поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
01 сентября 2014  распечатать

"Русский мир" скоро встанет во весь рост: Священнослужители о православии на Украине

Источник: Regions.Ru

В боевых действиях на Украине участвуют люди, ослепленные ненавистью к Украинской православной церкви Московского патриархата. Об этом в интервью РИА "Новости" заявил председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя участившиеся в последнее время осквернения храмов и нападения на священников на Украине.

Представитель РПЦ напомнил, что ненависть по отношению к православной цивилизации среди части украинского общества стала проявляться с начала 1990-х годов, когда храмы Московского патриархата в массовом порядке захватывались также под националистическими лозунгами. "В части украинских религиозных общин и религиозных общественных движений существуют настроения, толкающие разрушить тесное взаимообщение народов Украины и России, не дать построить общество по принципу православной цивилизации", – констатировал Чаплин.Отметим, в последнее время украинские СМИ перешли в атаку на патриарха Русской православной церкви Кирилла. Издание "Зеркало недели" обрушилось с критикой на предстоятеля РПЦ, практически обвинив его во всех бедах Украины и назвав его "разочарованием года". По мнению журналистов, идея "Русского мира", проповедуемая первосвятителем, на Украине потерпела крах.

Как вы оцениваете ситуацию с православием на Украине? Каково, на ваш взгляд, будущее "Русского мира"? С такими вопросами Regions.ru обратились к священнослужителям.

Протоиерей Александр КУЗИН, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:

Конечно, для нашего "Русского мира" ситуация на Украине – очень серьезное испытание, и как мы его преодолеем, знает только Господь. Мы можем предполагать и надеяться, молиться и стремиться к тому, чтобы это искушение было преодолено. Я думаю, "Русский мир" достаточно прочен, но требует защиты от информационной войны, которая ведется против России, против нашего правительства, нашей армии, наших русских добровольцев, как правило, православных людей, и, конечно, против нашей Православной Церкви.

Есть священники, которые все эти опасения высказывали еще много лет назад, но я хотел бы обратить внимание на ретроспективу. Я стараюсь читать книги, посвященные вопросам национального взаимоотношений XIX века. И убеждаюсь, кто Константин Леонтьев и Федор Достоевский действительно пророки нашего времени. Те приоритеты, ориентиры, которые они ставили более 100 лет назад, и сейчас весьма актуальны. Можно почитать очерки Леонтьева о проблеме национализма в Греции и Болгарии. И если вместо Греции вписать слово "Украина", то увидим в точности нынешние события. То есть ничего нового не происходит с точки зрения людей, которые внимательно наблюдают за духовной картиной мира. Так что надо внимательно посмотреть, как решались эти вопросы в XIX веке. Преодолевались они нашим епископатом, духовенством, православным царем, на этом пути преодоления были и войны, довольно кровопролитные. Хочется обойтись без них, но опыт показывает, что не получится. Вся украинская западническая кампания духа не имеет, поэтому взвинчивает истерию. Думаю, все православные люди, а таковых на Украине очень много, в результате мобилизуются на отражение всего этого безобразия.

У меня такое впечатление, что консультанты украинцев – это люди, которые привыкли иметь дело с кем угодно, кроме русских. И то, что у них легко получалось в Южной Америке, Африке, Азии, то есть манипуляции по развалу государств, организации управляемого хаоса, в России не пройдет. Это приведет к концентрации усилий для противодействия. Люди все больше понимают, что вся эта истерия антирусская направлена против православия.

В "Русском мире" и во всем православии реальный лидер – Россия, и другого не будет. И борьба идет с Россией, с православием. Да поможет нам Господь, да укрепит наши силы, чтобы нам занимать правильную позицию в борьбе с силами зла.

Священник Димитрий ЛИН, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах:

"Русский мир" – это не какая-то выдуманная концепция, а реальность, данная нам тысячелетней историей православной Церкви. Это единство православного народа, и, прежде всего, славянских народов – русского, украинского, белорусского, которые берут начало еще в купели князя Владимира.

"Русский мир" – не сиюминутная политическая идея. Люди, которые не понимают этого, не знают истории.

Если говорить об украинских журналистах, они ослеплены ложной идеей, потому что "украинство", которое они противопоставляют "Русскому миру" – некий миф, сформулированный и изложенный в течение последних полутора столетий. По существу, он достиг своего кульминационного развития в последние 20-30 лет.

Очевидно, что Святейший патриарх через сердце пропускает боль, беды всей Церкви, в том числе и украинского народа.

Никто не ставит под сомнение право одного из славянских народов на самостоятельную государственность, только это не должно вступать в противоречие с целями других народов. Но когда эту идею внедряют так искусственно, очевидно: это духовное преступление против нашей церкви.

Ситуация на Украине сейчас крайне тяжелая. Существующие расколы (некоторым из них уже несколько сотен лет, а некоторым нет и 30), говорят о глубокой болезни, поразивший духовный мир страны. Вылечиться от этой болезни можно, объединившись вокруг канонической церкви. Люди, которые этого не понимают, оказывают дурную услугу всему украинскому обществу, потому что идут по пути все больших и больших расколов. Сейчас многие видят причину всех бед в Московском Патриархате. Но очевидно – как только связь прервется, это приведет еще к одному расколу. Поэтому стояние за каноническую Церковь – стояние за правду, за православие на Украине. Люди, которые выступают против украинской канонической Церкви, руководствуются не Евангелием, а сиюминутной политической идеей. Но сегодня одна, а завтра будет другой. Поэтому дай Бог, чтобы они осознали: единение – единственный способ хотя бы удержать ситуацию, не дать ей скатиться в пропасть расколов.

Иерей Иван ВОРОБЬЕВ, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы:

На Украине ситуация была сложная и до 90-х годов. Начиная с XVI века, а то и раньше, украинский народ делили между православием, которое находилось в Москве и распространялось оттуда, и католицизмом. Так что борьба с православием со стороны Запада имеет длительную историю.

Конечно же, в ХХ веке история получила свое продолжение, потому что никакое государство не хочет, чтобы его основная религия контролировалась в другой стране. Гражданам Украины непонятно, почему их Православная Церковь подчиняется Москве. На этот вопрос они ответить не могут в силу незнания истории. Москва – центр Православной Церкви не только на Украине, но и в Молдавии, Казахстане и во многих других странах бывшего СССР и Российской Империи. Мы могли бы дать каждой церкви автокефалию, но как раз на Украине в свое время автокефалия была, и католики сразу же попытались переиначить все под себя. Логично, что большой православный мир готов противостоять Западу и католицизму, в отличие от маленьких отдельных региональных церквей, иначе произойдет новый раскол. Многие понимают это и на Украине, но для националистов все, что связано с Москвой, это как красная тряпка для быка. Поэтому нынешние нападения на украинские православные церкви Московского патриархата – это естественное следствие.

Что будет дальше – никто не знает. На Украине есть автокефальная неканоническая церковь, которая призывает к насилию. Но православная христианская церковь к насилию никогда не призывала. Католики как раз ходили в крестовые походы, а православные никогда этим не занимались. И нынешние призывы к насилию на Украине вызывают вопрос: что же это за церковь такая?

Что касается Патриарха, то и он никогда не призывал к насилию, а только к единству и миру. И повод для того, чтобы на него нападать, только один – он Патриарх Московский, что еще раз подтверждает: у украинской власти находятся националисты.

Вопрос о судьбе "Русского мира" сложнее. Построить его на национализме невозможно. Для современного русского патриота "Русский мир" – это объединение всех русских и тех, кто говорит на русском языке. Для меня "Русский мир" имеет смысл только лишь как объединение людей на основании православной веры.

Очевидно, что есть фронт, на котором надо стоять и бороться, и этот фронт духовный. Если Украина хочет следовать европейским ценностям, то православную веру и всю нашу культуру придется отодвинуть на второй план, это станет культурным и фольклорным придатком, но не жизнью для людей. Нормальный русский человек на это никогда не пойдет. Поэтому мы и держимся за православие и нашу идентичность. Не нужно сливаться с Европой, мы и сами можем жить более благополучно. И в этом смысле "Русский мир" важен и необходим.

Иеромонах МАКАРИЙ (МАРКИШ), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии:

Православие на Украине сегодня – это очередной критический поворот истории. Началось все гораздо раньше, и никогда не прекращалось. Если вспомнить воссоединение Украины с Россией в XVII веке, то уже тогда казачество было за союз с Москвой, а другая часть стремилась то к Польше, то к Турции. И всем известная история гетмана Мазепы – это прототип того, что происходило там в последующие годы. В XVIII-XIX веках ситуация была более стабильной, а дальше вновь расшатывание и раскачивание. И те болезни, которые привели к распаду Россию, они же привели к распаду украинского народа как части "Русского мира".

Как в увеличительном стекле на территории Украины мы видим все их болезни – Петлюру, который возглавлял еврейские и польские погромы, бандеровцев, которые уничтожали коммунистов, поляков и евреев, и после этого получили защиту от нацистов, а потом от западных "союзников" для продолжения своего дела. Все эти болезни украинского этноса вылезли на поверхность, и вместе с этим ненависть к Христу, Русской Православной Церкви, любому благочестивому делу, имеющему контакт с Москвой.

Был такой анекдот раньше: "Пэтро, як москали кажут "пыво"? – Пиииво. – Ууу, так и вбыв бы". Нам это тогда казалось смешным, а сегодня это реальность. Мы видим националистические конфликты в разных регионах России, но такого рода ненависть мы нигде и никогда не наблюдали. Это было спрятано, как гнойник, и сегодня он вышел на поверхность, приводя к несчастьям на Востоке Украины и к ненависти к православию и к Москве.

Мы должны признать, что украинского единого народа не существует. Это искусственно собранный конгломерат разных традиций и идеологических направлений, создан он был не доброй волей народов, а политическими махинациями враждебно относящихся к России. И чем быстрее эта страна распадется, тем лучше будет для народов Украины.

Священник Андрей ПОСТЕРНАК, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук:

Кода речь идет о Православной Церкви, то речь не просто об общественной организации, а о Божественном становлении, которое не зависит от политических, национальных и прочих границ. Так что Церковь живет по своим законам, и нельзя сказать, что временный конфликт может расколоть или уничтожить ее.

Ни Вторая мировая война, ни недавний грузино-осетинский конфликт не привели к расколу в Церкви. И конфликт на Украине не сможет разрушить церковное единство. Те христиане, которые находятся в границах православной церкви, это единство сохранят и в России, и на Украине, и за пределами этих государств, т.к. их связывают не временные политические связи, а то, что приобщает человека к вечности, что не проходит с течением времени и не зависит от мирового сосуществования правителей. И этот конфликт завершится так или иначе, а Церковь как существовала, так и будет существовать до конца времен, так как она существует по благодати Божьей.

Игумен АГАФАНГЕЛ (БЕЛЫХ), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область):

Мое частное мнение – все-таки то, что все время пытались строить, называя "Русским миром", скорее, существовало в идеальной реальности. Что такое "Русский мир"? Это некая общность вне границ, вне государства, объединяющая людей определенной традицией. Но это хорошая идея. К сожалению, только идея. Мы видим: самые близкие друг другу народы – украинцы, белорусы, русские – не живут в некоем едином пространстве – культурном, историческом и т.д.

Но следует понимать и всю опасность такой идеи.

Прежде всего, это совершенно неевангельская связь христианства с неким национальным элементом, идентифицирующая русский мир с православием (что, несомненно, важная часть нашей истории). Но когда мы говорим о противостоянии на Украине по отношению к православной Церкви, мы забываем, что часть священников даже вполне канонических религиозных организаций на "той стороне" благословляет своих духовных чад на войну с теми, кто себя идентифицирует с "Русским миром". Я считаю, в условиях происходящего сейчас на Украине нам следует быть крайне осторожными в выражениях, в том числе, когда речь идет о названиях – "Русский мир", "Украинский мир".... Нужно стараться быть, прежде всего, христианами. Я думаю, что христианин не будет воевать за неправое дело, убивать людей, которые не делали ему зла и не нападали на его дом. Нам нужно думать, прежде всего, об этом.

Протоиерей Сергий РЫБАКОВ, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии:

Православие на Украине стало подвергаться всевозможным нападкам очень давно, еще чуть ли не во времена разделения страны между Александром Невским и Даниилом Галицким, который выбрал католическую ориентацию, надеясь противостоять татаро-монголам. И с тех пор униатство довольно четко себя проявляет.

На Украине сформировано и устойчиво существует два этно-конфессиональных образования, которые по этническому признаку одного корня – славянского, а по религиозному совершенно разных устремлений. И религиозная война сейчас обостряется, потому что люди начинают действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями. Война обостряется со стороны тех, кто изменил Христу и своей вере, своему призванию, и в силу этого они становятся людьми, подверженными демоническим влияниям, у них меняется внутреннее состояние, они начинают активно ненавидеть всех, кто против.

Конечно, православное духовенство с их точки зрения – это духовные проводники мирового зла, а самым главным представителем выступает для них Патриарх. Поэтому ожидать иного от этих сил не приходится, но противостоять им можно в первую очередь силой духовной, а потом силой, которая призвана защитить православный народ от таких посягательств.

Пусть они живут, как хотят, но нападать – это противозаконно, и преступления, которые можно трактовать как геноцид, ненависть по религиозному признаку и т.д., должны караться по законам страны или военного времени.

Протоиерей Алексий НОВИЧКОВ, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области:

Как раз будущее русского мира лично у меня не вызывает сомнений. Русский мир уже показался над гладью вод, он уже встает, и, думаю, скоро встанет во весь рост. Будущее русского мира – Царство Небесное, в этом у меня сомнений нет.

А что касается православия на Украине... Мы видим, что маятник, который был раскачан в конце 80-х – начале 90-х годов, был раскачан сознательно. Сейчас разрушение, которое он приносит, максимальное, величайшее.

Так что нам придется смириться с ситуацией, в которой оказалось сейчас православие на Украине. К сожалению, в том объеме, в котором была представлена православная Церковь на Украине, ее уже, возможно, не будет там никогда. Но это не означает, что мы проиграли. Несомненно, за этим последует возрождение православия. Так было и будет всегда. Я с оптимизмом смотрю на происходящее. Ну а то, что это происходит там именно так... Змея, которой наступили на хвост, начинает извиваться, шипеть, изрыгать последний оставшийся яд, кусать всех, до кого дотянется, но ей конец. Храни нас Бог!

Преосвященнейший ИРИНЕЙ, епископ Орский и Гайский:

Сказать: да, сейчас на Украине ведется борьба религиозная, против православных, – будет неправильно.

Этим шагом мы подставляем представителей Русской Православной Церкви, проживающих на Украине, священников Киевской митрополии Московского патриархата. Там не религиозная война. Да, в ней страдают и православные священники, разрушаются храмы и, возможно, какие-то люди воюют только по той причине, что ненавидят РПЦ, но это война не против православной веры и русской православной Церкви. Верные чада русской православной церкви есть везде.

Нельзя превращать эту войну в войну против православных людей. Тем самым мы ставим под угрозу их проживание там – на них могут оказывать давление их же собратья.

Священник Филипп ИЛЬЯШЕНКО, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент:

Я, конечно, присоединяюсь к высказыванию досточтимого отца Всеволода, и хочу от себя добавить: на мой взгляд, речь идет не о том, что именно на Украине живут православные ненавистники, которые оскверняют храмы, мучают и убивают священнослужителей... Речь идет о другом – о некой силе, я бы даже сказал, о некоем тренде мировой политики.

Человеку верующему это неудивительно – мы знаем, что православная Церковь не будет одолена вратами адовыми, но эта сила будет стремиться уничтожить Церковь. Сейчас на Украине происходит не просто проверка на прочность, но становление русского мира, православного мира, мира как единства братских народов. И я, как неравнодушный человек, как гражданин своей страны, как клирик Русской Православной Церкви, могу со всей ответственностью заявить: в этом огромная, если не определяющая роль Святейшего патриарха Кирилла.

Достаточно посмотреть, какие шаги он предпринимает в ситуации, когда большая часть его паствы разделена огнем гражданской войны. И он не реагирует на выпады, обвинения оскорбления, со стороны тех, кто хочет как-то скомпрометировать православную Церковь. А кто этого хочет? Те, кто вышли на Майдан и в священных облачениях призывали собравшихся обрушиться огнем и мечом на власть, на силы правопорядка. Это те так называемые "религиозные организации", которые пытаются сейчас сколотить свой политический капитал на трагедии собственного народа.

Алексей ГРИШИН, член Общественной палаты РФ, президент Информационно–аналитического центра "Религия и общество":

Пока непонятно, сохранится ли Украина вообще. Не растянут ли ее по своим квартирам разные страны, и не расколется ли она на 5-10 областных формирований, которые потом станут государствами. Именно от государственного и территориального деления многое будет зависеть в будущем.

Что касается нападений на храмы и собственность Украинской православной церкви Московского патриархата, то они наблюдались, как правильно сказал отец Всеволод, еще и до нынешнего конфликта. А сейчас фашисты питают особую ненависть, потому что понимают: Русская Православная Церковь – это хребет всего "Русского мира". И понятно, что они хотят этот хребет повредить, только кишка тонка. Поэтому и бесится разная погань, пользуясь своей силой, безнаказанностью измывается над некоторыми священнослужителями. Это крайне агрессивное поведение из разряда: "Юпитер, ты злишься, значит, ты не прав". Они ничего не могут сделать с русским духом и отыгрываются на отдельных людях, которые не могут оказать сопротивления.

Что касается сохранения русской идентичности, безусловно, в регионах с большим проживанием русского населения все будет сохранено. Потому что главный признак принадлежности к нации – это язык, менталитет и культура. Если это будет сохранено русскоязычным сообществом в будущей единой или разделенной Украине, то и "Русский мир" сохранится на тех же территориях.

Я украинский народ не отделяю от славянского единого мира. Нельзя противопоставлять украинский народ русскому, мы как два брата, воспитанные в соседних квартирах. По крови все одинаково с небольшими отличиями. Да, есть западенцы, но там и крови больше неславянской – румыны, венгры – вот они не только не тяготеют, но и противодействуют "Русскому миру".

И в свете последних событий перспектива "Русского мира" весьма светлая, но бороться за него все равно надо. И отрадно, что есть защитники не только в России, но и за рубежом.

Сергей ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, доктор исторических наук, профессор, декан историко-филологического факультета Православного института святого Иоанна Богослова Российского православного университета:

Все предшествующее XX столетие было столетием трагедии, разыгравшейся как раз в "Русском мире".

Новации, которые были предложены и славянскому, и русскому миру, находились в большом противоречии с традициями, на основе которых, собственно, и существовал русский, славянский, и, самое главное, православный мир.

И, к сожалению, политические, духовные, культурные силы, которые предлагали различные новации славянам Европы, стремились навязать их силой, силой сломать "Русский мир".

То, что мы наблюдаем на Украине – продолжение трагедии.

Обвинения в адрес Святейшего патриарха Кирилла, в адрес РПЦ, русских вообще, как раз и связаны с тем, что и патриарх Кирилл, и РПЦ, и русские люди хотят сейчас восстановить свое место в мире, показать всему миру, что русские заслуживают гораздо большего внимания к себе и к тем правилам, по которым они хотят и будут жить. И именно поэтому столь жестко в Западном мире воспринимаются любые попытки России, русского народа вернуть себе место, которая Россия занимала и должна занимать в мире. К сожалению, сейчас борьба и с РПЦ, и с русским народом ведется руками наших братьев-украинцев.

Правда, братьями их называем только мы. Они нас так, конечно не называют. Они называют нас врагами: из-за пропаганды, которая ведется сейчас на Украине, из-за грубейших ошибок, совершенных (в том числе и российским руководством) в отношении с Украиной и украинским народом. Но эта борьба против русских, против православия бессмысленна, потому что они борются против самих себя. Точно так же, как украинский национализм – условие уничтожения самих украинцев, борьба украинцев под руководством националистических правителей против русских – тоже борьба против самих украинцев. Недаром сейчас бытует такая горькая шутка: Америка с Россией будет бороться до последнего украинца. К сожалению, Украина сейчас – игрушка в руках недругов России.

Я уже неоднократно говорил: есть надежда, что к украинцам вернется разум, они вновь осознают, кто они и что они, и осознают, что дальше Украина может двигаться только с Россией. А остаться без России – означает уничтожение Украины и самих украинцев.

Надеюсь, что последний сценарий не будет осуществлен.

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты