. Как можно провозглашать государственную политику на уровне терпения граждан друг к другу? Это глупость! Когда мы жили в советской стране, нас воспитывали так, чтобы мы были братьями друг к другу, хотя у каждого своя вера и культурные особенности. Провозглашалась братская любовь и дружба, и это правильно. Вот так надо воспитывать детей. А терпеть рядом ученика-иноверца – это какая-то глупость.

Лучше вообще религиозный вопрос не затрагивать в школе, а если и затрагивать, то не в духе "терпеть друг друга". Должно быть понимание, что человек воспитан в другой национальной культурной и религиозной традиции. И это хорошо, потому что мы – многообразный российский народ. У нас много конфессий, и мы все дружим, а не терпим друг друга.

Мне много приходится выступать на конгрессах, посвященных конфессиональным вопросам, межрелигиозному диалогу. И, честно говоря, наши друзья братья-мусульмане, которые проживают в нашей стране, работают преподавателями в вузах, любое выступление начинают с того, что они не хотят принимать это слово "толерантный", и мы говорим о дружбе и взаимопонимании. Только на такой основе может существовать большая многонациональная страна. О терпимости можно говорить в отношении заокеанских народов, мы их не знаем и с ними нам делить нечего. Мы можем быть толерантными к гомосексуалистам, например, или не толерантными. Но когда мы говорим о государственной политике в нашей стране, о государственных школах, мы не должны говорить о терпимости, мы должны воспитывать понимание того, что культурные традиции у нас разные и прекрасные, благодаря чему мы только взаимообогащаем друг друга.

Пайцар ДАНИЕЛЯН, председатель Орловской региональной общественной организации "Армянский культурно-просветительский центр":

Такие уроки, несомненно, нужны, но их содержание должна утверждать администрация каждой школы – быть может, в зависимости от состава учеников. Вероятно, в какой-то из школ больше армян, и один из таких уроков можно будет провести в Армянском культурном центре. Или, скажем, в Еврейском культурном центре – если в школе учится много евреев. Думаю, детям это будет интересно.

В любом случае такие занятия очень важны и обязательно принесут пользу детям – в семьях, в школах часто полностью отсутствует просвещение по этим вопросам. Зачастую дети не знают, что такое иудаизм, ислам, буддизм, не имеют понятия о народах, которые проживают на территории нашей страны, и о религиях, которую те исповедуют. Для них все сводится к стереотипам: "мусульмане – это террористы", "иудаизм – плохая религия".

Так что такие уроки, несомненно, нужно вводить, но при этом адаптировать их для той или иной школы.

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты