поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
25 февраля 2015  распечатать

Февраль 17-го сделал неизбежными Октябрь и Гражданскую: Мнения священнослужителей

Источник: Regions.Ru

Приближается годовщина (98 лет) беспорядков в Петербурге, которые вошли в историю как Февральская революция. Они начались 21 февраля (6 марта н.ст.) с погромов булочных на Петроградской стороне и стихийных шествий с криками "Хлеба! Хлеба" – а закончились 2 марта (15 н.ст.) отречением императора и переходом власти ко Временному правительству. Судя по воспоминаниям современников, большинство тогдашнего общества февральские события (в отличие от октябрьских) приветствовало; в момент падения монархии решительных и видных сторонников у нее не нашлось.

В исторической памяти Февраль 1917-го заслонен Октябрем. У тех же, кто о нем помнит, он, как и большинство исторических событий ХХ века, вызывает разные – подчас противоположные – оценки. Для одних Февраль – "упущенный шанс" России начать строительство демократического общества и стать "нормальной европейской страной". Для других – очередной оборот "Красного колеса", раздавившего вместе с монархией историческую Россию как таковую; событие, после которого Октябрь, Гражданская война и разрушение страны стали неизбежны. Для третьих – неудавшаяся попытка буржуазии воспользоваться "победой трудового народа", своего рода историческая ошибка, исправленная в октябре.

Столь же полярно расходятся и оценки Октября 17-го – от "величайшей катастрофы в истории России" до "зари новой эпохи в истории человечества".

Напомним, недавно Геннадий Зюганов заявил, что столетие революции 1917-го года "у России есть все основания отмечать так же широко, как во Франции празднуют юбилеи Великой французской революции" – иными словами, что революционные события должны лечь в основу национального самосознания.

"Как вы расцениваете события февраля 1917-го? Чем, по-вашему, они должны остаться в народной памяти?" – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий РЫБАКОВ, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии:

Переворот 1917 года стал итогом многовековой работы, проделанной среди российской элиты, а затем спущенной вниз до народных масс, чтобы изменить народное сознание. На первом месте было отступление народа от Бога, Церкви и веры своей. Власть захватили богоборцы, которые сразу же изменили религиозную доктрину государства, захватили очень важные рычаги управления будущими поколениями, как, например, образование. И дальше уже начали выстраивать жизнь в государстве на основе атеизма и материализма.

Хотя народ, кстати, в массе своей сразу же после произошедших событий начинает одумываться, что привело к возникновению большого количества новомучеников и исповедников Российских. И последующая перепись показала, что народ полностью не отринул религиозную доктрину и продолжал считать себя православным и верующим. Это, пожалуй, тот стержень, который вообще позволил сохраниться российскому народу.

Я считаю Февральскую революцию попыткой нашей буржуазной элиты захватить власть. И, кстати, надо понимать, что не только атеизм двигал элитой: в ее среде было много старообрядцев-раскольников. Ведь кто давал деньги на революцию? Мамонтовы, Морозовы, Рябушинские, Пучковы – предприниматели-старообрядцы, они давали деньги потом и большевикам, старались свергнуть царя как предтечу Антихриста, ненавидели Русскую Православную Церковь. Так что была еще четкая религиозная мотивация в захвате власти и в свержении царя. А затем их самих свергли, но это уже работа международной компании, которая профинансировала и возглавила революцию гораздо более решительную, потому что ей не нужна была Россия ни старообрядческая, ни православная, а нужна была Россия распадающаяся. Но промыслом Божьим было управлено так, что Россия не распалась. Не хватило сил разрушить именно народное этноконфессиональное сознание, поэтому государство не развалилось, а потом еще и укрепилось, сумев отстоять свою независимость

Так что переход от Февраля к Октябрю – это переход от внутренней буржуазной и старообрядческой революции к попытке международных сил захватить власть в России. А мы до сих пор пожинаем плоды: у нас все еще нет официально принятой религиозной доктрины, без которой вообще невозможно масштабное формирование идеологии. Потому и политика у нас колеблется все время то в одну, то в другую сторону. Народ до сих пор пребывает в растерянности. Хотя сейчас укрепляется, но для устойчивого развития государства этого пока еще недостаточно.

Поэтому и ожидаем наступления того времени и божественного действия, когда народ обратится к вере своих отцов – основателей нашего государства, чтобы, покаявшись за атеизм, настоять в этой вере, передавая ее детям и внукам своим.

Протоиерей Андрей СПИРИДОНОВ, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве:

Февральская революция – это и есть начало катастрофы, потому что Октябрьский переворот и Гражданская война – следствие произошедшего в феврале. И если причины переворота многообразны, то механизм всерьез не исследован до сих пор. Есть определенные версии, – тот же Солженицын в "Красном колесе" усилия предпринимал, – но все равно многие факты до сих пор нам неизвестны. Кто были те силы, которые действовали в Февральскую революцию, кем эти действия были инспирированы, кто финансировал все на самом деле? Известно, что была даже определенная такса для бастующих рабочих: трамвай перевернуть – столько-то стоило, убить городового – значительно дороже.

И, кстати говоря, основные наши партийные революционные силы в этих механизмах раскрутки революции почти не участвовали. По крайней мере, поначалу. Для них самих это было неожиданно. Есть версия, что англосаксы постарались, английские деньги прямо участвовали в финансировании. Но доказательств прямых нет, так что все остается тайной за семью печатями. И надо сперва иметь объективную по возможности картину произошедшего, и потом пытаться все оценить.

А в целом Февральская революция стала началом самой серьезной катастрофы, которая привела к многомиллионным жертвам, к строительству Советской империи на обломках традиционной православной России.

Протоиерей Алексий НОВИЧКОВ, Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области:

Очевидно, что в 1917-м мы потеряли очень многое, чего пока так и не удалось отвоевать – в сражении за Россию, за наш мир, наши ценности. Чтобы подобные разрушительные события не повторялись, нам следует признать: тогда, во время революционных изменений в нашем Отечестве, мы впервые проиграли информационную войну. И страну мы потеряли, прежде всего, из-за этого. Открывать истину, просвещать народ – наверное, важнейшая функция государства. Когда оно теряет ощущение причастности к происходящему и не осознает необходимости в этих действиях, наши враги всегда перехватывают вожжи. Такое за прошедшие почти сто лет происходило не раз. Мы и сейчас проигрываем информационную войну, но только уже не на своей территории, а, так сказать, в глобальном масштабе.

Мы должны научиться управлять информацией в интересах нашего Отечества, в целях сохранения русского народа, его благополучия, выполнения той миссии и цели, которые ему предначертал Господь. Нам нужно учиться избегать ошибок на примере Февральской революции и последующей за ней Октябрьской, да и остальных событий в новейшей истории России. С этой точки зрения, по-моему, никто еще не оценивал происходящее.

Если мы сможем правильно осознать произошедшее с нами, ответить на вопросы "Почему?", "В чем наша миссия?", "Где наш путь?" – думаю, катастрофических для русского народа событий будет меньше. Если же мы не сможет этого осознать, стать сильными, все время будем наступать на одни и те же грабли. Мы должны сделать выводы во имя тех целей, ради которых существует Россия, и ради которых Господь создал русский народ.

Протоиерей Александр КУЦОВ, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии:

Я склоняюсь к мнению тех, кто считает: Февральская революция – это шаг на пути к разрушению исторической России. Царь перед тем, как свершились эти события, сделал страшную запись в своем дневнике: "Кругом трусость и обман".

Российское общество тогда отошло от основ церковной жизни, в том числе от православного понимания монархии. Благодаря этому и случилось то, что случилось.

Конечно, произошедшие события – трагедия. Россия всегда была лакомым куском для стран Запада. Кто-то из западных политиков тогда сказал, что еще несколько лет благополучия, и воевать с такой страной, как Россия, будет безумием. Так что произошедшие события были нам навязаны. Все это финансировалось на немецкие и американские деньги.

Люди отринули имперскую Россию. Их опьянили лозунги "свобода", "равенство", "братство", витающие в воздухе в западных странах. Они забыли, что Россия всегда была монархической православной страной, что монархия – Богом установленная власть на Земле. А в результате власть не просто перешла из одних рук в другие. Ее отняли, причем кровавым способом.

Иерей Святослав ШЕВЧЕНКО, клирик кафедрального собора Благовещенска:

Можно понять, почему не нашлось сторонников монархии, когда ее уничтожали. Если человек привыкает к коллективу, в котором работает, он начинает видеть его недостатки и ропщет. Люди, увидев недостатки, забывают о стабильности. Мы теперь знаем: дореволюционная Россия была экономическим гигантом. Ее золотой рубль котировался во всем мире. Но люди видели лишь недостатки монархии, позабыв о стабильности.

Ломать всегда проще, чем строить, и при этом не думают, что будет дальше. Возьмем ситуацию на Украине. Разве там стало лучше, чем было? Нет, не стало. Страну ввергли в хаос. Революция – это всегда смерть, кровь, голод, холод. Сотни, тысячи, миллионы погибших. Когда человек мечтает о переустройстве мира радикальным путем, закрадываются сомнения в его психическом равновесии. Он, видимо, не думает о последствиях. Когда мы говорим о переустройстве государственной модели, мы, в первую очередь, должны думать об этом. Революция – игрушка в руках небольшой группы людей, которые меняют общественное мнение в свою пользу. Конечно, в правлении любого императора есть как плюсы, так и минусы. Но прежде, чем говорить: "Мы наш, мы новый мир построим", нужно подумать, что это будет за мир, можно ли в нем будет жить?

Мы живем уникальное время, когда пишется история, в том числе кровью. Раньше про революцию мы только читали, сегодня видим это воочию. Однако и сегодня так же трудно понять, куда движутся сегодняшние революционеры. Понятно одно: у них иные цели, нежели благо людей. Я уверен, рано или поздно после опьянения наступит похмелье – как это было после Февральской и Октябрьской революций. Например, Маяковской, вначале поддерживавший революционное движение, скоро в нем разочаровался.

Мы должны знать "черные страницы" истории нашего государства, учиться на ошибках и не повторять их в угоду чьих-то сиюминутным интересам.

Священник Филипп ИЛЬЯШЕНКО, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент:

События февраля 1917 года можно охарактеризовать одним словом – предательство. Его совершили те представителей общества, которые должны были сохранять общественный порядок в стране, находившейся в то время в состоянии войны. Власти помазанника Божия тогда присягало все население империи. Каждый нес личную ответственность перед ней. И у этой власти не нашлось сколько-нибудь влиятельных защитников!

Когда мы задаем себе вопросы: "Так что же произошло в период с февраля по октябрь? Был ли это упущенный шанс на нормальную европейскую жизнь, нормальное гражданское демократическое общество?" – я бы посоветовал взглянуть на сегодняшний Запад. Это сытость, комфорт, признание пороков нормой и тоталитарное подавление любого иного мнения. Слава Богу, этот шанс был упущен, иначе мы бы сегодня существовали в том тоталитарном идеологическим ужасе, который представляет собой весь Западный мир и Европа в частности.

То, что произошло в октябре 1917 года, конечно, не было революцией. Здесь я категорически не согласен с лидером нашей коммунистической партии. Революция – смена государственного строя. А это был вооруженный захват власти горсткой экстремистов, не желающих довольствоваться отведенным им "местом у обочины". В результате они проявили решительность и организованность, чтобы власть захватить, и жестокость, чтобы ее удержать. Попытка уравнять это событие с Великой французской революцией вызывает некоторое сомнения. Бог с ними, с французами – это их дело, что вспоминать и отмечать, но можно ли праздновать событие, ставшее прологом к страшному бесчеловечному периоду в истории нашего государства? К Гражданской войне, голоду, геноциду нашего народа и многим другим событиям, которые никак не могут быть основой национального исторического самосознания?

Думаю, эти события почти столетней давности должны быть сохранены в нашей памяти. Мы должны понять, как легко можно лишиться всего, поддавшись на ложные призывы к "свободе, равенству и братству". За этими "кричалками" – страшное наследие, многое из которого до сих пор нами не осмыслено. Надеюсь, нам еще это предстоит.

Священник Андрей ПОСТЕРНАК, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук:

Трудно сказать, чем стала бы Февральская революция: ее последствия не успели в полной мере проявиться. Обычно ее рассматривают в ряду революций, которые на Западе привели к власти буржуазию и способствовали развитию капитализма. Так было в Англии, Франции – революции также сопровождались свержением монархии, установлением власти оппозиционных сил, которые, в конечном счете, добивались утверждения Конституции, экономических и социальных преобразований.

В России ничего этого так и не произошло, – шаги в этом направлении были прерваны Октябрьским переворотом. Но без Февральской революции большевики не пришли бы к власти. Все это вело уже к Гражданской войне, в стране не было твердой руки. И частые кризисы Временного правительства свидетельствовали о том, что ситуацию не контролируют, а большевики вели подрывную деятельность. Так что, можно сказать, Февральская революция стала началом конца всей политической системы, которая сложилась к 1917 году в нашей стране.

Поэтому приходится говорить о потенциальных, упущенных возможностях. Февральская революция стала прологом к Октябрю, к становлению тоталитарного режима и сведению на нет иных альтернатив. Это было началом хаоса, который уничтожил Российскую империю.

Ришат-хазрат ДАВЫДОВ, имам Тульской области:

Достоверно о том, что произошло в феврале 1917 года, мало кто знает, поскольку практически нет информации. А октябрьские события всколыхнули всю страну и потом подробно изучались каждым советским школьником на протяжении 70 лет, поэтому народ и знает об Октябре гораздо больше. Впрочем, нынешний школьник ни о Февральской, ни об Октябрьской революции ничего толком не знает. Отречение императора, захват власти Временным правительством – это было в Февральскую, а не в Октябрьскую революцию, как некоторые, кстати, думают, путая события.

Так что знать о февральских событиях надо, это наша история. Только как информировать народ? В архивах многое скрыто, а многого вообще нет. Значительная часть – просто домыслы. И, например, где в современных СМИ об этом услышишь? За исключением ограниченного круга людей мало кто вообще интересуется этими событиями, хотя они и стали началос масштабных перемен в истории нашей страны.

Фатых-хазрат ГАРИФУЛЛИН, муфтий Тюменской области, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России:

К 1917 году в стране был серьезный кризис: Первая мировая война, абсолютно не выгодная России, принесла большие жертвы. Это привело к недовольству царским режимом. И потом, мусульманин видит: если бы богатые должным образом уделяли внимание рабочему классу, крестьянству, то могло не произойти революции вообще, – а так люди были вынуждены взять в руки оружие и пойти против своей власти. Эти уроки истории мы должны принять во внимание и учесть на будущее, чтобы не допустить подобной трагедии.

В России в то время, кстати, было много немцев, они занимали ответственные посты во многих отраслях, и нам надо было с Германией дружить, а не воевать. Это уже сейчас многими доказано, что Первая мировая война была выгодна Великобритании, потому что она тогда была сильной страной, а тут ей и Россия стала мешать на востоке, и Германия стала расширять свои территории. Поэтому Британии было выгодно столкнуть двух своих соперников, что ей прекрасно удалось. А дальше уже в России появились недовольные происходящим и властью императора. Тут ситуацией уже воспользовались те, кому это было выгодно. И в итоге Февральская революция стала началом конца великой Российской империи.

Семен ЛИВШИЦ, председатель Местной еврейской религиозной организации ортодоксального иудаизма города Орла "Центр "Шалом":

Как историческое событие, Февральская революция должна остаться в памяти народа. Это был переход от царского самодержавия к строительству буржуазной республики. Поэтому его можно было только приветствовать – что многие и делали. Путь дальнейшего мироустройства Российской империи должен был решиться на Учредительном собрании, которое большевики (по их собственным словам) поддерживали. Но, как мы знаем, Учредительное собрание не состоялось – по вине все тех же большевиков. Страна пошла совсем по другому пути. Это привело к Гражданской войне. Мы сегодня видим, что это такое, на примере Украины. Гибнут ни в чем не повинные люди, не имеющие никакого отношения к происходящему, меняется государственный уклад.

Октябрьский переворот в свое время нанес непоправимый ущерб всему государству. Мы прекрасно помним, что было потом: чистки 37-38 годов, послевоенные репрессии – пока не умер Сталин. Позже – объявление сумасшедшими инакомыслящих. Только с приходом Ельцина были прекращены политические репрессии. Возврат на путь цивилизационного развития занял долгие годы, и кто знает, закончен ли он. Это долгий, болезненный, тяжелый путь мы вынуждены были проходить вновь и вновь, тогда как Европа за эти годы совершила колоссальный прыжок.

Сергей ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, доктор исторических наук, профессор, декан историко-филологического факультета Православного института святого Иоанна Богослова Российского православного университета:

Современные противоречивые оценки февральских событий 1917 года неслучайны. Эта противоречивость означает, что до сих пор в общественном сознании бытуют разные представления о целях и путях исторического развития нашей страны. Это вполне нормально. Наверное, по-другому и быть не может.

С моей точки зрения, февраль 1917-го был вызван не только экономическими и социальными причинами (хотя, несомненно, недовольство своим положением у народа было, как и усталость от войны, а также сомнение в правильности пути, по которому шло в то время российское государство). Тем не менее, важнее оказались причины политические, а именно давно подготовленный заговор против тогдашней действующей власти с участием как различных политических сил внутри России, так и зарубежных сил. Если большевиков финансировали Министерство иностранных дел Германии (генштаб Германии), либеральные российские партии для борьбы с тогдашним самодержавием получали помощь от английских, французских и американских финансовых и политических кругов – прямую финансовую помощь.

Для меня события февраля 1917 года – трагические. Именно они положили начало страшным годам – сначала октябрю 1917-го, а затем гражданской войне, когда наш народ вступил на путь самоуничтожения. Вывод из этих событий почти столетней давности, на мой взгляд, может быть только один: революционный путь – страшный, трагический. Не дай нам Бог пережить какую-либо очередную революцию, даже если она будет совершаться в "бархатных перчатках". К сожалению, кровь, текущая по этим бархатным перчаткам, настоящая.

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты