Алексей Коленский Кшиштоф Занусси: "Гуманизм, не имеющий христианских корней, лишен моральной основы Источник: Газета "Культура" На наши
экраны вышла остросюжетная религиозная драма Кшиштофа ЗАНУССИ "Инородное
тело". После премьеры корреспондент "Культуры" пообщался с
режиссером.
Вы сняли своевременный, но очень несовременный фильм.
Получилось моралите?
Можно сказать и так. Достоевский писал, что рядом с вопросом,
есть ли Бог, других ставить не стоит я пытался высказать ту же мысль.
Стремился вернуться к элементарному мышлению в библейском смысле слова, уходил
от постмодернизма, смешивающего добро и зло, настаивающего на неподсудности
человеческой природы. Это ложный посыл. Конечно, мы не имеем права осуждать
ближних, но должны порицать дурные поступки.
Ваши персонажи молодые люди мыслят догматично. Они
эмоционально "подсушены"... "Инородное тело" родом из
Средневековья?
Как и мы. Это была эпоха подвигов и открытий, теологии,
жаркой полемики, основания первых университетов. Поднимая вопросы о смысле
жизни, входишь в ту же воду. Иначе и быть не может.
В современной Европе и Америке в моде цинизм. Считается, что
существует лишь одна ценность индивидуальное благополучие, ради его
достижения мы и живем. У меня есть ироничный эпизод на эту тему. Помните,
начальница героя, аморальная селф-мейд вумен, заявляет ассистентке: я человек
завтрашнего и послезавтрашнего дня? При этом, провозглашая прогрессивный
"идеал", пытается унизить девушку.
Стерва с комплексом детской обиды воображает себя
женщиной-вамп?
Но мыслит по-своему прагматично: меня в детстве не любили,
сделаю карьеру и отплачу той же монетой буду использовать и выбрасывать
людей, наслаждаясь абсолютной свободой. Это называется трансгрессия.
А смахивает на старый добрый либертинаж.
Из моды "галантного века" он превратился в норму
корпоративной жизни. Многие обиделись на "Инородное тело", после
европейской премьеры мне пеняли: мы прогрессисты чужды
человеконенавистнической философии. Но, думаю, гуманизм, не имеющий
христианских корней, лишен моральной основы. Об этом снят и "Декалог"
Кшиштофа Кесьлевского: человек человеку не вещь, а божественный вопрос.
"Инородное тело" родилось из Вашей внутренней
полемики с тезкой?
Почему вы так думаете?
Главный герой праведник. Анджело не поддается искушениям,
творит добро, прощает злоумышленницу, ему сопутствует помощь Божья. А персонажи
Кесьлевского учились жить по заветам "от противного", то и дело
спотыкаясь на пути греха.
И мой юноша небезупречен садится за руль без прав, удирает
от полиции...
Его преследуют по навету, но, с христианской точки зрения,
Анджело упрекнуть не в чем: гонят из одного города он улетает в другой.
Полтора года назад мы беседовали с Вами о корпоративной этике и гуманизме.
Кажется, на Западе эти темы стали неактуальны их "ушли с трибуны",
водрузив на нее радужные флаги с правами меньшинств.
Это привет из прошлого. В 60-е решили: каждому можно
позволить что угодно. Принялись переудобрять почву фантазиями и плодить
"мульти-культи". Но оказалось, что за фразами о равноправии моделей
общественного устройства скрывается пустота и хаос. Пару лет назад Ангела
Меркель заметила, что на каждой территории доминирует определенная культура,
все иные традиции должны смириться с этим фактом. Ее хотели растерзать за такие
слова, но сегодня в Европе их справедливость очевидна всем.
Что Вас радует в последнее время?
В Италии, Испании, Франции происходит расцвет молодежных
католических движений. Например, Focolari принципиально отказываются публично
проповедовать христианство, но живут и работают так, чтобы их спрашивали:
почему вы нам помогаете? Все больше юношей и девушек увлекаются волонтерством...
Люди начинают понимать: жить ради обогащения нельзя надо иметь ценности, за
которые иногда приходится умирать. Общество, которое их лишено, движется к
распаду.
Забывая о нашем божественном происхождении, мы оставляем
"свято место" неолиберализму инфантильной и одновременно людоедской
псевдоидеологии, считающей нормой бездушное отношение к людям.
Именно так. Сознательно или невольно, "продвинутый
потребитель" исходит из убеждения, что трансгрессия благо. Но, как
правило, это искусственное поведение калечит души, умножает зло на земле. Рано
или поздно придет расплата, и мы не знаем, что нас ждет завтра. В любую минуту
может заговорить супервулкан или взорвется ядерная бомба, выжившие лишатся пищи
и начнут решать: кому жить, а кому умирать. Нужно быть готовым ко всему, до
конца оставаясь христианином.
Получив карт-бланш, какую бы книгу Священного Писания выбрали
для экранизации?
Не думаю, что следует иллюстрировать Библию, она говорит сама
за себя. Но если речь идет о глобальном сюжете, то Книгу Бытия,
приоткрывающую тайны творения и нашего места в нем.
В чем разница между католиком и православным?
Думаю, дело сегодня лишь в акцентах. Православие более
радикально, что само по себе ценно, но, с другой стороны, непрактично. Мы
говорим: молись и работай. А на Востоке во главу угла ставят аскезу, умное
делание и легкое отношение к собственности. У нас считают: то, что мне
принадлежит, почти святое. Это перегиб... В общем, мы отличаемся, как
монастыри с разными уставами. Разнообразие путей к Богу обогащает христианство,
и я рад, что наши церкви сближаются. Католическая по умолчанию признает: в
формулировке Символа веры восточные христиане ближе к истине.
|