RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
|
29 мая 2015 Уполномоченный по делам религий: "Государево око" для церкви Источник: http://rublev.com/news/423 Рублев Депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов предложил учредить должность омбудсмена по делам верующих. По его мнению, новый чиновник занимался бы отстаиванием прав верующих, а также разрешением конфликтных ситуаций. Инициатива депутата Милонова об учреждении якобы новой должности в органах власти не должна никого вводить в заблуждение: речь не идет о создании какой-то новой структуры. История взаимодействия государственной власти и религиозных организаций началась не вчера. Идея назначить специального чиновника, который осуществлял бы контакты с Церковью, родилась у Петра I в начале XVIII века когда он упразднил патриаршество. В 1722 году в России появилась должность обер-прокурора "ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде". Характер взаимоотношений Церкви с обер-прокурорами если и менялся в течение последующих двух столетий, то несущественно: без ведома этого чиновника Синод не мог принимать никаких сколь-нибудь важных решений. В 1917 году Временное правительство упразднило эту должность, учредив, между тем, Министерство исповеданий. Но в скором времени большевистская власть, приняв декрет об отделении Церкви от государства, распустила и эту структуру. В 1917 году на Поместном соборе Русской церкви один из его участников архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе) так охарактеризовал обер-прокурорский период в истории Русской церкви: "Явилось преемство власти не в рясах, а во фраках и мундирах. Преемство людей неверующих, явных отступников от веры, по рождению и воспитанию не принадлежащих к русскому народу. Таковы князь Голицын, Мелиссино и другие. Были и верующие, но они были незаконными патриархами Русской Церкви, потому что, ужасно сказать, они были не патриархами русскими, а папами римскими на патриаршем престоле". Советская Россия В феврале 1918 года Совет народных комиссаров опубликовал декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Все религиозные организации были лишены прав юридического лица и всех прав собственности. Большевицкое правительство начало планомерную борьбу с Церковью и развернуло атеистическую пропаганду. 1 мая 1919 г. под грифом "Строго секретно" выходит указание Ленина "О борьбе с попами и религией", адресованное председателю ВЧК Дзержинскому. Текст этого распоряжения краток: "В соответствии с решением В.Ц.И.К. и Сов. Нар. Комиссаров, необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады". По сути, главным органом, в компетенцию которого вошла "работа" с Русской церковью, стала Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК). Развернулись жестокие репрессии. Это ленинское указание было отменено лишь в 1939 году по распоряжению Сталина. СССР Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР был создан после памятной встречи Сталина с иерархами в 1943 году. В должности Председателя Совета был утвержден Г.Г. Карпов, профессиональный чекист. Целью его создания было поддержание имиджа Советского Союза на международной арене. В 1965 году организация была переименована в Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Советская власть смотрела на отделение Церкви от государства однозначно: в обществе Церковь не должна была иметь никакого статуса и никакого влияния. Основной функцией совета был надзор за деятельностью религиозных организаций и в первую очередь Русской православной церкви. Запрещались требы без соответствующего учета и оформления, проведение богослужений в запрещенных местах, совершение крещений на дому у священников, привлечение к службе детей, крещение детей без согласия обоих родителей и пр. Важной функцией также была "политико-воспитательная работа" с духовенством: в лице Русской православной церкви хотели получить своего рода духовно-идеологическую подпорку для политики, проводимой коммунистической партией. Поэтому все кадровые решения (в первую очередь епископские назначения) в обязательном порядке согласовывались в Совете. Специальные осведомители вели пристальный контроль за богослужениями на предмет присутствия в храмах молодежи, членов комсомола или КПСС, а также за содержанием проповедей. Оригинальные методы Советские чиновники пытались отвлечь молодежь от интереса к Церкви разными способами. Одним из наиболее нестандартных был следующий: в пасхальную ночь в кинотеатрах вне всякого расписания показывали какой-нибудь иностранный фильм. На языке пропаганды это называлось "отвлекающее мероприятие". Кино использовали и для "вразумления" слушателей духовных школ. Список кинофильмов, которые демонстрировались в 1971-1972 учебном годах в Одесской семинарии, говорит сам за себя: "Мое последнее танго", "Кража", "Бриллиантовая рука", "Они сражались за Родину", "Итальянец в Америке", "О любви", "Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1971 г.", "Опасные гастроли", "Девушка в черном", "Андрей Рублев", "Сын прокурора", "Дикое сердце", "Цена быстрых секунд", "Рожденная свободной", "Золотой теленок", "Дорога мечты", "Сезон любви", "Серенада большой любви", "Поезд в дальний август", "Достояние республики", "После тьмы свет", "Убийство в тихом квартале", "Приключения на берегах Онтарио", "Ромео и Джульетта", "Погоня". Здесь и непременные патриотические ленты, и западные картины, хотя присутствуют в списке и "Андрей Рублев", и документальная лента о Поместном соборе 1971 года. Вообще, семинарии и академии находились под постоянным давлением "кураторов". Особенную тревогу органов вызывали абитуриенты с Украины и из Молдавии, количество которых увеличивалось год от года. Сложно представить, но абитуриенту-не москвичу было практически невозможно ознакомиться с правилами приема в духовные школы: они публиковались только в "Журнале Московской Патриархии", а журнал выходил ничтожно малым тиражом и был недоступен. Ситуация поменялась лишь в конце 1980-х годов. Что думают сами священники? О восприятии деятельности уполномоченных по делам религии выражает поговорка, которую до сих пор помнят пожилые священники: "Уполномоченный: упал и намоченный". Речь шла о подмоченной репутации: сотрудничество с этими чиновниками почиталось за отступление от профессиональной этики. По мнению настоятеля храма в честь святых апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерея Дионисия Поздняева, светское государство не имеет компетенций для контроля над религиозными организациями в силу своей секулярности. "В случае создания института уполномоченных могут возникнуть предпосылки для вмешательства светского государства в дела религиозных общин. Такой шаг способен повлечь за собой создание неофициальных или подпольных форм религиозной жизни", считает священник. В комментарии для Rublev.com он также рассказал о практике взаимодействия православных приходов и государственных властей на примере Китая и Гонконга. По его словам, Китай в этом смысле следует советской модели, стараясь контролировать религиозную жизнь граждан и рассматривая религиозные вопросы под политическим углом. Этим занимается Управление по делам религий. "Возможно, поэтому значительная часть верующих в Китае предпочитает объединяться в неконтролируемые государством религиозные организации, отметил протоиерей. В Гонконге ситуация принципиально иная. В Гонконге вообще нет процедуры регистрации религиозных организаций. Равно как и контроля. Религиозные организации (и наш приход в том числе) должны, конечно, решать свои хозяйственные вопросы, но для этого достаточно учредить какое-то юридическое лицо". Настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексей Уминский считает, что для Церкви и для верующих людей эта идея бесполезна. Но ситуацией смогут воспользоваться секты и нетрадиционные религиозные течения. "Они получат новую возможность для продвижения своих идей, постоянных судебных исков по отношению к тем, кто каким-то образом этим сектам и новым религиозным движениям станет противодействовать", предупредил священнослужитель в своем комментарии для Rublev.com. "Для нас, христиан, такая подмена быть защищаемым в нашей духовной жизни от кого-то кем-то, кроме Бога, выглядит довольно странно, отметил протоиерей. Потому что мы, христиане, не боимся ни мира сего, ни того что в мире. И если мы живем по заповедям Божьим, если Господь с нами то Господь нас и защищает. Он наш омбудсмен Господь наш Иисус Христос. Другого нам не надо. А все остальное это довольно странные политические манипуляции". Страны Ближнего зарубежья В соседних государствах практически везде существуют государственные структуры, призванные обеспечивать взаимодействие между властью и религиозными организациями. На Украине существует должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, а также функционирует Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий. В Белоруссии должность Уполномоченного по делам религий и национальностей существует с 2006 года. Молдова: в 2007 году Государственная служба по проблемам культов при Правительстве Республики Молдова была ликвидирована, а ее функции переданы Министерству юстиции. Казахстан: Комитет по делам религии создан в 2005 году. Таджикистан: Комитет по делам религии, упорядочения национальных традиций, торжеств и обрядов при Правительстве Республики Таджикистан (2010). Кыргызстан: Государственная комиссия по делам религий Кыргызской Республики (2012). Туркменистан: Генгеш (Совет) по делам религии при президенте страны (1994). Узбекистан: Комитет по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан. |
РЕКЛАМА |