RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
|
30 сентября 2014 В Москве состоялась международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения митрополита Антония Сурожского Источник: http://www.newsru.com/religy/29sep2014/conference.html newsru.com Международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения митрополита Сурожского Антония, состоялась накануне в московском Культурном центре "Покровские ворота". Ее организаторы Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (ББИ), факультет теологии Амстердамского университета, фонд "Духовное наследие митрополита Антония Сурожского", решили обсудить на форуме тему "Христианство в мире постмодерна". "Для многих православных, католиков, протестантов митрополит Антоний был символом современного христианства.., его влияние в Англии далеко выходило за рамки православия", подчеркнул в своем выступлении ректор ББИ Алексей Бодров, который познакомился с митрополитом Антонием в начале 1990-х гг. Ректор отметил, что конференция задумана не столько как мемориальная, сколько как дискуссионная, затрагивающая важные темы для современного христианства и межконфессионального диалога. Профессор Андрей Зубов представил доклад на тему "Церковь без государства в эпоху постмодерна". Начав с рассказа о древних государствах, которые "возникают в ответ на религиозный запрос людей", историк проанализировал взаимоотношения религии и светской власти вплоть до конца XVIII века. Поставленный во время Великой Французской революции исторический "эксперимент", длившийся два столетия, показал, что мир не может быть нейтральным по отношению к Церкви. В последние 10-15 лет, когда в памяти человечества постепенно стираются ужасы Второй Мировой войны, секулярный мир стал все более агрессивен к религии: он навязывает религиозным организациям жизнь по своим законам, рассматривает Церковь, умму и другие религиозные формирования в числе своих, секулярных организаций. "Если вы живете по своим законам вы тоталитарная секта", как бы говорит религии мир. Андрей Зубов выделил два тренда в нынешних религиозно-государственных взаимоотношениях. С одной стороны, Церковь как институт стремится "опираться на государство, помня, что светская власть, объявляя себя защитником веры, хотя и лишала Церковь духа, но при этом сохраняла плоть. Это многих устраивает". В нашей стране сейчас это очевидно, хотя "это не только русская традиция", пояснил профессор. С другой стороны, светское государство тоже не прочь опереться на религиозные институции, особенно тогда, когда оно терпит кризис. "И это в принципе здоровый путь, потому что это попытка опереться в конечном счете на Христа. Но этот момент ненадежен, не надо обольщаться государство как брутальная сила, конечно, подчинит себе Церковь. И вот мы оказываемся во вражде с миром, в которой были и всегда, увы. Церкви как мистическому Телу надо привыкнуть жить в этой враждебной среде: не стремиться стать церковью большинства (хотя это неплохо...), но всегда оставаться "малым стадом" знамением мира в движении к Царству". В этом задача "Церкви без государства", подытожил докладчик. Протоиерей Кирилл Копейкин посвятил свое сообщение поискам Бога в современной науке. Отталкиваясь от парадоксального, на первый взгляд, утверждения митрополита Антония о том, что единственный подлинный материализм это христианство, священник подробно описал современные эксперименты в области квантовой физики. Он показал, что, возникнув некогда в контексте богословия, наука неизбежно к богословию и пришла: современные ученые, говоря о вселенной как "компьютерной симуляции", "допускают Творца, который создал вселенную". "Наши представления о мире... радикально должны быть изменены. Митрополит Антоний почувствовал то направление, в котором движется современное понимание вселенной", уверен священник. Ответственный редактор "Церковного вестника" Сергей Чапнин в докладе "Проповедь и поклонение в информационном обществе. Пророк Иона и путь волхвов" сосредоточился на позиции Православной церкви в современном информационном обществе. По его мнению, образ жизни и картина мира радикально изменились с появлением новых коммуникационных технологий, однако эти реалии еще не осознаны православным богословием. Приковывая человека к информационному потоку, перегружая его идеологически приправленной и эмоционально поданной информацией о бедах, катастрофах и войнах, медиа отчуждают его от реального мира, "не воспитывают сопричастности, делают человека посторонним наблюдателем". "Православная церковь тоже не избежала соблазна постороннего и организовала свою жизнь и деятельность по примеру крупных корпораций. Вместо богословского осмысления вызовов современного мира Церковь предпочла сделать акцент в своей информационной деятельности на пиаре (используя не только глубоко секуляризованные понятия "духовно-нравственное возрождение" и "традиционные ценности", но и технологию манипулирования сознанием). Содержанием церковной проповеди становится не живая вера, а идеология, т.е. набор смыслов и соответствующих практик, которые можно продвигать как товар. Полагаю, нам очень многое предстоит сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию", считает Чапнин. Важным направлением православного богословия, развитие которого могло бы предупредить "безнадежную секулярную перспективу", докладчик считает богословие образа (на основе концепции иконичности) и богословие общения/коммуникации. Сергей Чапнин призвал Церковь "обратить пристальное внимание" на тех, кто создает образ в самом широком смысле (иконописцы, архитекторы, скульпторы, дизайнеры, театральные и кино-деятели и др.) формируется поколение, которое готово внести новый, уникальный вклад в сокровищницу христианской культуры, а не копировать образцы предыдущих эпох. Докладчик убежден, что эта проблема выходит далеко за рамки собственно истории искусства, но имеет непосредственное отношение к осознанию христианами своей роли в современном мире. На конференции были также зачитаны и обсуждены доклады профессора Тульского педагогического университета, философа В. Назарова ("Тема трагизма Божественной любви в "теологии вопрошания" митрополита Антония Сурожского"), преподавателя ББИ, искусствоведа И. Языковой ("Адам, где ты? Современные вызовы для христианской антропологии"), преподавателя Свято-Тихоновского гуманитарного университета С. Чурсанова ("Митрополит Антоний Сурожский о человеке как богообразной личности: христианское свидетельство в ситуации постмодерна"), ректора Заокского христианского университета Е. Зайцева ("Об истинном достоинстве человека": Антоний Сурожский врач, священник, человек"). Е. Садовникова представила переведенные ею новые архивные материалы, раскрывающие экуменическую деятельность митрополита Антония и его позицию по проблемам христианского единства. В заключение были зачитаны воспоминания о митрополите Антонии представителей второго поколения русских эмигрантов братьев Кей, которые знали православного иерарха с детского возраста. В Москве состоялась международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения митрополита Антония Сурожского |
РЕКЛАМА |