поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
09 февраля 2015  распечатать

Пресс-конференция к возвращению иконы Божией Матери "Одигитрия" в Смоленск

Источник: Смоленская епархия РПЦ

6 февраля в Смоленске в Тронном зале Архиерейских палат (Епархиальное управление) состоялась пресс-конференция, посвященная возвращению в Смоленск после реставрации чудотворной Смоленской иконы Божией Матери "Одигитрия".

В пресс-конференции приняли участие:

  • Правящий архиерей Смоленской епархии епископ Смоленский и Вяземский Исидор;

  • Дмитрий Борисович Антонов, директор Государственного научно-исследовательского института реставрации;

  • Александр Александрович Дубровский, древлехранитель Смоленской епархии;

  • Софья Викторовна Волкова, художник-реставратор ГосНИИ.

Ведущий: Виктор Артеменко – редактор телестудии Смоленской епархии "Святой Меркурий".

Виктор Артеменко: Уважаемые коллеги, мы сегодня пригласи Вас на пресс-конференцию, Вы можете задать интересующие Вас вопросы, которые касаются возвращения в Смоленск великой нашей святыни иконы "Одигитрии".

Сегодня на нашей пресс-конференции присутствуют: Дмитрий Борисович Антонов, директор Государственного научно-исследовательского института реставрации; епископ Смоленский и Вяземский Исидор; Александр Александрович Дубровский, епархиальный древлехранитель; Софья Викторовна Волкова, сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации, реставратор.

Пожалуйста, Владыко.

Епископ Исидор: Я благодарю средства массовой информации Смоленского региона, которые посчитали для себя возможным принять участие в пресс-конференции, посвященной торжественному принесению Смоленской "Одигитрии" в Смоленский Успенский кафедральный собор.

Смоленская "Одигитрия", как нам с вами известно, является чудотворным образом Божией Матери. Ее оставление города Смоленска, которое произошло в 2012 году, так же как и ее возвращение в году 2015, по сути своей является историческим событием. И всякое изъятие иконы с места ее пребывания всегда являлось особым событием в жизни города Смоленска и событием для православных верующих. И в этой связи торжественное пребывание иконы, начиная с 1 февраля в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в связи с празднованием интронизации Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Кирилла, и дальнейшее ее пребывание в Храме Христа Спасителя до 10 февраля, и ее торжественная встреча здесь в Смоленске 15 февраля в день Сретения Господа нашего Иисуса Христа – все эти события являются тем особым знаком который Сама Божия Матерь дает всем нам. Знаком того, что всякое перемещение Ее чудотворной иконы является уникальным событием.

Закономерно возникает вопрос: почему именно эти даты? Потому что по промыслу Божию как раз реставрация этой иконы, которая происходила в течение двух лет была завершена к интронизации Святейшего Патриарха. И мы с вами знаем, что сам кафедральный Храм Христа Спасителя был построен русскими людьми в благодарность за победу в Отечественной войне 1812 года. И Смоленский образ, как мы с вами знаем из истории, играл самую важную духовную роль в этом событии более чем двухсотлетней давности. Поэтому в 2012 году по благословению Святейшего Патриарха икона Божией Матери в празднование двухсотлетия победы над войсками Наполеона была принесена на Бородинское поле. Так же как она была принесена за двести лет до того в войска Кутузова, и всякий русский солдат поклонялся ей, прося помощи Божией Матери в приобретении мужества и сил для победы над врагом. И вот волею судеб Смоленская икона посещает кафедральный Храм Христа Спасителя, который связан с этими всеми событиями.

И ее принесение в кафедральный собор города Смоленска также знаменательно, поскольку оно произойдет в день Сретения Господня, и встреча иконы состоится в этот же день. Во всем этом мы усматриваем благословение Царицы Небесной, Которая Сама определяет эти все даты.

Не буду очень долго говорить о том, какое значение Смоленская икона имела для города Смоленска за все эти века, зная, как каждый смолянин почитает наш Смоленский образ и хорошо знает историю его, поэтому я не буду напоминать, понимая, что все мы, живущие в нашем регионе хорошо знаем историю этой чудотворной иконы. Но особо хочу отметить ту обеспокоенность и те многочисленные вопросы, которые уже задают Русской Православной Церкви и специалистам, которые производили реставрацию, связанные с тем: та же ли это икона, которая весь предшествующий век, XX столетие, была в Успенском кафедральном соборе? И мы утвердительно отвечаем все вместе, что это та же самая икона, никакой иной список, нет никакой подмены, это тот же образ. Но мы с вами должны обратить внимание, что те реставрационные работы и тот первоначальный лик, открытый специалистами-реставраторами, самыми ведущими в нашей стране, конечно же, вызовет у всех нас удивление тем, что мы теперь увидим не образ Божией Матери "Умиление", а строгий образ Царицы Небесной, свидетельствующий о том, что Она является защитницей города Смоленска от неприятеля. И это связано с тем, что она изначально была подарена Борисом Годуновым в 1602 году как надвратная икона Смоленской Божией Матери. И потом волею судеб она оказалась и была помещена в Успенский собор на то место, на котором она пребывала последнее столетие, как минимум, на том месте – с правой стороны собора.

Но подробности, связанные с историей ее перемещения в институт реставрации после торжественных событий на Бородино 2012 года и особенностями самой реставрации, я хотел бы передать моим коллегам, которые присутствуют на этой пресс-конференции. Прежде всего, позвольте кратко дать слово Александру Александровичу Дубровскому, который является официальным древлехранителем Смоленской епархии. Прошу Вас, Александр Александрович...

А. А. Дубровский: Благодарю Вас, Владыко. В настоящее время после завершения двухлетней реставрации, конечно, повторю слова Владыки, ходят слухи усиленно, что икону подменили, конечно, нет – икона та же, но икона преобразилась, икона совершенно другая. Но во-первых, мы привыкли видеть тот живописный образ, который наблюдали всегда, подходя к иконе, в окладе. Оклад, который большую часть иконы закрывал, видели лик, лик Младенца, ручки. На сегодняшний день икона будет установлена без оклада, оклад будет отдельно установлен в соборе. Во-вторых, этот образ Божией Матери Смоленской "Одигитрии", как мы уже все знаем из истории, был подарен Константином Мономахом дочери, благословляя ее замуж, в 1046 году, соответственно – это список с той древней иконы, и на сегодняшний день мы видим, выставлена в Храме Христа Спасителя наша икона, – это византийский образ Богоматери, это тоже нужно понимать.

Мы неоднократно в процессе реставрации обращались к реставраторам ГосНИИ реставрации, как представители епархии, что данная икона является не музейным экспонатом, а все-таки молельный образ, культовая вещь, к которой люди идут молиться, и мы просили, чтобы места утрат многочисленные, которые на иконе при расчистке были выявлены, были затонированы, пусть даже они будут, скажем так, несколько отличаться от общего фона, пусть они будут на полтона разниться, но это должен быть цельный образ, который не мешает верующему в восприятии всей иконы. Как вот сейчас реставраторы ответят на вопросы, расскажут нам, мы просили утраты эти подлевкасить, затонировать и так далее, самое интересное, это не противоречит законам и правилам реставрации. На многочисленных советах реставрационных с участием ведущих специалистов реставрационных центров города Москвы было принято решение эти места утрат оставить, так как нехорошо записывать автора, и не вносить в изображение иконы ничего нового.

Мы благодарны творческому коллективу ГосНИИ реставрации во главе с Дмитрием Борисовичем Антоновым, директором, за тот труд, который они провели в течение этих двух лет, кропотливую работу над нашей святыней, бережно очень расчищая, бережно трудились всякий раз, когда мы бывали в институте, присутствовали на процессе вот этих вот работ, на реставрационных советах. Выражаем уверенность в дальнейшем сотрудничестве в деле сохранения нашей чудотворной иконы.

Необходимо отметить, что икона дальше будет размещена в Успенском соборе в специальной климатической капсуле, которая будет установлена на месте нынешнего киота, который сейчас находится на постаменте. Эта климатическая капсула представляет собой замкнутый герметический объем со специальным высокопрочным стеклом, обеленным, безбликовым, источник света без ультрафиолета и инфракрасного света будет размещен в капсуле, с микроклиматом. Что это значит? Это значит поддержание стабильной влажности, температуры с осуществлением воздухообмена в капсуле, и датчиками контроля за климатом внутри. Все эти данные будут передаваться на устройство, архивироваться, мониториться и соответственно будет вестись контроль. Также там предусмотрен резервный элемент стабилизации влажности – это кассета с просорбом, это так называемый "пассивный климат". Вот все что хотелось бы сказать.

Епископ Исидор: Александр Александрович, разделяя обеспокоенность верующих в отношении всех этих нюансов, я хотел бы передать слово Дмитрию Борисовичу Антонову, директору Государственной научно-исследовательского института реставрации, с тем чтобы Вы, уважаемый Дмитрий Борисович, могли всем нам пояснить, почему было сделано так, а не иначе, с чем это связано?

Д. Б. Антонов: Здравствуйте, уважаемые дамы и господа. Давайте мы посмотрим сейчас несколько слайдов, я дам вам в процессе просмотра этих слайдов пояснения...

Вот вы прекрасно помните, это вот образ "Одигитрии", который вот в таком виде находится с 1954 года, когда был изготовлен на пожертвования жителей Смоленска, на пожертвования прихода оклад весом 25 кг. серебряный.

Давайте дальше, пожалуйста... (слайд) Это собственно икона "Одигитрия" со снятым окладом и аварийная заклейка, когда ее вывозили уже на реставрацию. Прошу обратить внимание, я вам покажу, на иконе находились крепежные элементы. Икона состоит из четырех досок, доски в довольно руинированном состоянии находились, и видимо в 1912 году к столетию Бородинского поля, когда ее вывозили на Бородинское поле, изготовлены были силовые крепления из посеребренной латуни толстой. Это вот нижняя часть и верхняя часть, это мало кто видел, потому что оклад на ней стоит уже довольно давно. Соответственно все эти крепежные элементы крепились болтами, которые проходили насквозь по всей ширине, болтами с большими крупными головками, мы потом вернем вам эти детали, когда приедет икона, вы их положите в музее, все смогут ознакомиться...

Епископ Исидор: То есть прямо, Дмитрий Борисович, по телу иконы были вставлены эти гвозди?

Д. Б. Антонов: Да, были довольно крупные отверстия по всей поверхности... Можно следующий слайд... Вот, собственно, икона с уже пробными расчистками, то есть изначально, когда она пришла на реставрацию, первыми были проведены исследования, были сделаны микрошурфы, мы посмотрели, где какое состояние краски, где что сохранилось, где не сохранилось. И вот вы видите, что вот эта часть здесь уже подвергалась пробной расчистке, доска имеет как бы первоначальный... Вот в этом месте находится контрольный участок, на котором цифрами помечены, он дальше будет крупнее, а пока покажем шесть общих слоев записи, а общее количество поновлений иконы более 16, но основных именно больших слоев записи – шесть.

Можно дальше... (слайд) Вот это расчистка, видите, что лик уже кардинально изменился. Мы, на самом деле, когда начали работу, видели это на рентгене, что лик в довольно хорошеем состоянии, это авторская живопись конца XVI – начала XVII века.

Епископ Исидор: Дмитрий Борисович, а Вы применяли самые новейшие методы?

Д. Б. Антонов: Мы всегда работаем с подобными вещами – принцип нашего института: все делается только под контролем микроскопии – все всегда делается только под микроскопом. Чтобы вы правильно понимали, вы все прекрасно помните ее размеры – каждый участок в несколько квадратных миллиметров размером расчищался вручную под микроскопом, представьте, что такое снять шесть слоев.

Епископ Исидор: Покажите визуально, как Вы показывали в Москве на пресс-конференции...

Д. Б. Антонов: Владыко, мы дойдем до слайда, я покажу, действительно, как выглядит, в чем, собственно, сложности основные. Можно дальше листать (слайды) вот сейчас она выглядит так, единственно, наша картинка, фотография не дает представления, вы ее увидите "живьем", вы все поймете... Фотографией передать невозможно этот образ...

Будьте любезны... (слайд) серебряный оклад тоже закреплен на щит, он будет отдельно, по воле Святейшего Патриарха, находиться в соборе, потому что это вклад жителей и в такое тяжелое время в 1954 году, послевоенное время, не знаю, каким образом это было сделано...

Епископ Исидор: Почему сейчас этот оклад нельзя поставить на икону?

Д. Б. Антонов: Собственно, да, я дам пояснение такое: я вам показывал, если вы помните, что силовые металлические крепления, которые были сделаны, чтобы держать доски, доски сами по себе разошлись, шпонки задние их не держали, они держались только на этих металлических частях. Сейчас икона собрана полностью, то есть доска "склеена" она имеет цельный вид, сделаны определенные вставки, врезки, которые вы видели сзади, но из-за того, что силовые элементы эти сняты, икона стала короче, и лик изменил положение, положение головы Богородицы немножко поменялось в связи с тем, что открылся первоначальный образ. А этот оклад делался конкретно под этот лик Богородицы, то есть сейчас он просто не подойдет на нее. Но он как вот такое пожертвование народа будет храниться в соборе в каком-то месте рядом, недалеко.

Можно дальше... (слайд) это вот, собственно, видно лик Богородицы, к которому мы привыкли, как ее видели последние более 70, наверное, лет. Можно дальше... (слайд) это в процессе начатой расчистки, видите, какие цвета здесь и вот уже начинают цвета выходить оригинальные авторской живописи. Можно дальше... (слайд) вот вы видите, что лик кардинально... можно сказать о том даже, что положение глаз Богородицы сильно другое, то есть лик записывался многократно. Это было вызвано тем, что икона все-таки провисела весь XVII век, до 20-х годов XVIII века, она же была надваратной, она находилась на улице. Соответственно, она уже в XVIII, в XIX веке была, наверное, в довольно печальном состоянии, и тогда единственный способ поддерживать ее, так сказать, – вообще записывать, что многократно и производилось.

Можно дальше... (слайд) это собственно и есть левкас, стыки досок, все стыковалось, и здесь вот в районе носа Богородицы тоже стоит врезка, чуть более поздняя вставка, потому что конечно у иконы очень тяжелая жизнь была, очень.

Можно дальше... (слайд) вот выглядит сейчас так, но говорю, что фотография не дает полного понимания и передачи, вам надо обязательно всем увидеть ее "живьем", это конечно не передать...

Можно дальше... (слайд) это... Софья?

С. В. Волкова: Это чепец Богоматери. Слева авторский красочный слой и справа там идут один, два три, четыре... слоя записи послойно.

Д. Б. Антонов: Вот идут записи, вы видите изменение цвета.

Можно дальше... (слайд) да, это кайма на омофоре Богоматери...

С. В. Волкова: Это граница, видно по кайме, что она написана по новому грунту, то есть это более поздняя живопись, чем живопись лика. Справа, вот белое...

Епископ Исидор: София Волкова – сотрудница, которая непосредственно проводила реставрацию.

С. В. Волкова: Вот эта кайма написана в начале XVIII века, а вот эта – более ранняя живопись, которая относится к лику.

Д. Б. Антонов: Можно дальше... (слайд)

С. В. Волкова: Это тоже граница на омофоре и нимбе Богоматери, то есть видно, что омофор написан по другому грунту, который лежит поверх более раннего... золото, которое покрыто лаком потемневшим, и этот грунт заходит на это золото, то есть видно, что это более позднее...

Д. Б. Антонов: Можно дальше... (слайд)

С. В. Волкова: Это губы Богоматери. Собственно говоря, вот авторский красочный слой, вот это вот – первый слой записи, второй слой записи и третий слой записи. На лике было три сплошных слоя записей и штук пять прописей разного времени. Это разновременные фрагменты: собственно говоря, вот это авторская живопись – такая желтая охра, это фрагменты поновлений, поновления вставки носа. Такая живопись, да. И лик не везде в хорошей сохранности авторский красочный слой. Вот здесь оставлена розовая запись, и есть островки авторской живописи, которые нужно было из этой записи вычленить. Вот Лик Младенца...

Д. Б. Антонов: Лик Младенца, видите, к сожалению, пострадал сильнее всего, он остался только в изображении XIX века. Но несколько слоев записи с него все равно удалено и можно увидеть. Следующий слайд... Это снятие послойное...

С. В. Волкова: Здесь раскрыт небольшой участок, начата расчистка.

Д. Б. Антонов: дальше... (слайд)

С. В. Волкова: Это раскрыт лик полностью. Он оказался XIX века. Здесь на рентгене было видно – паволока, это ткань, которая наклеена на доску, вот в такой форме, форме головы. Понятно было, что заново наклеена в XIX веке ткань, заново загрунтована поверхность и заново написан лик, то есть там древней живописи не осталось. (слайд) Это под левкаской...

Д. Б. Антонов: (слайд) Это, собственно, как выглядит сейчас. Но нимб – это все-таки живопись XVII века.

Епископ Исидор: Нимб XVII века?

Д. Б. Антонов: Да-да, нимб XVII века.

Вот это контроль, который я вам показывал на маленьком фрагменте, теперь большой – контрольная часть, вы можете посмотреть, что это вот начиная с самого позднего наслоения и кончая авторской живописью, вот здесь: раз, два, три... то есть шесть слоев записи, седьмой – авторский слой.

Можно дальше... (слайд) это фотография живописной поверхности, каждый этап, любой пигмент, мы видели, цвет, мы делали всегда анализы и разбирали какого времени эти пигменты. Вот здесь (слайд) основной расклад по слоям по времени. Видите, как менялось от светлого цвета до практически черного.

Можно дальше... (слайд) фрагмент авторского слоя. Чтобы вы правильно понимали, вот эта фотография, которую вы сейчас видите, это съемка под микроскопом, это размер сантиметр на полтора.

Можно дальше... (слайд) остановимся на этой детали, чтобы вы правильно понимали, икона, поскольку она была в довольно тяжелом состоянии, и красочный слой многократно вспучивался из-за погодных условий, выглядело это следующим образом, я вам просто покажу, что было страшно. Изначально авторский слой стал отставать от доски, он весь покрыт трещинами, разбился на отдельные маленькие-маленькие фрагменты, вот чашечки подобного рода. Это кусочки краски размером 1Х1 мм., 2Х2 мм., 3Х3 мм., выглядящие как "чашка", приклеенная только за нижнюю часть. И когда поновительские записи делались, ее записывали целиком, получалось так, что краска более поздняя попадала под нее, то есть наша задача была вычистить из-под каждой чашечки поздние наслоения, эту чашечку распрямить, уложить на свое место и приклеить.

Можно дальше... (слайд) по поводу этого я хочу пояснить, на поверхности иконы по фону довольно много осталось гвоздей, которые мы достали – это мелкие гвоздики от крепления того оклада, который был изначально в XVII веке. Басменный, серебряный оклад на ней стоял. От него остался только маленький-маленький фрагмент, который мы законсервировали и оставили, это от оклада XVII века. А гвоздики вот эти – сохранились, это очень хороший еще показатель, что икона, скорее всего, все-таки московская.

Можно дальше... (слайд) после снятия оклада вокруг лика Богоматери в более позднее время, военное? Послевоенное? Пытались закрепить хоть как-то... было выкрашено серебрянкой просто, это краска на алюминиевой пудре. (Слайд)

С. В. Волкова: Это после удаления этой серебрянки этот же участок. Вот какая сохранность живописи осталась под серебрянкой. Это удалены слои записи, вот то, что осталось от авторской живописи. Вы видите, желтая охра – это, собственно говоря, авторская живопись, а более темные участки – это разновременные вставки. Красные, зеленые, синие – это разные слои записи на фоне. Мы их пока оставили для фотосъемки, (слайд) а вот мы их удалили уже, вот осталась чисто авторская живопись, вот сколько ее процентов...

Д. Б. Антонов: Для того чтобы икона спокойно могла жить, то есть доска сама – было очень много чинок. Вы, наверное, не могли этого видеть, я просто объясню. Сделано для укрепления в свое время, знаете, как обычно делается икона и тут сзади две рейки, которые скрепляют доски, а они между собой склеены. Здесь довольно много чинок было сделано в виде таких "бабочек" сделаны дубовые врезки, их с лицевой стороны не видно, одна сверху, одна снизу, и с обратной стороны 12 штук, которыми скреплялись трещины всех досок. Сейчас они носят исключительно декоративный характер, потому что мы их оставили как историю, доска сейчас полностью собрана. Поскольку доска довольно тонкая при таком размере, много раз постругивалась, было принято решение усилить конструкцию, и была изготовлена титановая рама, которая идет по кругу, и не будет давать доске возможность выгнуться. Там есть небольшие зазоры, немножко двигаться внутри она будет, но не повреждаясь.

Вот, наверное, все.

Епископ Исидор: Я благодарю Дмитрия Борисовича и Софию за подробное разъяснение того, какие же работы были произведены...

Д. Б. Антонов: Если можно я скажу, чтобы вы правильно понимали, может быть, испорчу кому-то вопрос, два года работы, два года и два месяца мы работали над этой иконой – это беспрецедентные сроки. Икона очень крупная, в очень тяжелом состоянии, я не знаю больше примеров таких, чтобы за такие короткие сроки это было сделано. Очень большой коллектив, порядка десяти человек, работал одновременно. Но вы должны понимать, что при том, когда начинается расчистка полная и когда она лежит вот так может работать четыре-пять человек, с уменьшением количества расчистки уже подойти непросто... работает два человека... то есть замедляется работа. Это очень сложная работа. У нас была аналогичная работа, но в менее тяжелом состоянии, это икона XI века Петр и Павел из Новгородского музея, такого же примерно размера, но состояние ее было лучше, она делалась больше 6 лет у нас. Мы, конечно, старались, мы знали, как жители Смоленска ждут ее домой. Мы хотим со своей стороны поздравить вас, что она возвращается в Смоленск, завидуем мы вам по-хорошему, на самом деле.

Епископ Исидор: Благодарю Вас, Дмитрий Борисович, за подробные пояснения. Позволю себе лишь сказать о том, что действительно Божия Матерь "Одигитрия" для всех смолян верующих является родной матерью, и мы все испытывали чувство некой оставленности пока икона находилась на реставрации, поэтому особые слова благодарности Вам, Дмитрий Борисович, и всему институту за ту квалифицированную, качественную работу, которая была произведена в столь короткие сроки. Я знаю, что сотрудники института, которые совершали эту работу, являются верующими православными людьми, поэтому они все это совершали с благоговением, с молитвой. Я думаю, что с помощью Божией так быстро была завершена эта работа, потому что никаких иных возможных, так сказать формальных, причин для столь короткого срока завершения этой работы нет, кроме как помощь Божия и благоговение тех людей, которые трудились над этой реставрацией.

А. А. Дубровский: Мы видели, мы присутствовали в тот момент, когда увозили икону в Храм Христа Спасителя, мы обратили внимание, с какой неподдельной грустью коллектив института прощался с этой иконой. Та благодать, которая пришла вместе с образом Божией Матери в институт, заметна сейчас и ощутима, коллектив это понимает и грустит. Мы их приглашает к нам в Смоленск всякий раз, когда возникнут какие-то проблемы в работе, в жизни института, к нам, к образу помолиться, с удовольствием встретим, будем рады.

Д. Б. Антонов: Дай Бог, чтобы все у нас было хорошо, но приезжать будем с приятными вещами. Соответственно, мы некоторое время, поскольку у нас, вы понимаете, не было большого времени контролировать сейчас состояние ее, мы будем в течение длительного времени еще регулярно приезжать обследовать ее. Как врачи, знаете, у нас работа, мы не то что врачи, это работа нейрохирургов, и придется некоторое время понаблюдать, как она себя будет вести. Может быть, иногда даже что-то и будем... но надо наблюдать, но здесь уже на месте у вас. Наверное, покинет, я думаю, Смоленск только в 2112 году к юбилею очередному Бородинского сражения. Она только туда выезжает все время, три раза выезжала, да?

А. А. Дубровский: Да.

Д. Б. Антонов: Вот четвертый, если только...

Епископ Исидор: Мы обратили внимание вместе с историками и реставраторами, что раз в сто лет икона покидает Успенский собор по тому или иному поводу. Раз в сто лет. Но а в отношении сотрудничества Смоленской епархии с институтом реставрации считаю своим долгом сказать, что мы с Дмитрием Борисовичем обсудили наши перспективы сотрудничества в связи с тем, что и иные, особенно пристенные, пристолпные образа, находящиеся в Успенском кафедральном соборе, конечно же также нуждаются в определенных реставрационных работах, чтобы нам эту живопись привести в должное состояние. И это благословение Святейшего Патриарха Кирилла. Я хочу надеяться, что в этом году эта работа начнется, тем более, что она напрямую поддерживается Губернатором Смоленской области Алексеем Владимировичем Островским, который считает своим долгом совместно со мной принимать участие во встречах с Министром культуры Российской Федерации Владимиром Ростиславовичем Мединским. Эти встречи были неоднократны, и они еще продолжатся для того, чтобы были найдены федеральные средства для ведения профессиональной реставрационной работы по всей живописи Успенского кафедрального собора.

Я благодарю всех участников за пояснения, связанные с возвращением чудотворной иконы Божией Матери "Одигитрии", и предлагаю, если есть вопросы со стороны журналистов, задать их нам.

Владимир Иващенков, ГТРК-Смоленск: Когда два года назад принималось решение реставрировать икону, в каком она была состоянии? Насколько действительно в тот момент нуждалась в реставрации?

Д. Б. Антонов: Я уже говорил, что состояние было крайне тяжелым. Решение было принято своевременно, потому что такие работы нельзя просто взять и начать, они требуют длительной подготовки, но мы считаем, что все прошло очень удачно.

Александр Березнев, "Смоленские новости": Владыко, здесь было озвучено, что исследованиями подтверждено, что эта икона написана в начале XVII века. В то же время из некоторых источников можно узнать, что во время Великой Отечественной войны образ "Одигитрии" из Успенского собора исчез. Какой это был образ?

Епископ Исидор: Дискуссия о том, какой образ находился в соборе во время Великой Отечественной войны, ведется в интернете. Обсуждение связано с обеспокоенностью некоторых любителей истории. В данном случае мы с вами видим чудотворный образ, который является списком с древнего образа "Одигитрии". Вопрос о судьбе той древней иконы требует дополнительного изучения. И мы молим Бога и Царицу Небесную о том, чтобы нам была явлена милость, и было указано, где находится тот первоначальный образ Божией Матери. Но сомневаться в том, что этот список является не чудотворным, вторичным по отношению к первоначальному, не представляется возможным. Образ, который мы видим сейчас, внес значительный вклад в судьбу нашего Отечества, особенно в годы Отечественной войны 1812 года. Это чудотворный образ, через который Божия Матерь явила Свою помощь Смоленску и всему нашему Отечеству.

А. А. Дубровский: Бесследно исчез тот древний образ, если помните из истории, он был размером 60х80 сантиметров. О нем идет речь, когда говорится, что во время или незадолго до начала войны он исчез. "Одигитрия" (список) и этот образ – разные иконы. "Одигитрия" – икона с надвратной церкви Смоленска (ныне здание православной гимназии).

Александр Березнев: Этот образ является списком с пропавшего?

А. А. Дубровский: Этот образ является списком с той древней византийской иконы. А запись, к которой мы привыкли, – это уже западноевропейское письмо, образ Умиление.

Д. Б. Антонов: В то время поновлением занимались иконописцы. И каждый добавлял от себя что-то свое, образ менялся. На иконе есть фрагменты, где полностью утрачено изображение. И мы не можем ничего привнести сюда, потому что мы не знаем, как было изначально, и не уверены, что сможем правильно восстановить линии, которые были на иконе. А привнести в такой образ что-то свое будет сродни тому, что мы опять ее запишем. С древними иконами стараются очень корректно работать. Можно посмотреть иконостас Зеленогородский чин Андрея Рублева, который в Третьяковской галерее, его состояние. Там остался только лик, а икона была достаточно крупная...

Епископ Исидор: Нынешние условия восстановленного образа – это климатическая капсула...

Д. Б. Антонов: Забыл сказать довольно важную вещь. Все, что мы сделали – это обратимые технологии, и если в будущем появятся какие-то технологии, которых мы сейчас не знаем, то будет возможно убрать все то, что сделали мы и переделать с применением этих новых технологий. Единственное, что необратимо, – это то, что мы убрали. Кусочек оклада находится углу, маленький серебряный кусочек...

А. А. Дубровский: Очень важно, что в процессе реставрации сотрудники НИИ не удалили ни миллиметра авторской живописи. Это важно и для дальнейших исследований, и для тех, кто после нас будет проводить реставрационные работы.

Виктор Артеменко, телестудия "Святой Меркурий": Известны ли компоненты состава той краски, которой написана авторская икона?

С. В. Волкова: К сожалению, икона очень утрачена, тут сохранилось примерно 50 процентов изображения. Уже много тонировок. Если мы затонируем все пробелы, которые мы видим, количество тонировок превысит размер авторской живописи. Состав красок мы, конечно, знаем. Но от авторской живописи здесь остался лик Богоматери, правая рука Младенца и фон с нимбами. Одежды более поздние, и лик младенца также...

Д. Б. Антонов: Анализы состава красок делались очень подробные. Мы уверенно говорим о начале XVII века благодаря наличию определенных красителей. Это один из важных датирующих признаков, который позволяет сказать, какого периода написания работа.

Самые ранние фото иконы, которую вы знаете – это фотографии Прокудина-Горского, цветные, есть также черно-белые фото 1912 года (показ слайдов)

А. А. Дубровский: Епархии будет передан полный пакет документов с подробным ходом реставрации с паспортом иконы. Он будет храниться в архиве епархии.

Епископ Исидор: Более того, в Успенском соборе около ризы, которая будет помещена рядом с чудотворной иконой, будет установлена интерактивная панель, наподобие тех, что были установлены на выставке, посвященной Романовым, в Москве. Всякий желающий может ознакомиться с ходом реставрации, рассмотреть все детали (показ слайдов).

Владимир Иващенков, ГТРК-Смоленск: Насколько в Вашем институте богат опыт по восстановлению разных исторических ценностей?

Д. Б. Антонов: Институт основан в 1957 году, статус НИИ получил в конце 70-х годов. Наш институт делал очень много памятников на территории Советского Союза. Мы делали фрески Дионисия в церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря – работа заняла 30 лет. Опыт работы очень большой, и специалисты у нас лучшие.

Интересное совпадение: примерно через год после иконы "Одигитрии" к нам поступила на реставрацию коляска Михаила Илларионовича Кутузова, на которой он выезжал на Бородинское сражение. Забавный факт – эта коляска раз в сто лет "встречаются" с "Одигитрией" на Бородинском поле, но в последний раз встретились у нас в НИИ.

Епископ Исидор: Дмитрий Борисович, может быть нам и коляску отдадут в епархию? (улыбается)

Д. Б. Антонов: Боюсь, что музей "Бородинское поле" будет против.

Татьяна Приходько, газета "Сафоновская правда": Мы воспринимаем образ Смоленской Богоматери "Одигитрии" как свою мать. Теперь икона в Храме Христа Спасителя. Будут ли смоленские священники там проводить богослужения? Можно ли сказать, что икону не оставили там одну?

Епископ Исидор: Хочу вас успокоить: Божия Матерь "Одигитрия" сейчас не в чьих-то чужих руках, а в главном храме Русской Православной Церкви, где она присутствовала на торжествах интронизации Святейшего Патриарха, куда прибыло большинство архиереев Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей и руководство государства. До 10 февраля иконе могут поклониться все верующие города Москвы и гости столицы. Ежедневно перед чудотворным образом совершаются молебны с акафистным пением духовенством города Москвы. Кроме того, мы с вами знаем, что Новодевичий монастырь Москвы построен в честь нашей Смоленской "Одигитрии" и по поводу ее принесения в город Москву. И теперь Святейший Патриарх Кирилл посчитал возможным и необходимым, чтобы Царица Небесная через пребывание чудотворной иконы побыла какое-то время и в Москве, чтобы верующее сердце каждого желающего могло быть наполнено любовью Божией Матери.

10 февраля Святейший Патриарх благословил Высокопреосвященнейшему Арсению, митрополиту Истринскому, первому викарию Святейшего Патриарха, с моим участием и участием многочисленного духовенства города Москвы и значительной части духовенства Смоленской епархии совершить Божественную литургию в храме Христа Спасителя. Этим богослужением будет увенчано пребывание Смоленского образа Богородицы в столице. По окончании литургии и акафистного пения эта икона профессионально и благоговейно будет подготовлена реставраторами к перемещению в Смоленск, в тех необходимых условиях, которые обеспечат ее сохранность. Именно поэтому присутствует этот временной интервал между 10 и 15 февраля.

15 февраля в 10 часов утра мы все торжественно встретим Смоленскую икону Божией Матери на крыльце Успенского кафедрального собора, поставим ее на подобающее место и совершим акафистное пение. Пользуясь возможностью, обращаюсь ко всем представителям журналистского сообщества, чтобы вам пройти соответствующую аккредитацию для участия в этих торжествах.

Николай Кеженов, Смоленский городской портал "Smolinfo.net": У меня два вопроса к вам, уважаемый Владыка. В связи с тем, что надвратный образ подвергся реставрации, будет ли заново совершен чин освящения этого образа? И будут ли изготовлены небольшие иконки с этого образа для раздачи верующим?

Епископ Исидор: Благодарю Вас за вопросы. Икона Божией Матери была освящена проявлениями любви Богородицы ко всем смолянам. Икона является чудотворной по происхождению, поэтому дополнительного чина освящения не требуется. Она чудотворна сейчас, и вы это почувствуете. Когда вы увидите этот образ 15 февраля, ваше верующее сердце тут же это узнает. Она сама собой излучает этот духовный нетварный свет.

Ответ на Ваш второй вопрос утвердительный. Всем желающим без исключения в этот день будут розданы образки Божией Матери. И в течение всей последующей недели после Сретения Господня да начала Великого поста, до вечера следующего воскресения, когда будет совершен чин прощения перед началом Великого поста, будут совершаться беспрерывные акафистные пения всем духовенством Смоленской епархии по благочиниям.

Михаил Ефимкин "Аргументы и факты – Смоленск": Дмитрий Борисович, можно ли утверждать, что икона написана в Москве?

Д. Б. Антонов: Да, скорее всего, это Москва, так как икону прислал Борис Годунов. И согласно многим другим данным, мы считаем, что это московская работа.

Ольга Куликова, художник-реставратор 1-й категории Смоленского музея-заповедника: Я с большим волнением смотрела на фотографии всех процессов... Сама была участницей реставрации иконостаса под руководством Александра Александровича Дубровского. Бывая в соборе, я часто смотрела на эту икону, и думала, когда же она придет в руки реставраторов. И вот это свершилось, был проделан колоссальный труд. Считаю, что тот образ, который должен был вернуться в Смоленский Успенский собор, вернется. Особая благодарность Вам, Дмитрий Борисович и Вашим коллегам, за эту огромную работу и за возможность увидеть "кухню", в которой Смоленский образ Богородицы был воссоздан. Спасибо Вам!

Д. Б. Антонов: Спасибо Вам. Нам очень приятно это слышать. Но Вы должны понимать, что такой лик Богородицы, каким он предстанет сейчас, люди не видели очень-очень давно...

Епископ Исидор: А я своим долгом считаю в завершение нашей встречи сказать о том, что явление Божией Матери никогда не было случайным для России. Мы верим, что Божия Матерь сейчас является в город Смоленск, чтобы поддержать всех, живущих на западных рубежах нашего Отечества, ведь Смоленская "Одигитрия" всегда была защитницей именно западных рубежей страны. Это особенно важно сейчас, когда международная обстановка в мире очень непростая. Божия Матерь защищает нас и призывает к тому, чтобы все мы были едины вокруг Русской Православной Церкви. Пусть для всех нас возвращение "Одигитрии" будет призывом к нашему народному единству.

Спасибо всем вам за внимание долготерпение и замечательные вопросы. Приглашаем вас 15 февраля на торжественные мероприятия, посвященные возвращению "Одигитрии".

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты