поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
21 мая 2015  распечатать

Приучать к труду – это правильно, но проблем экономики не решит: Мнения священнослужителей

Источник: Regions.Ru

К решению проблемы импортозамещения хотят подключить школьников – уже в этом году могут быть введены уроки "Земледелия", а школам выделены земельные участки для школьных огородов. Таким образом автор обращения глава партии "Коммунисты России" Максим Сурайкин надеется вырастить из детей агрономов и фермеров для спасения российского сельского хозяйства.

Как пишет газета "Известия", эта идея уже встретила одобрение в некоторых российских школах, но преподаватели рассматривают ее в менее глобальном ключе – отмечают пользу физического труда для в целом непривычных к нему школьников (уроки физкультуры сейчас проводятся три раза в неделю, но возможно, посадка картошки и правда станет подспорьем в грядущей сдаче норм ГТО? – прим.ред) и отмечают психологическую пользу коллективного труда.

Директор серпуховской школы №12 Елена Акимова считает, что инициатива актуальна для небольших городов.

– Дети по окончании школы отправляются в мегаполисы, чтобы поступить в вуз или устроиться на работу – в небольших городах или селах практически негде работать. "Любовь к земле" заставит учащихся остаться дома и помочь стране в импортозамещении, – говорит она.

Между тем детский психолог досугового центра "Древо" Юлия Кантор считает, что "обязаловка" к труду на земле может, наоборот, вызвать отторжение.

Замзавкафедрой региональной экономики и экономической географии ВШЭ Алексей Скопин считает, что в Центральной России достаточно земли, которую можно выделить школам. "В целом в Московской, Липецкой, Нижегородской, Тамбовской областях наиболее благоприятная территория для земледелия", – говорит он.

Отметим, что несмотря на активную поддержку государством российского садоводства (в 2015 году садоводам выделили 2 млрд рублей, это в 5 раз больше, чем в прошлом году, а бюджет 2016 года увеличит эту цифру еще на 500 млн.руб) пока ситуация складывается не очень удачно – в этом году сельхозпроизводители могут не справиться со сбором урожая без привлечения большего числа мигрантов. Например Астраханская область в начале года просила правительство увеличить квоту на мигрантов на период сбора урожая до 80% (сейчас 50%), иначе не удастся решить посьавленные президентом задачи по импортозамещению.

"Нужно ли вводить уроки земледелия? Может ли это помочь в решении проблемы импортозамещения?" – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший ИРИНЕЙ, епископ Орский и Гайский:

На мой взгляд, такие уроки вводить нужно, передав участки земли школам. Пусть дети учатся трудиться. И не просто работать – нужно научить ребят полюбить землю. Напомню, апостол Павел говорил: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь".

Кстати, можно выделять участки земли не только в Центральной России, но и на Дальнем Востоке, в Сибири – в любом регионе, чтобы у каждого человека была своя земля и он чувствовал себя ее хозяином. Дай Бог, чтобы азы земледелия, полученные в школе, пригодились ребятам в дальнейшем.

Сложнее будет решить этот вопрос в больших городах – там свободной земли мало. Но при школе может быть небольшой сад, и все школьники должны трудиться хотя бы там.

Слава Богу, еще есть люди, у которых можно научиться трудиться в поле. У сельского хозяйства своя специфика – нужно уметь выращивать хлеб и другую сельхозпродукцию, и это умение сохранили люди, живущие в деревнях и селах.

В общем, идея хорошая. Дай Бог, чтобы она воплотилась в жизнь.

Возможно, некоторые подростки трудиться не захотят. В таком случае пусть подумают, что кто-то выращивает хлеб, который они едят. Быть может, они начнут по-другому относиться к ребятам, которые приезжают учиться в столицу, в большие города из деревень, поймут, что лишь благодаря сельским жителям наша страна еще жива.

Протоиерей Алексий КУЛЬБЕРГ, настоятель храма "Большой Златоуст" в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии:

Не нужно "изобретать велосипед" – уже есть опыт Советского Союза. В то время в сельских школах учащиеся приобретали навыки доярок, трактористов. В городских – водителей. Эти навыки впоследствии бывали весьма кстати. К тому же такой опыт положительно сказывается на школьниках, которые не могут найти себе занятие. В общем, "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы пиво не пило". Так вот, это прекрасное занятие, чтобы дети не пили пиво не сидели в соцсетях, а, напротив, работали, приобретали полезные навыки.

Вряд ли это повлияет на сбор урожая: здесь нужны не школьники, а современные агротехнологии, – но приобретенные детьми навыки, безусловно, положительно скажутся на их будущем. Это забота не столько о помидорах и картофеле, сколько о детях.

Однако подойти к реализации предложенной идеи нужно творчески – чтобы дети не возненавидели земледелие, а мы не получили эффект, обратный ожидаемому.

Протоиерей Константин ГОЛОВАТСКИЙ,священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодежного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии:

Думаю, польза от этих уроков будет минимальна. Поскольку инициативу предлагают коммунисты, вспоминаются советские времена, помощь колхозам в сборе урожая, существовавшие в то время похожие уроки в общеобразовательных школах, когда на пришкольных территориях были огороды и на них что-то выращивали.

В некоторых школах такие уроки, возможно, и не помешали бы. Но вводить их или нет, должна решать администрация школы. Каждая школа сейчас сама выбирает свой путь развития, свою специфику, и если в образовании появится какое-то разнообразие, родители смогут решить, что лучше для их ребенка.

В любом случае, это не может быть связано с решением проблемы импортозамещения и вряд ли на что-то существенно повлияет. Тут нужны комплексные меры, которые поддержали бы сельских жителей, фермеров.

Если в городских школах будут проводиться "уроки земледелия", вряд ли они подвигнут кого-то переехать в деревню. А поддержать жителей деревни, которые уже сейчас занимаются производством сельскохозяйственной продукции, необходимо.

Игумен СЕРАПИОН (МИТЬКО), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви:

Современная молодежь почти утратила навыки работы на земле. Хорошо, если подрастающее поколение будет ощущать свою связь с нею. Но это скорее вопрос не практический, а нравственный: жизнь на земле позволяет сохранить традиционный склад личности и уклад жизни.

Впрочем, мы живем в быстро и непредсказуемо меняющемся мире. Все может повернуться и так, что людям придется добывать пропитание крестьянским трудом.

Тем не менее, насильственное приобщение школьников к земледелию вызывает не очень хорошие ассоциации, связанные с тоталитарными режимами. Можно вспомнить, как в Кампучии Пол Пот пытался заставить интеллигенцию заниматься крестьянским трудом.

Идея законодателя, полагающего, что привлечение школьников к сельскохозяйственному труду позволит решить проблему импортозамещения, мне представляется спорной. Во-первых, стоящие перед Россией экономические проблемы так мы решить не сможем. Во-вторых, прежде чем наши школьники научатся работать на земле, пройдет много лет. А проблема стоит перед нами уже сейчас, и поэтому нужно искать пути ее решения.

Священник Антоний СКРЫННИКОВ, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе:

Сомневаюсь, что такие уроки помогут решить вопросы импортозамещения в обозримом будущем. Но идея в целом неплохая, если подойти к ней творчески.

Мы живем в такое удивительное время, что решением одного или двух западных политиков, а вернее тех тайноводителей, что стоят за ними, против нашей страны могут быть введены любые жесточайшие санкции. Нужно быть готовым к любому развитию событий и давать детям навыки не только грамотно пользоваться компьютерами и другой современной техникой, но и элементарные навыки – как починить розетку, защитить своих близких или вырастить хороший урожай.

Игумен АГАФАНГЕЛ (БЕЛЫХ), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область):

Это два не связанных между собой важных вопроса.

Привить привычку трудиться, конечно, важно – человек должен уметь делать это и любить труд. На этом стоит мир. К сожалению, сейчас большинство детей и подростков хотят иметь все и сразу, и желательно не прилагая никаких усилий. К сожалению, сейчас школе нужны специальные разрешения, чтобы прививать детям любовь к труду.

Но разговоры о том, что таким способом можно решить проблему импортозамещения, – это смешно. У нас в стране разве нет других возможностей, кроме как делать это с помощью детей? Конечно, хорошо, если дети будут привыкать трудиться, но не нужно связывать этот вопрос с попыткой решить экономические вопросы государства.

Священник Михаил АРТЕМЕНКО, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное:

Я совершенно уверен, что такие уроки будут полезны. С их помощью мы сможем воспитать ребенка, приучать его к труду. Кроме того, он больше будет находиться на свежем воздухе, общаться со сверстниками. Плюс польза коллективного труда. И, пожалуй, самое главное – ребенок будет понимать: хлеб берется не с магазинных полок, вырастить его – большой труд.

Занятия земледелием, на мой взгляд, дадут хороший результат. А еще они помогут отвлечь детей от гаджетов и компьютеров в пользу общения с природой.

Такие уроки нужно вводить по всей России. Даже если это Москва и возле школы всего одна клумба – и там можно выращивать перцы или помидоры. Дети будут заботиться о результатах своего труда, ценить труд других. Это очень полезно.

Священник Петр КОЛОМЕЙЦЕВ, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета:

Я был в интернате в Гагарине, и там есть нечто подобное. Они очень много выращивают овощей просто для себя. Это здорово. Выпускают ребят со специальностью "садовод". Воспитанники гордятся результатами своего труда, да и мне их парники очень понравились. Это настоящее живое дело.

Нужно людей возвращать на землю. Конечно, поголовно всех школьников заниматься земледелием обязать нельзя. Но хороший опыт перенимать нужно.

Что мы сейчас наблюдаем? – заброшенные земли, плачевное состояние хозяйств, "искусственные" фрукты и овощи в магазинах. Кстати, в маленьких фермерских магазинчиках всю продукцию быстро раскупают.

Даже если приобщение детей к занятию земледелием хотя бы частично решит эту проблему, будет хорошо. Это благородное дело.

Иерей Иван ВОРОБЬЕВ, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы:

Идея очень здоровая и хорошая. Только тут нужно очень продуманное сочетание теории и практики. Если городских школьников будут вывозить за город, рассказывать и показывать, как жила раньше деревня и как сегодня живут фермеры и фермерские хозяйства, будет показана перспектива освоения новой земли, открытия своего фермерского хозяйства и бизнеса, – мне кажется, от этого будет толк.

Другое дело, как грамотно составить программу и детям интересно рассказать об этом. Ведь Россия всегда была аграрной страной. И как преподнести с интересом то, что испокон веку было главным в нашей жизни?

Я знаю, что многие интересуются сельским хозяйством, другое дело, что не умеют с ним справляться. Приезжая в деревню, начиная что-то делать со скотом и огородом, они видят, что просто оторваны от этой жизни, у него ничего не получается и приходит разочарование. Поэтому обучать работе на земле очень важно.

А мигрантов у нас и так достаточно. Складывается ощущение, что русские вообще скоро перестанут что-либо делать. Но ведь только поначалу мигранты выполняют тяжелый труд, – а потом вытесняют коренных жителей и из других областей деятельности. Скоро их будет больше, чем местного населения. К чему мы стремимся? Так что нам надо тоже везде работать, а не только в офисах сидеть и менеджерами быть.

Священник Георгий БЕЛОДУРОВ, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери:

Когда я учился в школе, у нас был небольшой пришкольный усадебный участок. Другое дело, что на уроках труда нас туда никогда не водили, и он тихо зарастал сорняками. Не знаю, нужно ли именно так "Земледелие" вводить. У моей семьи не было дачи, и я – счастливый человек! А вот мою жену на даче родители научили полоть грядки, но толку-то.

А вот попытка решить проблему импортозамещения введением уроков в школе не свидетельствует о здравомыслии ее инициаторов. Импортозамещение делается не руками детей. Это вопрос более глобальный и требует вмешательства крупных производственных сил, которые, слава Богу, у нас в сельском хозяйстве еще есть.

Да, можно на уроках труда, например, в пятом или шестом классе уделить время знакомстве с землей, узнать, как из земли вырастает все вкусное, – но не более. Работа на земле – это определенное призвание. Вот смотрю на некоторых людей: вроде старенькие, а как приходит май, они бегут на свои дачи. И не факт, что земля помогает им прокормиться: просто это такое хобби, человеку нравится. А есть такие, кому не нравится. И к импортозамещению это не имеет никакого отношения.

Ришат-хазрат ДАВЫДОВ, имам Тульской области:

Конечно, не сразу все получится, и некоторые родители будут против таких уроков, потому что сами землей не занимаются. У нас же не только дети, но и хорошо зарабатывающие родители не знают, что такое земля – они все в магазине покупают.

В мое время в сельской школе обязательно был участок, у каждого класса были отдельные грядки, кто-то помидоры выращивал, кто-то перец, кто-то огурцы. Детей надо учить тому, что картошка растет в земле, и она не просто растет, а землю надо копать, удобрять, ухаживать за ней, только тогда качество продукта будет высоким.

Сейчас дети даже не знают, откуда коровье молоко берется: они живых животных видят только по телевизору или в зоопарке. Раньше были учебники по ботанике, мы знали, какие бывают сорта яблок, как их выращивают. Сейчас такого нет, но к этому надо снова возвращаться. И преподаватель должен это преподнести интересно. Помню, мы на подоконниках в классе рассаду выращивали, наблюдали, как она растет, как появляется первый цветочек. Это было очень интересно и познавательно, и мы знали, что сельское хозяйство – очень тяжелый труд, но интересный.

Конечно, школьный предмет не поможет решить проблему импортозамещения. Это десятилетия пройдут, прежде чем дети, заинтересовавшись в школе, вырастут, поступят в сельскохозяйственные вузы, выучатся и начнут работать. А сегодня действительно даже некого посадить на комбайн. У нас большой дефицит сельскохозяйственных специалистов, поэтому приходится обращаться к гастарбайтерам. Хорошо еще, что приезжают работники из Беларуси и с Украины, их и сажают на технику, а своих русских просто нет. Старшее поколение уже уходит, а молодежь не приходит. Поэтому любовь к земле надо прививать с первого класса.

Шафиг ПШИХАЧЕВ, член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии:

Возвращаемся к старым временам, к советской системе образования.

Я вырос в сельской местности, и нас – школьников – во время уборки урожая в начале учебного года вывозили в колхозы убирать картошку, морковь, кукурузу. И вот таким образом дети приучались к работе, кому нравилось сельское хозяйство – они могли узнать еще больше о работе на земле.

Потом наряду со стройотрядами наши студенты так же во время уборочной страды группами выезжали в поля. Я знаю, что москвичи ездили, например, в Краснодар собирать помидоры. И не было для этого специальных законов и программ. Правда, тогда колхозы и совхозы были государственные, а сегодня статус земли изменился, но я не думаю, что эту практику невозможно применить и сейчас.

А если мы школам подарим участки земли, то будут ли на ней дети заниматься землей круглогодично? А ведь земля требует постоянного ухода. Невозможно, чтобы школьники работали на ней целый год, – иначе когда им учиться остальным предметам?

А еще были раньше садовые хозяйства. В Нальчике, например, был участок с фруктовыми деревьями, и организовывались школьные группы "Мичуринцы", они добровольно ухаживали за этими деревьями. Тоже хороший опыт.

Только все это должно быть добровольным: труд на земле тяжелый. Если заставлять, то это естественно вызовет у некоторых отторжение, и любви к земле не появится.

Так что в отношении сельского хозяйства можно поучиться у советской системы, чуть изменив под нынешние реалии.

Зиновий КОГАН, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин:

В любом деле, в том числе и в агротехнике, необходимо образование, опыт, – но для начала хотя бы элементарные знания и навыки. Помню, студентами мы в октябре всегда выезжали на уборку картофеля, капусты. Тут же много ума не надо, хотя это не всегда было приятно – погода уже была ненастная: дождь или снежок шел, ветер сильный. Такое небольшое испытание не из приятных.

Пришкольные участки тоже раньше были, в том числе и у нас в школе. Мне кажется, школьникам интересны такие практические занятия. А в регионах, где климат не очень подходящий, можно теплицы поставить.

Дети должны знать, как земля кормит нас, что для этого нужно. Для младших школьников пусть будут небольшие уроки, а в старших классах больше нагрузка должна быть.

А то мы детей учим в отрыве от матушки-земли, а ведь она – кормилица. И научить детей чувствовать землю – это нормально.

Борис ДИНЕР, председатель Еврейской национально-культурной автономии Курской области:

Предложение выделять школам землю мне кажется интересным – молодежь будет работать на земле, вносить свой вклад в общее дело. Мне кажется, такие занятия можно вводить во всех регионах, но делать это нужно аккуратно, чтобы не испортить хорошую, в общем-то, идею. И, конечно, "обязаловки" в этом вопросе быть не должно.

Тем не менее, проблему импортозамещения, думаю, это решить не поможет. Этим вопросом должны заниматься профессионалы – крестьяне, фермеры. Вот им нужно оказывать всяческую поддержку, предоставлять субсидии, льготы, возможность приобретать недорогие ГСМ. На этих людей нужно делать ставку, если мы хотим добиться подъема отечественного сельского хозяйства и решить проблему импортозамещения.

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты