поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
02 июля 2014  распечатать

Отрицать репрессии глупо, дать им оценку необходимо: Мнения священнослужителей

Источник: Regions.ru

2 июля 1937 г. Политбюро ЦК ВКП(б) санкционировало отправку секретарям обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий телеграммы, в которой предлагалось всем секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учёт всех возвратившихся на родину после отбытия сроков высылки кулаков и уголовников с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки. Рассылку этой телеграммы можно считать началом того, что позже называли "Большим террором" 1937-38 гг. В эти годы по политическим мотивам было приговорено к расстрелу 681 692 человека. Вместе с умершими в это же время в ГУЛАГе, исправительно-трудовых учреждениях и тюрьмах, а также с политическими заключёнными, расстрелянными по уголовным статьям, число жертв составило около 1 млн человек.

Память о большевицких репрессиях так и не стала естественной частью исторической памяти. Поддерживать ее пытаются две силы: во-первых, Церковь (упомянем, в частности, ежегодное патриаршье богослужение на Бутовском полигоне), а во-вторых, наследники "диссидентской" интеллигенции послесоветских лет (тут нельзя не вспомнить ежегодное чтение списков казненных, проходящее на Лубянской площади). Но эти усилия почти не находят поддержки в учебных программах, информационной политике СМИ и деятельности других институций (музеев, комиссий по установке памятников и проч.; исключения редки). С другой стороны, нет недостатка в утверждениях, что никаких массовых репрессий вовсе не было или же что они были совершенно оправданы внутренней и внешней политической обстановкой и совершались на благо государства.

Добавим, что и "частная", семейная память об этих событиях ослаблена: в советские годы те, у кого кто-нибудь из родственников пострадал, чаще всего избегали об этом говорить, и их дети и внуки обычно об этом попросту не знали.

"Достаточно ли, на ваш взгляд, в России помнят о репрессиях довоенной и послевоенной эпохи? Кому и какие усилия следует предпринять, чтобы выправить этот перекос?" – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр КУЗИН, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:

Думаю, народная память более справедлива, чем эти партийные или внепартийные движения с целью поставить клеймо на позорном периоде русской истории.

Есть такие вещи, которые исторически непреложны. Сколько времени ни пройдет, но в памяти армян всего мира навсегда останется геноцид, который был устроен Ататюрком в начале ХХ века. Уж извините, но вот такого ужаса по поводу событий 1937-38 г.г. в российском менталитете нет. Люди относятся к этому с печалью, сочувствием, но не с тем ужасом, с которым относятся, например, к событиям, связанным с фашизмом.

Печальных и позорных страниц в истории России немало, как и в истории других народов. Но никто не выставляет свое грязное белье на любование врагам, поскольку это вредит нашему самосознанию, которое должно подчеркивать божий промысел о нашей культуре и истории, а не способствовать посыпанию головы пеплом до конца своей жизни. У нас много славных великих страниц, которые определяли не просто культуру отдельных народов, а судьбы мира для его спасения. И мы должны в этом утверждать самосознание, а не копанием в 1937-38 гг.

Протоиерей Андрей СПИРИДОНОВ, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве:

Проблема заключается в одном: до сих пор не дана официальная общегосударственная политическая оценка репрессиям. Да, что-то Никита Хрущев заявлял, кто-то еще из первых лиц, – но официальной оценки нет.

Фашизм был осужден благодаря Нюрнбергу, а человеконенавистническая большевистская идеология до сих пор не осуждена, ни судебно, ни политически. Отсюда и такие проблемы в оценки и памяти. До сих пор споры идут: для кого-то Сталин был благодетель, для кого-то преступник. Так как нам в таком случае сохранять память о событиях, которые до сих пор не оценены официально?

Протоиерей Александр ИЛЬЯШЕНКО, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской:

Исторически все вытекает одного из другого. У нас подчас превозносят так называемую "ленинскую гвардию", захватившую власть в стране, считают их достойными людьми. А ведь убийство царской семьи было санкционировано Троцким. Это преступление – безусловно. Сам Троцкий пострадал от Сталина? – да, но его преступление носит государственный характер. Убийство пусть бывшего, но главы государства – это враждебная русскому народу акция. Его и объявили врагом народа. Правда, не из-за этого. Троцкий считался врагом коммунистической партии, но народ – это же не коммунистическая партия. Так вот, он именно враг народа. За содеянное злодеяние он получил в полной мере. Хотя и не в 1937, а в 40-м году, но советские спецслужбы исполнили смертный приговор, который он вполне заслужил. Как и Каменев, который был первым лицом в Ленинграде и за убийство главы ленинградской ВЧК Улицкого приказал арестовать и расстрелять 700 жителей – преимущественно дворянского происхождения. За злодеяния, которые совершили эти люди, они получили по заслугам. Пусть без суда, но, по крайней мере, по справедливости.

Однако вместе с этими безусловными врагами таковыми были объявлены и невинные, вполне лояльные к советской власти, патриотически настроенные люди. Все 600 тысяч человек, расстрелянных в 37-м году, не могли быть врагами своего народа. Очевидно, что подавляющее большинство из них не были ни в чем виноваты. Пострадал один из создателей знаменитых "катюш" Андрей Костиков, легендарные конструкторы Сергей Королев и Андрей Туполев, многие другие известные люди.

Нелепо отрицать, что репрессии были, им просто нужно дать оценку. Может быть, они все преступны, – но некоторые из пострадавших все-таки получили по заслугам.

У нас нет объективной, основанной на фактах, взвешенной истории Первой Мировой войны, Февральской и Октябрьской революции и послереволюционных событий. Все эти факты затуманены идеологической дымкой, которая не позволяет непредвзято взглянуть на эти сложнейшие противоречивые явления.

Игумен АГАФАНГЕЛ (БЕЛЫХ), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область):

Не раз в разговорах на эту тему с друзьями меня посещала мысль: мало прославить новомученников, что массово произошло в 2000 году. Их подвиг мы должны еще прочувствовать сердцем, осмыслить разумом. Получается, мы сделали один шаг – прославили новомучеников, а второй – нет: мы не осудили их убийц.

Разумеется, нам не следует рассуждать о посмертной участи того или иного конкретного человека. Я не могу сказать, что Сталин горит в аду, – вно как не могу говорить о его спасении. Ясно, что Судья всем Господь Бог. Но нам следует осудить идеологию, то государственное устройство, которое вызвало массовые казни и репрессии людей, в том числе по религиозному признаку. Хотя многих верующих репрессировали как людей, принадлежащих к "старому миру", истинной причиной была их приверженность Церкви.

Я думаю, пока этого осмысления и осуждения не произойдет, – ни сам подвиг новомученников не будет воспринят нашим народом во всей полноте, ни выводов никаких мы не сделаем.

Протоиерей Сергий БАРАНОВ, секретарь Орской епархии:

Не помнить страшных моментов истории своей Родины опасно для будущего. Иначе будем эти ошибки повторять вновь и вновь, пока у нас не выработается в генетической памяти соответствующего к ним отношения.

Не нужно коверкать историю. Я иногда недоумеваю: мы боимся обидеть людей старшего поколения, которые верили в коммунизм, – и не обнародуем данные о репрессиях! А почему мы не боимся предать память тех, кто был репрессирован? Почему мы, священнослужители, помним об этих страшных годах? Потому что у нас были миллионы мучеников. Ни в одной стране мира не было столько мучеников за христианство, как в России в двадцатом столетии.

Сейчас мы боимся обидеть одних и в то же время не боимся обидеть других. Но называть вещи своими именами необходимо.

Иерей Святослав ШЕВЧЕНКО, руководитель пресс-службы Благовещенской епархии:

Мои родные – прадед и прапрадед – тоже попали в мясорубку репрессий. Они внесены в книгу памяти жертв политических репрессий Амурской области.

Прапрадед и прадед – переселенцы с Украины. По столыпинской реформе они приехали в Амурскую область, в деревню Гащенка. Эта деревня была основана переселенцами из Киевской губернии, откуда родом мои предки. И прадед, и прапрадед были кузнецами. Они считались зажиточными, "кулаками", и в 1931году были репрессированы, валили лес в лагерях. Почему кулаками? – у них было две коровы, шесть или семь голов мелкого рогатого скота, плюс куры, гуси, утки. Они выписали из Америки молотилку, которой давали пользоваться соседям. Те в благодарность приносили то мешок картошки, то пару десятков яиц. Это посчитали спекуляцией.

В 1933 году прапрадед и прадед вернулись, и их сочли неблагонадежными. Обоих расстреляли в 37-38 годах. Потом, конечно, их реабилитировали. Я делал запрос в ФСБ, чтобы получить какую-то информацию об их судьбе. Мне даже прислали часть протокола допроса.

В общем, моей семьи этот ужас коснулся, я знаю о нем от своей бабушки. Она рассказывала, что значило тогда быть детьми врагов народа.

Что можно предпринять сейчас, чтобы восстановить справедливость? Недавно на каком-то мероприятии я встретился с составителем книги памяти жертв политических репрессий Амурской области Леонидом Матвеевичем Журавлевым. Его родители также были репрессированы, и этот проект стал делом его жизни. Чтобы рассказать современникам об этой черной странице нашей истории, он ездил по сельским школам. Но Леонид Матвеевич уже пожилой человек, у него не хватает сил и здоровья этим заниматься. Так вот, мы должны как можно больше рассказывать об этом, снимать фильмы, делать сюжеты. Нам нельзя замалчивать произошедшее, нельзя вырывать эти страницы из книги своей памяти.

Священник Андрей ПОСТЕРНАК, Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук:

Абсолютно правильно замечено, что на протяжении долгого времени не было возможности эту память хранить. В советское время после "Большого террора" память о нем тщательно стиралась, и тот же Бутовский полигон стал известен совсем недавно, около 20 лет назад. Так что сохранить непрерывную традицию, как это произошло с жертвами фашистского террора, и восстановить многие вещи практически невозможно. Известно, что на Бутовском полигоне погибло 30 тысяч человек, а это капля в море по сравнению с тем, сколько погибло в результате репрессий в целом.

И даже понимание того, что надо хранить эту память, оказалось вытравлено. Люди не понимают, зачем это нужно, как это связано с современным миром. И то, что делает Церковь, сохраняя память новомучеников, тоже понятно немногим. Люди нецерковные страдания новомучеников не считают подвигом.

Одна из серьезных ошибок нашего времени состоит в том, что тоталитарный сталинский режим на государственном уровне до сих пор не получил оценки – в отличие от фашистского, который воспринимается как вещь недопустимая и уголовно наказуемая. И при сохраняющемся культе Ленина-Сталина, не осужденном на идеологическом уровне, сохранять память пострадавших от репрессий людей очень сложно.

Так что надо дать оценку событиям тех лет, чтобы у людей было четкое представление о том, что за годы это были. И не только в школьных учебниках надо говорить, но и на уровне общей пропаганды, чтобы все люди знали о тех событиях.

Священник Антоний СКРЫННИКОВ, Главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе:

На мой взгляд, эта тема совершенно недостаточно изучена и осмыслена. К сожалению, в современных учебных программах средней школы и вузов этот период проходится "вскользь", не останавливаясь на причинах и масштабах красного террора. Если мы хотим иметь будущее, мы не имеем права забывать прошлое.

Чтобы подобные трагедии не повторялись, мы должны помнить, что власть большевиков – это власть террористов и преступников, уничтожавшая лучших представителей русской нации. Мы должны так воспитать молодежь, чтобы при слове "кулак" они вспоминали не советский агитпроп, а понимали, что речь идет о честных, крепких хозяевах, которых физически уничтожили отбросы общества, – быдло, простите за выражение, взявшее в руки маузер и надевшее кожаную тужурку.

Альбир-хазрат КРГАНОВ, Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России:

Я согласен, что очень мало мы обращаем внимания на эту тему. Не только сладкие воспоминания нашего народа мы должны хранить, но и горькие. Мы должны помнить в назидание будущим поколениям – о том, как страшно убили множество невинных людей.

Сохранением памяти должны заниматься общественные организации. Знаю, что в Москве Алла Ефремовна Гербер возглавляет фонд "Холокост", она много уделяет времени тому, чтобы об этом ужасе никто не забывал. Кроме того, этому должно уделять внимание министерство культуры, поскольку образование и просвещение – это часть культуры. Мы проводим много увеселительных мероприятий, но почему-то забываем отдать дань памяти невинно убиенным людям, благодаря которым наше отечество в свое время процветало.

Кстати, после той первой телеграммы было много других. В некоторые регионы они приходили даже с конкретным числом – сколько "врагов народа" должно быть уничтожено, и регионы старались перевыполнить "план". И эти ужасные события надо помнить, чтобы завтра ни у кого не поднялась рука на подобное.

Ришат-хазрат ДАВЫДОВ, Имам Тульской области:

Да, в те годы пострадало огромное множество людей, среди которых было много верующих. В каждой второй семье были репрессированные. И мой дедушка был сослан в ГУЛАГ за то, что был просто верующим. Рушили храмы, жгли мечети, расстреливали верующих, имамов, священников.

Это страшные страницы истории. Пусть об этом не говорят публично, но у нас в мусульманских общинах на мероприятиях всегда вспоминают, что пострадали все конфессии, были уничтожены мечети, имамы, которые возглавляли духовные управления мусульман. Особенно сейчас, во время вечерней молитвы в священный месяц Рамадан, мы вспоминаем об этом часто.

Разумеется, хочется, чтобы потомки знали о страшных страницах нашей истории. Для этого школьникам надо об этом рассказывать, не скрывая правды.

Фатых-хазрат ГАРИФУЛЛИН, муфтий Тюменской области, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России:

У меня к этой теме двоякое отношение. С одной стороны молодежи нужно знать, что была такая трагедия, а с другой – пойдет ли на пользу, если мы будем лишний раз напоминать об этом? Не воспользуются ли наши недруги этими страницами трагической истории?

В моей семье это тоже особая тема: мой отец, который переехал из Татарстана в Сибирь, имел хорошее образование, открывал первые школы в нашем регионе, занимался просвещением, внес огромный вклад в развитие народа Сибири. И в 1937 году им "заинтересовались", отправили запрос в Казань, оттуда написали, что он из середняков, у семьи были лошади, поля. И этого было достаточно, чтобы его – директора школы – признали "врагом народа". Публично на линейке с моих братьев снимали пионерские галстуки и называли детьми "врага народа".

Самое главное – чтобы история не повторялась, чтобы больше не ломались судьбы лучших людей. В те времена если человек занимался активной общественной деятельностью, этого было достаточно, чтобы его посадить. И потом свою роль сыграла зависть людей, которые писали многочисленные доносы. Так что надо извлекать уроки и просить прощения у внуков и детей погибших.

Семен ЛИВШИЦ:

Многие читали "Архипелаг ГУЛаг" Солженицына. Но люди в большинстве отнеслись к описанному в этой страшной книге просто как к интересному факту.

Если говорить о репрессиях, нужно вспомнить и послевоенное "дело врачей". Ввиду незначительности опровержения их вины многие так и продолжали думать, что были врачи, которые уничтожали "цвет правительства". А у некоторых эта трагедия вообще ассоциируется только с песней Высоцкого, где есть строчки про врача-вредителя.

Это замалчивание привело также к тому, что если мы и знаем о пострадавших за веру, то по большей части о православных священнослужителях. Да, многих из них расстреляли, репрессировали, – но немало было расстреляно и раввинов. В 30-е годы изучение иврита приравнивалось чуть ли не к измене Родине. За это можно было получить 10 лет, а то и "высшую меру". И это тоже замалчивалось.

Мусульмане пострадали меньше: в исконно мусульманских республиках такого геноцида все же не было, а на остальной же территории страны мусульман проживало не так уж много.

Мне кажется, причина того, что память о большевицких репрессиях так и не стала естественной частью исторической памяти – отсутствие официального объяснения по этому поводу. Данную несправедливость, конечно же, необходимо исправить, но как? Если это будут пытаться делать только лишь представители некоторых групп общества, – скажем, РПЦ, еврейские общины, диссиденты, – мы вновь избежим широкой огласки. Казалось бы, возможностей много. К примеру, интернет – но там наверняка развернутся дискуссии с противоположным мнением. Когда я в интернете читаю, что евреи заполонили чуть ли не всю страну, – даже не пытаюсь это опровергнуть: спорить бессмысленно, каждый все равно останется при своем мнении.

Мне кажется, решать такую масштабную задачу нужно на государственном уровне. К официальным заявлениям у нас в России прислушиваются больше.

Конечно, полемика может и должна быть. В ней могут принять участие все: евреи, православные, лютеране, католики – да вообще все, кто пожелает. Это должно быть действительно широкое обсуждение, в том числе и с экранов телевизоров – и чем больше телеканалов примут участие в этом проекте, тем будет лучше. Тем больше будет откликов, и люди начнут задумываться о неприглядных сторонах жизни в Советском Союзе в довоенные и послевоенные годы.

Сергей ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, доктор исторических наук, профессор, декан историко-филологического факультета Православного института святого Иоанна Богослова Российского православного университета:

Трудно сказать, нсколько помнят в России о репрессиях. Но, конечно, нельзя забывать, что построение так называемого социалистического общества досталось нашему народу очень высокой ценой, ибо сами строители "светлого будущего" изначально, с первых дней, были настроены действовать репрессивными методами. Я напомню: понятие "красный террор" появилось намного раньше, чем "Большой террор".

К сожалению, репрессии объяснялись не какими-то изуверскими наклонностями каких-то исторических личностей. Это были вполне обоснованные, и даже узаконенные методы построения общества "великого благоденствия". Об этом нужно помнить, в первую очередь, чтобы не повторять ошибок, – чтобы ради какой-нибудь идеи, мечты снова не начать применять те же методы. К сожалению, никто не может гарантировать, что история не повторится.

Мы были свидетелями того, как ради, казалось бы, красивой мечты в разных странах мира разные социальные и политические силы и целые государства скатываются к террору. Посмотрите на нашего ближайшего соседа – Украину, где ради осуществления собственной мечты украинские националисты готовы уничтожить все вокруг. Посмотрите, как реализуется либеральная мечта: мы это могли наблюдать на примере Югославии, Афганистана, Ирака, Сирии. Да и мы, Россия, к сожалению, тоже от этого не застрахованы.

Мы, – русские, россияне, – должны обязательно помнить, какой ценой нам досталось "светлое будущее", ни в коем случае не допускать повторения этого сценария в собственной стране, и стремиться, чтобы он не был реализован в других странах.

Олег ЕФИМОВ, ответственный секретарь Межфракционной депутатской группы Государственной Думы ФС РФ в защиту христианских ценностей, Координатор Общественного совета группы:

К сожалению, сегодняшнее общество по отношению к расстрелянным и пострадавшим в ходе репрессий делится на тех, у кого в семье были расстрелянные, некоторые из которых причислены к лику святых, – и на тех, чьи предки стояли на стороне тех, кто расстреливал. Третья, нейтральная сторона и сегодня довольно равнодушна к этой теме.

Есть ли вина на потомках палачей, должны ли они что-то предпринимать, если их предки участвовали в этих злодеяниях, что они должны делать, кто несет ответственность, уделяет ли государство этому достаточно внимания? – Позиция Русской Православной Церкви по этому вопросу мне единственно близка: именно христианский подход может объединить людей. Неоднократно Святейший Патриарх и представители Церкви говорили о том, что надо засыпать этот страшный ров между теми, кто стрелял, и в кого стреляли. Потому что гражданская война, предшествующая террору 1937-38 г.г. и последующих лет, прошла через каждую семью, и часто делила ее пополам. Даже Великая Отечественная война по мере духовного и душевного возрастания менее воздействовала на людей, чем репрессии 1937-38 г.г. На войне было понятно – вот враг, и каждый работал на победу по мере сил. А вот гражданская война и последующий "красный террор" – это страшнейшие страницы в истории советской России. И как говорил писатель Алексей Ремизов: "А обвиноватить-то никого нельзя".

Посему христианская позиция очень правильная из всех точек зрения: мы не смеем судить сегодня потомков, как и выпячивать, что мы – потомки расстрелянных. Хотя я лично всегда буду помнить, что я правнук "врага народа". В моей семье расстрелянные были – по линии бабушки и среди родственников моей жены – поволжских немцев. Но перекладывать обиду на сегодняшних деятелей правящей партии или коммунистической партии, конечно же, не буду.

А буду молиться моим предкам на иконе новомучеников и исповедников Российских, и молить их о том, чтобы никогда этого страшного разделения на "белых" и "красных" не случилось в России. Я не буду искать виноватых, Бог простит. Мы перелистнем эту страницу, но помнить о ней надо, отмечать специальными уроками в современных школах в рамках преподавания истории. И главное: необходимо прекратить эту духовно опасную полемику оправдания репрессий и принижения цифр с одной стороны, а с обратной стороны – завышения цифр и хулы на родное государство. Эта игра очень опасна. Хотя суд истории ждет вождей народа, но он должен быть осмысленным, духовным и праведным во имя памяти, без выбрасывания тела из Мавзолея на растерзание. Святые новомученики российские, молите Бога о нас!

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты