Светлана Галанинская Новые сценарии религиозности: взгляд исследователей В
России инцидент с антирелигиозным демаршем "семи академиков"
понемногу становится достоянием анекдотов. В остальном мире наука как не
вмешивалась, так и не вмешивается в вопросы свободы совести. Ее отношения с
религией это сотрудничество. Наука дает обществу знания в области
материального, а религия вносит духовные и этические критерии. Поиск
возможностей для диалога продолжается. 29
октября пройдет юбилейная международная научно-практическая конференция
"Государство, религия, общество в современной России", посвященная
50-летию ведущей школы российского религиоведения – кафедре
государственно-конфессиональных отношений
Института государственной службы и управления Российской академии
народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской
Федерации. В
рамках этого мероприятия между Русской Православной Церковью и Российской
Академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте
Российской Федерации будет подписано соглашение о совместном сотрудничестве в
области развития церковно-государственных отношений и в сфере образования. На
конференции состоится совместный брифинг Митрополита Илариона и ректора
Академии Владимира Мау. В преддверие этого события заместитель заведующего
кафедрой государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХ иГС , кандидат
философских наук, Вероника Владимировна Кравчук ответила на вопросы
корреспондента "Религаре"
Есть мнение, что в
религиоведении сегодня не осталось "белых пятен": все, что можно
было, уже изучено. Это правда? Никак не могу
согласиться с этим мнением. За последние сто с лишним лет религиоведение
действительно продвинулось очень далеко, исчезли многие "белые пятна", но ведь
появились и новые. Еще каких-нибудь сорок лет назад религиоведы придерживались
того взгляда, что религия постепенно утрачивает свои позиции в современном
обществе, сегодня все наоборот. На смену "секулярным" теориям религии пришли
постсекулярные. И уже мало кто говорит о закате религий. Многие фундаментальные
и вроде бы известные вещи начинают открываться в новом свете. Так, например,
недавно известным исследователем Р.Фридманом были опубликованы новые данные об
авторстве Ветхого завета, которые просто перевернули все представления об этом
предмете. Конечно, в его распоряжении были все
самые современные возможности: данные археологии, лингвистики и многое
другое. Религиоведение сегодня стало интердисциплинарным, то есть исследует
общественные процессы не только на стыке разных гуманитарных дисциплин:
социологии, политологии, философии, теологии, психологии, но и привлекает
дисциплин, на первый взгляд очень далекие от нашего предмета. Разделить области
гуманиарного знания и рассматривать их отдельно сегодня уже не получается: все
взаимосвязано в нашем сверхкоммуникационном мире. Сегодня вообще вся наука,
все открытия и в области естествознания и в гуманитарной сфере происходят на стыке разных наук. Только в
этом случае возможен более или менее полноценный научный анализ, прогнозирование и моделирование. То есть объект
исследования меняется сам в себе, меняется и методология? Я бы сказала так:
усложняется и объект и методология. Отдельные фундаментальные вещи меняются в
связи с открытием новых артефактов. Возможным оказывается то, о чем раньше
говорили, что, мол, этого не может быть,
потому, что не может быть никогда. Например? Например, находят новые документы,
делаются открытия, уточняющие датировку
событий, связанных с возникновением
человечества, пересматривается не только хронология, но вообще вся
картина мира, требующая переосмысления фундаментальных вещей, в том числе
религиозной сфере. От взгляда в прошлое
зависит, как известно и настоящее и будущее.
К тому же значение религии в современном мире возрастает, а значит,
религиоведам всегда будет, чем заняться. . Роль религии
возрастает в том числе и в России? Безусловно. За последние 20 лет,
только по данным минюста, количество зарегистрированных религиозных организаций
выросло в 4 раза. Рост религиозности регистрируют социологи. Нельзя не увидеть
влияние религии на государственную идеологию и политику. Например, идея
"русского мира", рожденная в недрах Руссой Православной Церкви, сегодня активно
используется в государственной идеологии. Преломление религиозной проблематики
в разных процессах уже нельзя не видеть. Например, в геополитических, геоэкономических,
культурно-национальных процессах. Посмотрите на
темы современных научных исследований. Они посвящены религиозному фактору в геополитике, исламскому банкингу, проблемам
этнорелигиозной идентичности и ее влияния на современные процессы в всем мире.
В новой Концепции внешней политики
Российской Федерации впервые упоминается
цивилизационный и религиозный факторы, влияющие на современные международных отношений. Раньше так остро это не ощущалось. А в мире в целом
почему происходит возврат к религиозному? Отвечая на этот вопрос
трудно быть оригинальной. В эпоху глобализации активно идут процессы поиска этнической и культурной
идентичности. На всякий яд есть противоядие. Есть пределы глобализации и есть
обратная реакция на нее: взрыв локальных культур, поэтому актуализируется
переживание идентичности. Возникает вопрос: на сколько сильна каждая составляющая в небезызвестном треугольнике идентичности ? Этническая,
религиозная или гражданская? Мы помним,
что во время югославского конфликта часть россиян была на стороне албанцев, а
часть на стороне сербов. Судя по всему, есть триггеры, включающие процессы этнической
религиозной самоидентификации и они
очень важны. Понятно, что все кровавые
конфликты сегодня происходят на экономической почве, с сознательным
использованием религиозной или этнической подкладки, но "столкновение цивилизаций" и религиозных
систем имеет более глубокие, я бы
сказала, глубинные причины, если рассматривать исторический процесс с точки зрения культурно-исторических
типов, в духе Арнольда Тойнби и Николая Данилевского.. Эти процессы связаны с
явлением постсекуляризации? Безусловно. Об этом мы
уже немного говорили. Секуляризация достигла пика в 70-е годы, потом заговорили
о возрождении религии в связи с иранской революцией 1979-го. Потом заговорили о
феномене "южного" христианства, пятидесятнических церквах в Африке и Южной
Америке, религиозном возрождении в России, наконец. Все чаще возникала мысль о
том, что наша современность не столь уж секулярна, что возможно все не так
однозначно, как вначале представлялось теоретикам секуляризма, а может все
совсем не так, и нужно вести речь о религиозном возрождении? Или, во всяком случае,
о том, что нельзя применять одни и те же критерии к разным регионам мира. Был пересмотрен и
второй устоявшийся тезис о том, что религия не совместима с модернизацией.
Есть страны, где религиозные системы гармонично вписываются в социально-экономическое развитие, помогая
модернизации например, Индия,
Южная Корея. "Секулярный мир"
оказался совсем не однообразным, а отношения религиозной и светской сфер не однолинейными.
Несмотря на это в
российской публицистике до сих пор еще встречается выражение "Церковь и
общество". Хотя Церковь и де юре общественная организация, да и по сути
это важная часть общества, не говоря уже просто о людях с православными
убеждениями. Почему так устойчива эта формулировка? Это выражение,
конечно, не корректно: правильно было бы говорить не о "Церкви и
обществе", а "Церкви в обществе". Мне кажется, во первых
Церковь как "тело Христово" в отличие от
секулярного общества живет по несколько
иным законам, не принимая некоторые
явления, которые светское общество считает достижениями в области прав
человека. Во вторых, отчасти это противопоставление результат неудачных
поисков национальной идеи, которыми активно занимались политики в 90-е годы,
страшное время для страны. Это была попытка как-то выстроить новый идеологический
вектор после краха коммунистической идеи. Либеральные ценности не
прижились. Единственное ,что помогло
тогда не развалиться стране православие. Другого и не могло быть. Русский
народ (67% относят себя к православию)
является осевым этносом и на основе православия возникла осевая культура. В
кризисных условиях эта идея была необходима. Но сегодня уваровская
триада "православие,самодержавие, народность" многих раздражает и порождает социальную
напряженность. Это была естественная
потребность общества? Куда уж естественней.
С падением СССР в общественном сознании нашего общества произошли значительные
и очень болезненные сдвиги. Государство, к которому большинство населения
относилось как к главе семейства, отказалось от своих патерналистских
обязанностей, оставив население один на один с шоковыми либеральными реформами.
Так вот, в глазах большинства населения,
церковь как бы заместила собой
прежнюю патерналистскую роль государства
. Возможно ошибка заключается в том, что оформить этот процесс, направить его в
какое-то понятное русло не удалось. Тем не менее Русская ПравославнаяЦерковь это один из
самых больших социальных институтов на сегодняшний день, пользующийся огромным
авторитетом, и, по прежнему, цементирующий общество фактор. Кстати, единственный
из дореволюционных институтов, переживший советский период. Сохранивший в себе
нить традиции. Поэтому она и имеет
такое колоссальное влияние. Православие в России помимо чисто религиозной
всегда выполняло культуро и государствообразующие функции, то на, что при советской власти монопольно претендовала коммунистическая идеология. Отсюда и жесткая
конкуреция, и отделение церкви от общества (не только от государства),
невозможное в секулярной Европе того времени? А сегодня восстановление религии
в исторических правах для многих естественно, но у кого-то вызывает резкое
неприятие. Возникает конфликт... Это странная ситуация,
потому что в России православие –культурообразующая и государствообразующая
религия, как уже упомянула. Как известно, до XVII века вся культура была
религиозной . Возьмите музыку, иконопись, храмовую архитектуру. У нас
многовековая христианская традиция в отличие, например, от США, которым столько
же лет, сколько нашему балету... Справедливости ради надо сказать, что процесс
отделения религии от общества начался в нашей стране еще при Петре I, когда на
200 лет церковь, что называется, заковали в чиновничий мундир. Большевики потом отделили церковь от государства (что, по-моему,
правильно), но не только не допустили церковь до общества, но и маргинализовали
ее. В постсоветский период все пошло тоже непросто. В какой-то момент мы
выбрали странную модель религиозной политики отделения церкви от государства
с одновременным ее сближением с ним, не
учитывая ни свой собственный исторический опыт, ни опыт других европейских
стран, где есть конкордатная и другие системы сотрудничества, где и сейчас (например, в Германии, Италии), несмотря на
светскость, государство финансирует деятельность религиозных организаций и задает правовые рамки этого сотрудничества.
На мой взгляд, не надо было слепо копировать
навязанную модель, с тем, чтобы потом пытаться втиснуть в нее
существующие реалии. В этом смысле Европейский опыт взаимоотношений государства
и религиозных организаций во многом применим к нашей стране. Что можно будет
увидеть и услышать на конференции? Во-первых, выставка
публикаций, начиная с изданий
Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦККПСС и до
сегодняшних изданий кафедры государственно-конфессиональных отношений РАНХи ГС;
будет показан фильм об истории старейшей религиоведческой школы, преемницей
которой стала наша кафедра. В рамках юбилея пройдет несколько презентаций, в
том числе , нашего журнала "Государство, религия, церковь в России и за
рубежом", который благодаря усилиям Д.Узланера (главного редактора) издается не
только на русском, но и на английском языке. Программа конференции
предполагает несколько фундаментальных научных докладов, с которыми выступят
М.Мчедлова-руководитель центра "Религия и общество" Института социологии РАН,
Ю.Смирнов-профессор кафедры философии Ленинградского педагогического
университета, протоиерей В.Чаплин-Председатель синодального Отдела по
взаимодействию Церкви и общества РПЦ, член Межрелигиозного Совета России Секции тоже будут
интересными: Первая-о месте
религиоведения и теологии в сфере современной гуманитарной науки. Вторая посвящена
динамике изменений конфессионального и
этнического портрета России. Ну а третья самая злободневная. На ней обсудим
государственно-конфессиональные и
межрелигиозные отношения. Актуальная политика
тоже? Мы постараемся не
затрагивать тему Крыма. Хотя пригласили экспертов из Украины. Это слишком остро
и политизировано. Для серьезного анализа проблеме нужно дать отстояться.
Подождем. Большое видится на расстоянии, как говорится. Пользуясь случаем,
приглашаю всех специалистов, экспертов и просто заинтересованных религиозной
проблематикой людей принять участие в нашей конференции. Ссылка для регистрации http://www.ranepa.ru/activities/item/5352-igsu-29-10.html Источник:
|