поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
24 мая 2015  распечатать

Нужен ли верующим уполномоченный: Мнения священнослужителей

Источник: Regions.Ru

В России может появиться омбудсмен по делам традиционных вероисповеданий. Соответствующий проект федерального закона "Об Уполномоченном по защите прав традиционных религий и верующих граждан" подготовил депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов. Предполагается, что уполномоченный будет защищать права верующих, а также разрешать конфликты. Законопроект будет скоро внесен в Госдуму, сообщает газета "Известия".

"В настоящее время мы имеем обширный набор разнообразных омбудсменов и правозащитников. Однако по какой-то причине мы до сих пор не задумались над созданием института по защите самых массовых социальных групп населения страны – верующих граждан различных конфессий", – говорит Милонов.

"За несколько последних лет традиционные конфессии и верующие регулярно становились объектами атак и нападок со стороны провокаторов и злоумышленников различного толка и масштаба, желающих посеять в стране рознь и ненависть к тем или иным религиозным конфессиям, – говорится в пояснительной записке. – Церковь, пожалуй, остается одним из самых беззащитных институтов общества. В стране не существует механизма, который мог бы заниматься отстаиванием прав как общин, так и рядовых верующих. Сейчас мы заняты борьбой с конечными проявлениями неуважения и пренебрежения к религии, предпочитая не обращать внимание на суть проблемы".

"Кандидатура омбудсмена должна стать результатом компромисса между представителями традиционных конфессий, – говорит Милонов. – Не думаю, что это должен быть именно священнослужитель. Главное, чтобы у него присутствовали бесспорные моральные качества "здорового консерватора".

Милонов добавил, что при наличии такого органа можно было бы избежать ряда громких скандалов в театральной и художественной сферах, которые произошли в последнее время: их можно было бы разрешить через диалог между верующими и художественной общественностью через омбудсмена.

Ранее Общественная палата РФ предложила создать при Министерстве культуры художественный совет, который бы выносил вердикт по репертуарам театров, финансируемых из бюджета. В мае заксобрание Санкт-Петербурга разработало законопроект, согласно которому предполагается ввести институт предварительной общественной экспертизы спектаклей, фильмов и музейных коллекций.

"Как вы расцениваете предложение Милонова? По каким признакам следует отбирать людей на должность омбудсмена по делам традиционных вероисповеданий?" – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр ПЕЛИН, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, член Общественной палаты РФ:

Интеллигенция просто узурпировала себе право быть умом, честью и совестью нашей эпохи. Этого права им никто не давал, потому что у всякой интеллигенции рыльце в пушку. Отсюда и скандалы в театральной и художественной сферах.

Идея учредить должность омбудсмена – не самая плохая идея Виталия Милонова. Важно начать обсуждать эту тему, а нужна ли такая должность в реальной ситуации – надо спросить у представителей всех религий. Должно быть координированное мнение.

Сам я не до конца уверен в полезности такого рода работы. Думаю, Межрелигиозный совет России должен рекомендовать некоторую единообразную форму комитета или комиссии, которая будет в регионах отвечать за взаимодействие с религиозными организациями. Сейчас что где-то работает отдел, где-то целое министерство по религиозным вопросам. Должно быть единообразие, нужно определить уровень взаимодействия. Пока этого не будет, не будет ничего доброго и хорошего. В Санкт-Петербурге, например, сохраняется отдел по взаимодействию с религиозными организациями – этакий аппендикс, который копирует деятельность отдела уполномоченного по делам религий.

Протоиерей Александр ДОБРОДЕЕВ, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями:

Чтобы на заповедник не нападали браконьеры, его нужно обязательно охранять. Ценные произведения искусства охраняют в музее. Но самая главная ценность нашей страны и нашего народа – это вера. Если никто ее не охраняет, – естественно, она будет подвергаться всяким нападкам.

И если эту тему будет курировать специальный человек или структура ё это хорошо. Потому что все доброе, чистое и светлое надо охранять, иначе затопчут. А для сохранения святыни надо прилагать еще больше усилий.

Не обязательно омбудсмену быть священнослужителем – хотя если он будет из их числа, он будет качественнее работать. Ведь чтобы стать священником, человеку приходится преодолеть много разных экзаменов. Священником стать не так просто, отбор серьезный. Поэтому такой человек и с должностью омбудсмена справится хорошо.

Протоиерей Алексий КУЛЬБЕРГ, настоятель храма "Большой Златоуст" в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии:

Инициатива, конечно, интересная. Тут, как в любом деле, все будет зависеть от личности омбудсмена.

Мы знаем: в советское время уполномоченные по делам религии в разных регионах вели себя по-разному. Там, где складывались правильные добрые отношения с конфессией, они были, скорее, защитниками верующих от советской власти, неким буфером между воинствующим безбожием и епархиями, приходами, верующими людьми. Но, конечно, в большинстве случаев уполномоченные по делам религии становились "уполномоченными по гонениям на верующих" в стране.

Важно, чтобы человек, претендующий на этот пост, имел духовное образование, опыт взаимодействия с конфессиями и свидетельства от конфессий о доверии. Считаю, такой мандат доверия должен быть необходимым условием для вступления его в должность.

Игумен СЕРАПИОН (МИТЬКО), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви:

С одной стороны, действительно, права верующих традиционных религий иногда нарушаются, и зачастую их не получается отстоять. Иногда это происходит потому, что религиозные организации ограничены действующим законодательством и системой судопроизводства. Поэтому забота законодателей о правах верующих, несомненно, очень хороший признак.

Однако введение такой должности может не решить существующей проблему. Человек, который будет назначен на нее, если закон примут, должен обладать мудростью и глубоким пониманием жизни верующих нашей страны.

Мало принять закон и ввести должность омбудсмена по правам верующих – необходимо оценить ситуацию и разработать стратегию решения существующих проблем. Например, непонятно, как поступит уполномоченный, если права верующих одной традиционной конфессии будут нарушены верующими другой.

Полагаю, что этот закон должен пройти серьезное общественное обсуждение. Кроме того, прежде, чем его принимать, необходимо узнать мнение священноначалия РПЦ и представителей других традиционных конфессий нашей страны. И если оно будет положительным, необходимо привлечь представителей Церкви к разработке правовой основы деятельности предлагаемого института.

Иерей Андрей МИХАЛЕВ, Настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи:

Я думаю, защищать права верующих у нас есть кому, и их и так отстаивают. Зачем нужно создавать какой-то дополнительный орган? В советскую эпоху действовал Совет по делам религий, но тогда у нас была идеология.

Мне кажется, нужна не защита верующих, а что-то вроде цензуры в СМИ, в искусстве – тогда не будет ни "чернухи", ни разврата.

А вообще интересно, как депутат представляет деятельность уполномоченного по правам верующих? Какими правами будет обладать сам омбудсмен, каких сторон церковной жизни будет касаться его деятельность, что именно он собирается регулировать? Это предложение мне кажется непродуманным.

Священник Петр КОЛОМЕЙЦЕВ, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета:

Прежде всего, это должен быть, безусловно, образованный человек, ценящий традиционные культуры. У нас, когда одни берутся защищать права других, отстаивают не те права, которые действительно важны людям, а те, которые важны по мнению защитников. Получается защита моих прав, которые мне не нужны. Считаю, в этом наша главная беда. Мне, например, не нужны права на однополый брак или эвтаназию, но кто-то изо всех сил готов защищать эти мои права. Точно так же представители ювенальной юстиции лучше детей и родителей знают, что детям нужно, считая: полный холодильник важнее, чем родители. Холодильник неполный, значит лучше детдом. И так у нас всюду.

А нужно, чтобы человек исходил не из своих представлений о том, что хорошо или плохо для того, кого он защищает, а из соображений того, кого защищает. Это умение принять другую точку зрения другого человека мне кажется редким, но необходимым качеством.

Иерей Вячеслав КОЧКИН, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки:

Я думаю, лучше воздержаться от введения этой должности.

Мне непонятна фраза: "Церковь, пожалуй, остается одним из самых беззащитных институтов общества". Интересно, на основании чего сделаны такие выводы? Насколько я знаю, Церковь самая жизнеспособная, устойчивая организация в мире, которая несмотря ни на что, живет, и даже "врата адовы не одолеют ее". Что значит "мы беззащитны"? С нами Бог. Подходить к этому вопросу со светской точки зрения, думаю, не совсем правильно.

Мы верующие, можем сами за себя постоять – примеров тому множество. Если вспомнить инцидент с "Пусси райот" – сколько собралось человек вокруг храма Христа Спасителя? Путь господин Милонов за нас не боится – православные верующие способны защитить свои права благодаря уже существующему законодательству. Да и кто может ущемлять мои права как верующего?

Шафиг ПШИХАЧЕВ, член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии:

Сегодня права верующих в России очень энергично и грамотно отстаивают представители самих религиозных конфессий, поэтому, мне кажется, сейчас нет необходимости в таком правозащитнике. У нас есть Межрелигиозный совет России и другие организации. Наши религиозные деятели достаточно активны.

Что касается скандалов, то как бы отменили ту же постановку "Тангейзер" при наличии омбудсмена? На стадии репетиции что ли? Он бы по театрам ходил, отслеживал все и везде?

Если бы Виталий Милонов предложил создание экспертной группы на тему того, чтобы не допускать незаконного запрета религиозной литературы или религиозных атрибутов, или для анализа определенных событий с точки зрения морали – это было бы понятно. Но это экспертная группа, а не правозащитная деятельность.

Так что я не вижу необходимости в учреждении должности омбудсмена.

Абдуррауф-хазрат ЗАБИРОВ, глава Единого духовного управления мусульман Пензенской области:

Думаю, такая должность нужна для сохранения духовных скреп. Омбудсмен должен отстаивать права наши и интересы, он должен решать проблемы взаимоотношений верующих и между собой, и с неверующими.

Не обязательно ее должен занимать священнослужитель какой-либо традиционной религии, чтобы не сказали, что он лоббирует интересы православных или мусульман, – но он может исповедовать какую-то традиционную религию. Это должен быть специалист с серьезным образованием в сфере государственного права и социальных отношений. Он должен знать историю государства и традиционных религий. И работать он должен с консультативным советом, чтобы советники помогали ему принимать решения.

Россия сильна своими традициями. Ведь сейчас противостояние и проблемы на международном уровне из-за того, что Россия свои традиции отстаивает. А атаки на Россию идут в том числе и через религию. Сейчас к нам прибывает огромное количество сект, идет сильная вахабизация. Пусть агрессия тайная пока, но уже ущемляются интересы традиционных конфессий в Поволжье. И должен быть человек, который это озвучит и покажет обществу, что есть такая проблема и надо ее решать.

Семен ЛИВШИЦ, председатель Местной еврейской религиозной организации ортодоксального иудаизма города Орла "Центр "Шалом":

Мне кажется, уполномоченный по правам верующих должен быть неверующим, но высокообразованным, с уважением относиться к человеку и проявлениям свободы выбора по отношению к религии. Он не должен быть приверженцем какой-либо из традиционных религий, представители которых живут на территории РФ. Тогда от него можно ожидать адекватных решений по тем или иным вопросам, связанным с религией.

Хотя, конечно, это не панацея. Нужен испытательный срок, чтобы убедиться: этот человек действительно стоит на защите прав верующих той или иной традиционной конфессии.

Дмитрий ЦВИБЕЛЬ, председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма "Петрозаводская еврейская религиозная община":

А как быть с неверующим человеком, кто будет защищать его права? Допустим, идет он по улице, и на каждом углу видит изображение креста. Он может заявить, что это оскорбляет его чувства – и возразить ему будет нельзя, и согласиться с ним тоже.

Так мы можем зайти слишком далеко. Например, можно начать утверждать, что елка оскорбляет чувства верующих евреев, которые считают, что Рождества не было, так как Мессия еще не родился. Здесь возникает столько неразрешимых противоречий, что лучше этот вопрос и не поднимать.

И нужно быть очень осторожными с заявлениями некоторых граждан об оскорблении их чувств. Этак любой человек может по любому поводу заявить все, что угодно – например, чтобы реализовать какие-то свои амбиции: ведь его заявление попадет в интернет и будет раздут конфликт, хотя на самом деле ничьи чувства не оскорбляли.

Мы живем в обществе поликонфессиональном, поэтому у каждого должны быть свои "тормоза". Не нужно потакать проявлениям "излишней чувствительности". Это никакая не чувствительность, а самая обыкновенная спекуляция.

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты