поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
21 января 2015  распечатать

Нечитающие дети когда-то читавших родителей: Мнения священнослужителей

Источник: Regions.ru

В целях привлечения внимания общества к литературе 2015 год указом президента Владимира Путина объявлен в России Годом литературы.

Как отметил глава государства, "язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции – это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ".

В Год литературы планируется проведение масштабных мероприятий, среди которых Международный писательский форум "Литературная Евразия", проект "Литературная карта России", "Библионочь – 2015", проекты "Книги в больницы" и "Лето с книгой", пилотный проект "Всемирный День Книги", конкурс "Литературная столица России".

Кроме того, в 2015 году будут отмечаться 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова, 110 лет со дня рождения Михаила Шолохова, 75 лет со дня рождения Иосифа Бродского и многие другие юбилейные даты.

К сожалению, исследования социологов свидетельствуют, что современная Россия переживает системный кризис чтения. По статистике, около 46% россиян не читают книг совсем. В основном к ним относятся представители молодого поколения.

"Возможно ли сегодня повысить интерес современного российского общества к литературе и чтению? Чтобы вы посоветовали читать свои согражданам, в особенности молодежи?" – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий РЫБАКОВ, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии:

Очень хорошо, что планируется много разных мероприятий, куда приглашают не только молодежь, но и людей всех возрастов, чтобы вернуться к внимательному чтению и осмыслению литературы. Но дело в том, что привычку к чтению надо прививать в самом раннем возрасте – дошкольном. И окончательно формировать любовь к литературе уже в период взросления – в младшем, среднем и старшем школьном возрасте, тогда эта эстафета перейдет в более взрослое состояние.

Но у нас сегодня просто катастрофически не сформирована система нормального изучения литературы. Это диверсия против нашего молодого поколения, которая осуществляется в системе государственного образования. Так что без серьезного систематического изменения ничего не получится, и все мероприятия останутся поверхностными. Хотя это не отменяет их важности, но они должны ложиться на удобренную почву и давать плоды.

Надо вернуть в нормальное русло изучение литературы в образовательных учреждениях. Для этого надо начать серьезно готовить педагогов, потому что сейчас выросло огромное количество тех, кто не знает российской классической литературы. Это катастрофа – дети и взрослые не читают классику. Я сам сталкивался со студентами 4 курса филологического факультета, они не читали даже "Отцы и дети" Тургенева, при этом они рассуждают о нигилизме и не могут назвать характерного представителя нигилизма из литературных героев – это ужасно.

Из-за отсутствия знаний классической литературы у молодежи не формируется нормальное этнолингвистическое сознание. Без этого мы не добьемся нужных результатов. Зато будут проведены мероприятия, за которые все отчитаются, кто-то получит какие-то гранты, но результат будет в разы ниже, чем были бы сформированы новые программы по обучению с меньшими финансовыми затратами.

Ребенок должен читать и уметь пересказывать. У нас дети сейчас немые – сплошные междометия, подчас перемежаемые матерщиной, а чистую и правильную речь редко когда услышишь.

Молодежи надо хоть раз прочитать "Руслана и Людмилу", а некоторым даже "Сказку о Царе Салтане". Те, кто постарше, не знают ни "Капитанской дочки", ни "Обломова", ни "Обрыв". Имена Лермонтова и Гончарова для них ничего не значат, я не говорю уже о Достоевском, которого действительно тяжело читать, до него дорасти нужно. Но, как говорится, если тебе двадцать лет и ты еще не читал Тургенева, Гончарова, Тютчева, Достоевского – тебе можно позавидовать, у тебя все впереди. Но если тебе сорок, и ты до сих пор их не читал, тебя стоит только пожалеть.

Протоиерей Александр КУЗИН, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:

У меня самого дети гораздо меньше читают, чем мы, их родители. И это печально. Но одна из главнейших причин тут не в молодежи, а в том, что литераторы перестали быть властителями умов. Я давно наблюдаю, кто побеждает на литературных конкурсах – "Букеровская премия", "Книга года" и прочих, – и у меня создалось впечатление, что большинство этих конкурсов ангажировано политиками, преследующими определенные интересы, и они, мягко говоря, не совпадают с интересами общества.

Если будут появляться книги, которые действительно поднимут людей на гражданский подвиг, на какое-то духовное и нравственное движение, думаю, мы возможно и не сделаем Россию настолько читающей, насколько она была 50 лет назад, но возродим интерес к литературе – безусловно.

В этом плане меня радуют некоторые недавние события в российской литературной жизни. Это книга "Несвятые святые" архимандрита Тихона (Шевкунова), которую стали читать не только люди, которые посещают храмы и стараются воцерковиться, а просто русские люди, которые задумываются, что мы из себя представляем. То же и с книгой Захара Прилепина "Обитель". Я вообще очень люблю литературу, и если бы был приятелем автора, то сделал бы даже ему кое-какие замечания. Понятно, что он не гениальный литератор, но он прорвал ту плотину, которую построили наши либералы-русофобы: Солженицын с "Архипелагом ГУЛагом", Варлам Шаламов и другие. Русских в течение очень длительного времени и очень профессионально долбили нашим прошлым. И вдруг Прилепин показал, что в самом кошмарном месте нашего страшного советского прошлого, оказывается, была жизнь, Божий промысел, любовь, люди, которые могли проявлять свою порядочность и благородство, и мне очень это нравится само по себе. На Олимп нашей литературы прорвался человек – не либерал, не антисоветчик, не антисталинист – а просто человек, которые любит Россию, нашу историю и с большим уважением относится к своим предкам. Появление таких книг многие процессы не обратит, но эти авторы могут стать духовными лидерами нашей страны. Тогда вернется и интерес к нашей литературе.

Протоиерей Александр ТКАЧЕНКО, директор государственного Детского хосписа, основатель детских хосписов в России, настоятель храма в Суворовском военном училище и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге:

Объявить 2015-й Годом литературы в России – верное и своевременное решение. Государство должно задавать обществу вектор внимания. Однако без инициатив изнутри кризис чтения не пройдет. Проще говоря – все из семьи. Люди должны понимать, что нельзя "заставить любить" книгу. Как внушить понимание, что чтение необходимо не только школьникам или студентам? Слишком многие родители, озабоченные нелюбовью детей к чтению, сами не берут в руки книг – телевизор да новости "Вконтакте" – весь их кругозор.

Семейное чтение, обмен мнениями о произведениях за общим ужином или рукоделием – вот что помогает сделать общество читающим. Перечитывайте классику, открывайте писателей "второго ряда" вроде Лескова и Шмелева, читайте вместе с детьми Кассиля и Дюма. Книги, проверенные историей, перечитываются как впервые. Мы меняемся, меняется и восприятие произведений. Учите стихи, и во время публичного выступления сможете вставить цитату, и зарядка для ума получше кроссвордов, так любимых нашими соотечественниками.

Мы привыкли винить во всем государство, а вот на примере чтения видим, что здесь законами и праздниками помочь нельзя. Уж собираться семьей мы должны сами; книгу читать за нас тоже никто не начнет. Пора просыпаться, ведь, по словам Иосифа Бродского, нечтение – преступление против книг, и за преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же это преступление совершает нация – она платит за это своей историей.

Протоиерей Александр КУЦОВ, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии:

Полностью вернуть интерес к чтению и вновь стать "самой читающей нацией" мы, боюсь, вряд ли сможем. Но при определенных условиях частичный возврат, думаю, возможен. Кстати, недавно я смотрел сюжет, как некоторые библиотеки столицы переходят на круглосуточный режим работы.

Нужно, чтобы любовь к книге сумело привить молодежи старшее поколение. Сейчас, к великому сожалению, молодежь воспитывается в отрыве от истории прошлых поколений, у нас нет житейской преемственности.

Никакой электронный носитель не способен стопроцентно заменить книгу – хотя бы потому, что может сломаться. А что "написано пером, не вырубишь топором".

Можно попытаться пробудить интерес к литературным произведениям и через эстетическую сторону: сейчас книги красиво оформляют, у них хороший переплет. Через древнее искусство, которое также отражено в очень красивых древних миниатюрах. Активизировать и музейную работу, активно приглашая посетителей в отделы рукописей, знакомя их со старинными книгами.

Нынешняя жизнь подталкивает нас к получению большого количества информации – а каким способом, неважно. Компьютеры, различные гаджеты больше, нежели книги, отвечают запросам современной жизни. Но в то же время мы не должны отходить от фундаментальных основ. А у нас почти утерян эпистолярный жанр – сейчас, наверное, уже никто не пишет писем на бумаге. Люди не умеют выражать свои мысли письменно: они пишут, как и говорят, допуская множество ошибок. Все это свидетельствует об обеднении нашего языка, культуры.

Президент очень своевременно обратил на это внимание. Очень бы не хотелось, чтобы такое хорошее начинание свелось к разовым мероприятиям.

Мне как историку очень интересны исторические труды. В них содержится много прекрасных примеров поведения в той или иной жизненной ситуации, не потерявших актуальности и в наши дни. Меняется только историческая декорация, а принципы жизни, мотивы остаются. Мы видим, как поступали наши предки, в том числе благочестивые, и это может даже стать примером для подражания.

Люблю я и русскую классику. Есть замечательные стихи у некоторых современных поэтов. Например, "Поставьте памятник деревне" Николая Мельникова – пронзительные, прекрасные слова. У нас есть, что читать. Русская культура чрезвычайно богата. Нужно только постараться открыть ее для себя и выделить время для чтения. Хотя бы полчаса в день.

Протоиерей Максим КОЗЛОВ, настоятель храма преп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви:

Повысить интерес к чтению, наверное, можно разными способами. Один из них – издание наилучших произведений классической и современной литературы в недорогих версиях и их продвижение через центральные телевизионные каналы. Хорошим подспорьем, думаю, может стать качественная аудиокнига – значительная часть наших соотечественников передвигаются на автомобилях. Развитие современной техники тоже может поспособствовать повышению интереса к чтению: многие читают в интернете новости, а многие читают и книги.

Немаловажно принципиальное изменение подходов к преподаванию литературы в школе, которую, кто бы что ни говорил, сейчас преподают по остаточному принципу.

Нужна качественная экранизация кинофильмов – здесь непревзойденный образец, конечно, Би-би-си. У нас в последние годы было несколько хороших прорывов, но систематической экранизации классики пока нет, а тут важна именно серийность, чтобы такие фильмы выходили регулярно.

Что читать, каждый решает для себя сам. По примеру сайта "Заветный список" можно опрашивать людей, пользующихся хорошей репутацией в разных областях – литературной, общественной, культурной и иных – о 10-15 главных книгах в их жизни. Если бы опрашивали таких людей об их личных заветных книгах, а не ставили задачу сформировать список "ста главных идеологически правильных книг", это оказалось бы хорошим подспорьем для наших молодых современников.

Протоиерей Константин ГОЛОВАТСКИЙ, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии:

Прививать любовь к чтению – в этом и состоит задача школьного образования. А если школа не справляется, нелишне обратить внимание общества на этот вопрос.

На мой взгляд, главная проблема заключается в сохранении языка. Без чтения хорошей литературы он обедняется, а это культурный код народа. В результате мы утратим собственную культуру.

Я бы призвал в первую очередь читать и перечитывать русскую классику: Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского. Их произведения – прочная основа для настоящего гражданина и патриота, достойного человека с правильными ценностями.

Иерей Андрей МИХАЛЕВ, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи:

Повысится ли интерес наших современников к чтению, сказать трудно – его нужно прививать с детства, с младших классов. И это в первую очередь задача Министерства образования. Почему бы не добавить часов на изучение литературы? Сейчас в средней школе их катастрофически мало, за это время ничего изучить невозможно, разве что поверхностно затронуть то или иное произведение. У нас литература была каждый день, а иногда и по два урока ежедневно. Преподаватели любили свой предмет, и передавали эту любовь нам, школьникам. Проводили и внешкольные мероприятия, например, "литературные гостиные". Сейчас почти ничего из этого не осталось. Вместо этого школьников заставляют изучать какие-то непонятные предметы, да и по основным зачастую не дают нужных знаний.

Нужно в корне менять подход к преподаванию литературы, а не просто провести в Год культуры несколько показных мероприятий.

Священник Петр КОЛОМЕЙЦЕВ, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета:

Прежде всего нужно менять подход к преподаванию литературы в школе. Я после школы испытывал нечто вроде отвращения к произведениям школьной программы. И только в армии, лежа в госпитале, с большим удовольствием перечитал много программных вещей.

Мы у себя в центре равных возможностей для детей-сирот "Вверх" проводим заседания литературного клуба: анализируем произведения, пытаемся понять, что хотел сказать автор, какие он использовал для этого средства и приемы. У детей это вызывает большой интерес, им становится понятен язык литературного произведения, смысл того или иного высказывания. И они действительно начинают читать. А разбираем мы сложные произведения – Сэлинджера, Булгакова, Бунина...

"И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит", – написал Пушкин. Так вот, детям нужно обязательно предоставлять возможность самим что-то делать. Писать сочинения, создавать краткие этюды, участвовать в конкурсах на лучший рассказ, стихотворение, поощряя при этом их литературную деятельность.

А читать я порекомендовал бы классику. Сам я люблю Бунина, Достоевского. Блестящие произведения и у советских писателей – Шолохова, Фадеева. У нас вообще очень мощная литература. Из зарубежной литературы я с удовольствием читаю Сэлинджера и, конечно, классиков: Шекспира, Мериме, Бальзака. Мне кажется, их мировоззрение, духовность созвучны нашим.

Священник Михаил АРТЕМЕНКО, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное:

Эта проблема актуальна не только в России, но и во всем мире. Люди обленились, им проще получать информацию посредством какого-то другого носителя – аудиокниг, телевизора. Прививать любовь к чтению необходимо в детстве, и это под силу только родителям. Начнут читать они, будут читать и дети, увидев, что родители находят для этого время, несмотря на занятость.

Дело не в недостатке каких-либо книг. Отсутствие желания размышлять, – вот главная проблема. А выбирать книги для чтения нужно в зависимости от возраста. Как сказал апостол Павел, нельзя младенцам давать твердую пищу. Нельзя начинать и чтение серьезной литературы без предварительной подготовки.

Когда мы читаем, мы как будто беседуем с автором книги. С кем мы хотим общаться, вести диалог, книги того автора и следует читать. Я бы сказал, нужно предлагать литературу, которая не только дает знания, но и учит жить. Для православных это, бесспорно, Евангелие, для всех остальных – книги, заставляющие задумываться о смысле жизни. Таких много, начиная от книги "Сказать жизни "да" Виктора Франкла или произведений известного польского педагога Януша Корчака и заканчивая классикой.

Священник Антоний СКРЫННИКОВ, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе:

Объявлять год того или иного явления – практика сама по себе нейтральная. В лучшем случае это может стать хорошим заделом, не более того. Ведь многие чиновники живут по принципу "до Бога высоко, до царя далеко", и сводят все к пустым формальностям "для галочки". То, что кажется актуальным в Кремле, может казаться совершенно ненужным на местах.

Мне кажется, что кризис чтения вызван кризисом талантливых современных авторов, претендующих не на получение "Русского буккера", а на создание книги, которую хотелось бы читать и перечитывать.

Кроме того, нужно учитывать, что в мире современных "гаджетов" необходимо развивать и популяризовать электронные библиотеки, где можно было бы без труда скачать научную и классическую литературу.

Исмаил-хаджи БЕРДИЕВ, председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа:

Сейчас не то что книги читать, а даже телевизор посмотреть невозможно – все ведет к развращению. Как заставить читать молодых людей – не знаю: думаю, это очень сложно. В идеале надо, чтобы начинали с чтения Священного Писания. Если человек будет его читать, он будет становиться лучше. Тогда он и на классическую литературу перейдет.

А у нас сегодня в школах даже отказываются от бумажных книг, вводят электронные устройства. Но книгу надо брать в руки и перелистывать страницы, а когда человек смотрит на экран или слушает, в памяти у него ничего почти не задерживается. Он не успевает осмыслить тексты.

Даже по последним событиям в Париже с этими карикатурами можно сделать вывод: нравственность осталась только у духовенства. Вот только на днях в Грозном прошел многотысячный митинг, где были не только мусульмане. Патриарх Кирилл выступил с обращением, и даже около 50 православных священников пришли, хотя в этот день у них был большой праздник – Крещение. Так что только с помощью верующих можно повысить нравственность.

Молодежи надо постоянно напоминать, что жизнь человеческая очень коротка и дана она для того, чтобы человек ее прожил праведно и честно. Но кто объяснит это молодым людям?

Лев РАЙХЛИН, председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области":

Возродить интерес современного российского общества к культуре можно с помощью театра, кинематографа. Если будут хорошие постановки, фильмы, в том числе, по мотивам литературных произведений, молодежь, с удовольствием будет их смотреть. Правда, нужно бы еще сделать посещение театров и кинотеатров доступнее, снизив цены на билеты.

Действительно, у нас выросло поколение, которому не привили любовь ни к литературе, ни к культуре. Моя дочь, доктор педагогических наук, считает, что молодежь необходимо заинтересовать, найдя новые методы и способы. Начинать, наверное, все же лучше с классики, но не забывать и о других хороших книгах.

С молодежью нужно учиться разговаривать на ее языке. Если мы знаем, что молодые люди много времени проводят в интернете, можно предложить обсудить что-нибудь из прочитанного. Предложить посмотреть отрывок фильма по мотивам какого-либо литературного произведения и предложить сравнить, как это написано в книге и как интерпретирует тот или иной момент режиссер.

Борис ДИНЕР, председатель Еврейской национально-культурной автономии Курской области:

Конечно, без чтения человек не может развиваться, он никогда не научится правильно говорить. А нынешняя молодежь, на мой взгляд, совершенно не читает – во всяком случае, бумажные книги.

Нужно прививать любовь к чтению, вводить новые формы работы с детьми, с молодежью, развивать уже существующие: кружки, конкурсы, КВН в школах и институтах... Необходимо рассказывать о новинках на книжном рынке, о современных писателях. Нужны толковые организации, которые могли бы заинтересовать молодежь. Сейчас она зачастую инертна. Чтобы заинтересовать молодых людей, необходимы профессиональные организаторы.

Мурад ИБРАГИМОВ, преподаватель английского и арабского языка в Пятигорском государственном лингвистическом университете, председатель комитета по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в Молодежной общественной палате Пятигорска:

Год литературы для нас тем более знаменателен, что в ушедшем году мы широко праздновали юбилей Лермонтова.

Чтобы молодежь читала, ее надо заинтересовать. Приведу пример: среди моих должностей есть и такая – замдиректора международного журнала культурной и деловой жизни "Золотая площадь". Публикации в журнале выходят на русском и других языках. Есть у издания интернет-версия. Мы пытаемся через журнал возбудить интерес у молодежи к литературе: тематика издания – культура, просвещение, воспитание. Но молодежь привыкла видеть глянец, яркие краски – а если этого нет, им уже неинтересно, таким увлечь молодых людей трудно. Я понимаю, что журнал "GQ" или "Elle" легче распространить – там знаменитые актеры, сплетни какие-то, а чтобы читать литературу или литературные журналы, нужно думать, необходимо терпение и понимание того, что читаешь. К этому надо готовиться – с детства прививать любовь к чтению. Поэтому литературные издания не могут обойтись без поддержки государства, а ее крайне мало. Получается в голове молодежи мусор и бардак, потому что деньги, слава, сплетни, лицемерие, которыми сейчас наполнен глянец, в жизни не пригодятся. Эти журналы не помогут вырасти добрыми, отзывчивыми, уважающими старших и любящими Родину. Базовые культурные ценности можно донести только через любовь к чтению хорошей литературы, хороших периодических изданий.

Прошлый год был у нас в стране Годом культуры, но я не заметил перемен – просто потому что государство не спонсировало актуальные проекты. Вместо этого поддерживали проекты по каким-то бизнес старт-апам, популяризовали направления, несвойственные нашей стране. Президент говорит, надо укреплять духовность, но как?

Вернули сочинение в список выпускных экзаменов – очень хорошо. Теперь хочет того или нет, но выпускник обязан прочитать ряд художественных текстов. Но этого мало, нужны медийные литературные проекты вроде нашего журнала, где молодой человек может на разных языках читать и узнавать много интересного. Проекты должны быть направлены на укрепление общероссийской гражданской идентичности через литературу и культуру, тогда наша молодежь обязательно потянется к чтению, потому что за искусством и красотой всегда есть нечто большее.

Ирина ДЕРГАЧЕВА, доктор филологических наук, и.о. декана факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета:

Государство делает многое для популяризации чтения. Доказательством служит как раз объявленный Год литературы, а также долгожданное возвращение сочинения в число школьных экзаменов. В 2014 году состоялось несколько серьезных конференций по литературе, связано это было как раз с подготовкой к Году литературы. Например, в Ульяновске на большой конференции преподаватели литературы и русского языка собирались, чтобы, в том числе, помочь Крыму ввести систему новых стандартов образования. Много интереснейших проектов с библиотеками, школами. Работа ведется большая, но она подводная.

А что ведется в обществе, как вернуть интерес к чтению? Отмечу проект "Библионочь", созданный по примеру "Ночи музеев", которая стала невероятно популярной – люди ночами стоят в очередях в музеи! Это для них своего рода приключение. А библиотеки наши очень интересные. Да, у людей есть очевидная возможность пользоваться абонементами, но у них есть еще возможность пользоваться архивами. Помню, я как-то помогала устраивать экскурсии школьникам в отдел Редкой книги Российской государственной библиотеки. Когда показывают рукопись или редкие книги, у человека, у которого есть к этому призвание, может зародиться неожиданная любовь к литературе. Я знаю такие примеры.

Насильно привить любовь не получится, но если государство будет позволять бесплатно ходить в музеи и библиотеки, настоятельно рекомендуя эти походы в качестве дополнительных занятий, я уверена, молодежь потянется к книге. И взрослые могут ходить в такие хранилища и музеи. Кроме того, знаю, что сейчас в соцсетях есть программы, где дают литературные премии, в интернете можно найти список рекомендуемой к прочтению литературы, чтобы скачивать и читать, тем более при нынешней популярности электронных книг.

В современной литературе для меня важна та, которая занята духовными вопросами. Есть у нас магазины интеллектуальной книги, например, при храмах. Там интересная духовная литература, можно найти новые имена. И ежегодная Патриаршая литературная премия очень интересная. Я потом стараюсь номинантов и лауреатов приглашать в свою передачу на "Народном радио". Они издаются небольшими тиражами, и нужно о них больше говорить в медийном пространстве.

Раньше считалось, интеллигентный человек должен уметь рисовать, музицировать, грамотно говорить. Лишь учась понимать прекрасное, человек может реализовать свой талант. И об этом надо чаще и громче говорить.

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты