Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации
по итогам общественных слушаний на тему "Строительство новых храмов в Москве: вызовы, мифы, проблемы"
15 июля 2014 года
г. Москва
15 июля 2014 года в Общественной палате Российской
Федерации по инициативе Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по
гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений состоялись
общественные слушания на тему "Строительство новых храмов Москве: вызовы, мифы,
проблемы". В ходе мероприятия участники отметили тот факт, что
строительство новых православных храмов, мечетей и синагог в Москве
востребовано верующими жителями города, особенно в тех случаях, когда речь идет
о новых районах, где культовое строительство не производилось во время гонений
и ограничений, налагавшихся на религиозную жизнь. Вместе с тем в ряде случаев другие жители российской
столицы выступают против такого строительства по различным причинам, в том
числе в связи с состоянием территорий природного комплекса города Москвы,
являющихся территориями общего пользования (парки, скверы, бульвары, сады). Как отмечали участники общественных слушаний, в
настоящее время не достигнута предусмотренная Генеральным планом города Москвы (далее
– Генеральный план) обеспеченность жителей озелененными территориями общего
пользования: согласно Генеральному плану к 2015 году обеспеченность
озелененными территориями общего пользования должна была составить 29,2-29,8
кв. м. на человека. Однако по данным Московского городского комитета по
статистике площадь зеленых насаждений в пределах городской среды сократилась с
2000 по 2008 годы на 11 кв.м. на жителя, и в настоящее время эта тенденция
сокращения продолжается. Поскольку градостроительное освоение экологически
значимых территорий с сокращением площади растительности и иными негативными
явлениями происходит практически во всех районах города Москвы, проблема
приобретает не только локальное, но и
общегородское значение. В этих условиях участники мероприятия отмечали, что
важным является продолжение и развитие диалога с широким участием различных
групп населения, при этом приоритет при ведении такого диалога должен
отдаваться учету мнения жителей тех конкретных мест, где властями планируется
строительство. Вместе с тем жителям должна быть предоставлена полная информация
о технико-экономических показателях объектов с документальным подтверждением,
после ознакомления с которой сами жители определят место и необходимость
строительства. В целом же программа строительства в Москве новых храмов должна
стать одним из инструментов социального диалога, гражданской солидарности и
общественного согласия. В рамках такого диалога важно активизировать
разъяснительную работу относительно социальных функций строящихся храмов,
мечетей, синагог, их вклада в духовное развитие, культуру и образование. Строительство религиозных и культовых сооружений
необходимо рассматривать тщательно, с участием всех заинтересованных групп
населения, определяя целесообразность такого строительства с учетом реализации
социальных программ и строительства других социально значимых объектов. Вместе с тем нельзя не признать права органов власти
принимать соответствующие решения в рамках закона и с учетом результатов
упомянутого диалога. Следует иметь в виду, что земельное,
градостроительное, природоохранное законодательство Российской Федерации и
города Москвы предполагает следующее: в пределах особо охраняемых природных территорий,
равно как и в границах иных озелененных территорий, градостроительная
деятельность разрешается, возведение на указанных территориях объектов
капитального строительства осуществляется при наличии положительного заключения
государственной экспертизы и по обязательному согласованию с органом исполнительной
власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области
охраны окружающей среды (подпункт "а" пункта 5 части 2 статьи 11 Закона
города Москвы от 25 июня 2008 № 28
"Градостроительный кодекс города Москвы" (далее – Закон города Москвы "Градостроительный кодекс города
Москвы"); статья 17 Закона города Москвы от 5 мая 1999 года № 17 "О защите
зеленых насаждений" (далее – Закон "О защите зеленых насаждений"); подпункты
4.2, 4.2.1 и 4.4.2 Положения о Департаменте природопользования и охраны
окружающей среды города Москвы, утвержденного постановлением Правительства
Москвы от 17 мая 2013 года № 296-ПП); территории природных комплексов – городских
парков, в пределах которых согласовано строительство православных храмов, не
обладают охранным статусом, предусмотренным для особо охраняемых природных
территорий (статья 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ);
часть 1 статьи 2 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года
№ 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве"); порядок предоставления находящихся в собственности
города Москвы земельных участков под строительство в данном случае предполагает
многоступенчатую процедуру согласования мест размещения объектов и оформляется
путем заключения двусторонних сделок – договоров безвозмездного срочного
пользования земельными участками, которые, в свою очередь, в установленном
законом порядке проходят процедуру государственной регистрации (часть 3 статьи
5 и статья 30 ЗК РФ; часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года
№ 122-ФЗ
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"); документация по планировке территории и проектная
документация на строящийся объект в обязательном порядке проходит
государственную экспертизу на предмет выявления ее соответствия документам
территориального планирования, экологическим требованиям, а также требованиям
законодательства города Москвы, в том числе в области охраны и использования
природных и озелененных территорий, защиты зеленых насаждений (части 10 и 12.1
статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации; пункты 7 и 8 статьи
7 Закона города Москвы
"Градостроительный кодекс города Москвы"; статья 17 Закона "О защите зеленых
насаждений"); предусмотрены и иные меры обеспечения защиты
зеленых насаждений при строительстве, а именно государственный контроль,
компенсационное озеленение и иное (статьи 4 и 7, 8 Закона "О защите зеленых
насаждений"); признается
возможность вырубки зеленых насаждений на участке строительства при наличии
положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и
на основании специального разрешения порубочного билета (статья 3 Закона "О
защите зеленых насаждений", а также пункт 8 Правил создания, содержания и
охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденных постановлением
Правительства города Москвы от 10 сентября 2002 года №743-ПП ). На основании вышеизложенного большинство участников
слушаний считает правомерным предоставление земельных участков для
строительства православных храмов по программе "200 Храмов Москвы" в пределах
особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, иных
территорий с наличием зеленых насаждений. Вместе с тем другие участники слушаний выступают
против любого строительства на озелененных территориях и считают необходимым
дополнительно проработать правовой аспект строительства религиозных и культовых
зданий и задают следующие вопросы: 1. Какие изменения должны быть внесены в
Градостроительный кодекс Российской Федерации для разрешения вопросов о безопасности размещения
религиозных и культовых сооружений в городах России, в том числе в городе
Москве. 2. Должна ли процедура принятия решений о
строительстве таких сооружений быть прописана в законодательстве города Москвы,
прозрачна ли она и должна ли она быть вообще. По итогам слушаний участники рекомендуют: Государственной
Думе Федерального Собрания Российской Федерации и профильным федеральным
органам исполнительной власти: Рассмотреть вопрос о целесообразности внесения
изменений в законодательство,
направленных на обеспечение культовой деятельности на особо охраняемых
природных территориях при обеспечении сохранности природного наследия. Органам
власти и муниципальным органам города Москвы, других крупных городов Российской
Федерации: 1. При решении вопроса о строительстве культовых и
иных объектов рассмотреть возможность
изучения мнения местных жителей в форме опросов, референдумов и прочих
демократических процедур, проводимых до принятия решений и исключающих
произвольные решения и конфликты в последующем. 2. Рассмотреть возможность осуществления надлежащего
и детального контроля по соблюдению законности, строительных и природоохранных
норм, земельного законодательства. 3.Рассмотреть возможность соблюдения механизма,
предполагающего проведение слушаний по вопросу строительства новых объектов.
При этом такие слушания носят рекомендательный характер и не могут явиться
основанием для нарушений действующих нормативных правовых актов. Следует
обеспечивать присутствие на слушаниях жителей района через соответствующие
механизмы оповещения. 4. Рассмотреть вопрос о сопровождении каждого эпизода
строительства нового культового здания, как и любого другого общественной,
экологической и правовой экспертизой, желательно осуществляемой двумя группами
независимых специалистов – юристов и экологов, причем разные группы местных
жителей должны иметь возможность предложить известных им экспертов. 5. Рассмотреть возможность включения строящихся
храмов, мечетей и синагог в Генеральный план города Москвы и других городов, в
территориальное планирование новых районов, что позволит существенно снизить
конфликт различных интересов, создаст эффективный механизм профилактики
социальных направлений. Религиозным
организациям:
Рассмотреть возможность ведения разъяснительной
работы среди местных жителей о целях и характере предполагаемого строительства
и использования будущих зданий, а в случае начала строительства предпринимать
усилия по сохранению и регенерации зеленых насаждений и в целом по
благоустройству городских территорий. Источник:
|