поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
29 июля 2014  распечатать

Духовенство и политика: Мнения священнослужителей

Источник: Regions.ru

14 сентября в Петербурге пройдут выборы губернатора. За эту должность намерен состязаться и врио губернатора Петербурга Георгия Полтавченко.

В список его доверенных лиц вошли, в частности, лидеры религиозных общин. Полтавченко готовы поддержать председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга Равиль Панчеев, председатель Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины Марк Грубарг и настоятель буддийского храма в Санкт-Петербурге Буда Бадмаев.

Русская Православная Церковь, как известно, запретила своему духовенству заниматься политической деятельностью (и, в частности, предвыборной агитацией). В других вероисповеданиях аналогичного запрета нет. Не запрещено это и законодательно – иначе это было бы нарушением равноправия: духовенство оказалось бы фактически пораженным в правах. Законодательство России запрещает только создание политических партий на религиозной основе.

Заметим кстати, что в большинстве стран Европы и этого запрета нет – напротив, в Германии, например, христианско-демократические партии образуют одну из ведущих политических сил, а во многих странах на местных выборах серьезных успехов добиваются и партии мусульманские.

"Как вы расцениваете участие представителей исламского, иудейского и буддийского духовенства в выборах, с одной стороны, и принципиальный отказ РПЦ от подобной деятельности – с другой? Какие формы участия религиозных общин в политике кажутся вам разумными, а какие – подлежащими ограничению?" – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий РЫБАКОВ, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии:

Надо просто посмотреть на исторический контекст этого вопроса. Дело в том, что участие в выборах и в выборных органах до революции было для клириков вполне нормальным явлением. Вспомним хотя бы участие духовенства в Думе. И в постсоветское время не было никакого запрета на участие в предвыборных кампаниях. Другое дело, что эти выборы сами по себе были, мягко говоря, нецивилизованны, было много компромата и обливания грязью, поэтому и было принято мудрое решение от всего этого отказаться. Зачем нам себя выставлять в невыгодном свете? Слишком у многих кандидатов не хватало политической культуры: они после выборов начинали сводить счеты с конкурентами.

Думаю, решение о запрете имеет свои временные рамки, и по мере того как будет возрастать политическая культура, будет и возможность более активно высказывать мнение в пользу того или иного кандидата. Ведь если один из кандидатов поддерживает традиционные ценности и готов понимать чаяния и настроения православного народа, то нет ничего ужасного в том, чтобы его поддержать. Но это вопрос времени, и священноначалию видней, когда будет возможность такого участия.

Другие конфессии, может быть, более приземлено рассуждают. У нашей Церкви все-таки задача – души спасать, а на это участие в выборах не влияет: у нас цель попасть в Царство Небесное, а не устроить рай на земле. Сейчас и православные люди становятся более грамотными, среди них есть политики и бизнесмены, и этот духовный рост даст свои плоды. Так что все идет своим чередом.

Протоиерей Александр КУЗИН, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:

Ограничению подлежат те формы, на которые не распространяется благословение Святейшего Патриарха и Святейшего Синода. Я не буду подвергать сомнению их мнение. Для священства достаточно проявления социальной и общественной активности, которую им позволяет их духовный сан и положение священника и духовника.

Исторические свидетельства нам говорят, что священство сможет осуществлять и другие формы общественного служения, включая участие в выборах, участие в решении проблем руководства государством, как это было на протяжении многих веков предшествующих нашим. И это в принципе возможно, но пока существует ограничение, этого сейчас не будет. Те, кто попытается преодолеть этот запрет, окажутся сами под запретом и вне пространства благодати духа Божьего. Мы должны соблюдать церковную дисциплину.

Когда придет время, духовенство будет готово отреагировать на изменения в обществе, и это будут не самые худшие представители нашего государства, которые способны участвовать в любых формах общественной деятельности с позволения и благословления священноначалия.

Протоиерей Александр ИЛЬЯШЕНКО, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской:

Верующие – граждане своей страны. Они заинтересованы, чтобы в органах власти были надежные, порядочные люди. Желательно, верующие, знающие. Люди, которые будут исполнять свой долг и стараться принести пользу избирателям.

Мне кажется, запрет духовенству участвовать в политической деятельности связан с обстоятельствами 90-х годов. Тогда в Госдуме все было неоднозначно, происходили какие-то некрасивые "разборки". Поэтому священноначалие приняло решение в этом не участвовать. Изменить это решение может только оно само – если сочтет необходимым. А сейчас мы должны исходить из того, что сложилось исторически.

Иерей Андрей МИХАЛЕВ, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии:

Господь сказал: "Кесарю – кесарево, а Богу – Богово". Церковь не потому не участвует в политике, что хочет ограничить права священников или епископов. Если она начнет это делать, поддерживать того или иного кандидата, она потеряет свой сакральный смысл, станет светским институтом. А у Церкви иные задачи.

Да и как можно поддерживать того или иного кандидата, не зная, что он собой представляет? Не зря же сказано: "По плодам их узнаете их"...

На мой взгляд, Церковь может вмешиваться только когда тот или иной политик занимается явно разрушительной деятельностью. Вот тогда мы должны решительно сказать "нет". Святитель Филарет не боялся говорить Иоанну Грозному о его бесчинствах, вступать с ним в полемику, заступаться за свою паству. Таким и должен быть пастырь.

Если человек настоящий христианин, живет по совести, ему ничья поддержка не нужна: люди сделают правильный выбор, проголосуют за него. А священник заниматься агитацией не должен. Власть пусть занимается своими задачами, а Церковь – своими.

Священник Андрей ПОСТЕРНАК, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук:

Само решение о том, что нельзя заниматься политикой именно представителям Русской Православной Церкви, совершенно справедливо и правильно. Это связано с тем, что политическая принадлежность накладывает отпечаток на мировоззренческую позицию человека. Если священник или другое духовное лицо Русской Православной Церкви начинает заниматься политической агитацией, – он уже занимает чью-то сторону и уже противопоставляет себя другой части общества. А для священника это недопустимо. Оттого-то занятие политической деятельностью прямо противоречит духовным обязанностям священнослужителя.

Но в определенных случаях может быть сделано исключение: когда речь идет о значимых постах. Это могут быть значимые посты в госаппарате, и в таких случаях деяние может – а я бы сказал, и должно быть благословлено и разрешено священноначалием. Так что если речь идет не о предвыборной гонке, а о назначении на госдолжности, то в определенных случаях это возможно.

А Русская Православная Церковь – это часть общества, так что если Георгий Полтавченко сочтет нужным привлечь духовных лиц к решению тех или иных проблем, то это будет вполне справедливо.

Иерей Иван ВОРОБЬЕВ, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы:

Я не считаю, что участие религиозных в общин в политике это плохо. Оно не просто возможно, но и нужно, потому что за религиозными общинами стоит народ, то есть электорат.

Русская Православная Церковь до революции имела свое представительство в Госдуме и активно старалась участвовать в политической жизни. Но есть один принципиальный момент, который смущает Церковь: она призвана объединять людей, а любые выборы – это конкуренция, то есть так или иначе разъединение. С этой точки зрения если Церковь остается в стороне и не участвует в выборах или в агитации, она оставляет для людей разных политических взглядов возможность прийти к Богу и в Церковь. Кроме того, надо иметь в виду, что политическая борьба всегда сопровождается нечестными, непорядочными действиями. Еще и поэтому Церковь держится в стороне.

Так что неучастие Русской Православной Церкви вполне объяснимо и оправдано, – хотя, с другой стороны, я думаю, отдельные церковные деятели могут высказывать свое частное мнение и свои пристрастия. Не вижу в этом ничего плохого.

Зиновий КОГАН, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин:

Религия как мировоззренческая система включает в себя нравственные установки и влияет на умонастроения своих последователей, на их жизненные устремления, социальное поведение – и, наконец, на политические действия. И я здесь говорю в целом о религии, а не о религиозных организациях. И разумеется, воздействие это тем сильнее, чем глубже вера приверженцев религии. Это наблюдалось на протяжении всей истории, особенно на фоне бурных социальных потрясений.

То же самое и сегодня. Закон о свободе вероисповедания, отделив религиозные объединения от государства, предусматривает, что каждый гражданин, будь он верующий или неверующий, участвует в политической жизни и может выступать как член той или иной партии или сторонник того или иного кандидата в мэры, депутаты, а сами религиозные объединения как юридические лица не участвуют ни в политических партиях, ни в выборах. Потому что в церковь, мечеть, синагогу приходят люди разных политических групп, и перед Господом и для священнослужителя они все равны. Религиозные объединения не должны агитировать, но люди вольны себя вести так, как полагается по законам нашей Конституции.

Так что сам по себе Марк Грубарг может агитировать за Георгия Полтавченко. Я бы тоже за него агитировал, мне он нравится, и я желаю ему одержать победу на выборах и быть губернатором Санкт-Петербурга. Он любит этот город и гордится тем, что ему судьба доверила быть там губернатором, старается делать все, что только можно, чтобы наша северная столица была лучше, краше и сильнее. Он мужественный государственник и в команде у него много достойных людей. Но это я говорю просто как Зиновий Коган, и имею на это право.

Другое дело, что есть знаковые фигуры в религиозном мире. Патриарху Кириллу, например, приходится сдерживать свои эмоции и желания – он не может себе позволить действовать как частное лицо. Это потому, что Русская Православная Церковь с ее огромным нравственным авторитетом стремится объединить всех православных граждан России, и слово Патриарха точно услышат везде.

Семен ЛИВШИЦ, председатель Местной еврейской религиозной организации ортодоксального иудаизма города Орла "Центр "Шалом":

Мы все помним, как в Думу первого и второго созывов баллотировался один из священников. Его деятельность, насколько я помню, не вызывала одобрения священноначалия. Наверное, в связи с этим и было принято решение не заниматься больше политикой. Что касается иудаизма – главный раввин России на этот счет не дает нам никаких указаний. Как частному лицу никому не запрещается участвовать в выборах, поддерживать того или иного кандидата.

Я знаю Марка Грубарга – это уважаемый человек, и я не думаю, что он будет на проповеди заниматься политической пропагандой. Но вообще в каждом городе община принимает свое решение по этому вопросу, никаких указаний раввину на этот счет не поступает.

Когда в 90-х годах в Орел приезжали представители партии "Правое дело", они просили на выборах голосовать за них. Я сказал, что у меня как у избирателя есть определенные политические предпочтения, но призывать общину голосовать за какую-то конкретную партию я не стану. Больше мне ничего подобного никогда не предлагали.

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты