Капков убивает традиционные русские театры Источник: ТК Спас 27 мая в прямом эфире программы "Вечность и время" ведущий председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин и его гости директор Русского духовного театра "Глас" Татьяна Белевич и руководитель Московского театра русской драмы Михаил Щепенко обсуждали тему "Русский традиционный театр: программа выживания".
Поводом для разговора стало бедственное положение представленных театров и отношение к проблеме департамента культуры Москвы и его руководителя Сергея Капкова.
Театры, получившие известность в Москве как представители традиционной русской культуры и заслужившие любовь зрителей, на сегодняшний день лишаются зданий. И лишаются не по своей вине, а из-за желания московских чиновников, как считают представители театральных коллективов, "монетизировать" выгодное расположение их зданий в центре столицы.
По словам директора Русского духовного театра "Глас" Татьяны Белевич, реконструкция театра продолжается уже более 15 лет, для ее ускорения труппа переехала в арендуемое помещение, где и находится уже 6 лет. Старое реконструируемое здание находится в самом центре столицы по ул. Малая Ордынка, дом 30. В одной из публикаций представители Департамента культуры утверждали, что по этому адресу сохранился только фундамент здания. Ранее протоиерей Всеволод Чаплин в комментарии для "Интерфакс-религии" обещал как член Общественной палаты добиться максимального общественного контроля за будущим этого здания. "Если оно будет отнято у театра, разрушено, продано или кому-то передано, общественный контроль за всеми процессами, происходящими по адресу: Малая Ордынка, 30/6 строение 1 обеспечим по полной программе", сказал тогда священник.
"У нашего театра в этом году юбилей нам исполняется 25 лет. И к юбилею Департамент строительства Москвы преподнес "подарок" уведомил Попечительский совет о том, что здание театра с землей выставляется на торги", говорит Татьяна Белевич.
На вопрос протоиерея Всеволода Чаплина: "Москва не бедный город. Почему за 15 лет реконструкция так и не была завершена, в чем причина?", руководитель театра "Глас" ответила: "Трудно сказать. Мы все эти годы ютимся в неприспособленном арендуемом помещении, а окончание реконструкции все время откладывается под разными предлогами то надо было гаражи подземные достроить, корректировали проект, то возникали проблемы с "пожаркой" или еще что-то. Оно и понятно центр Москвы, наверное, кому-то видится на месте театра что-то более коммерческое, более рентабельное".
Директор департамента культуры Москвы Сергей Капков убеждает руководство театра в том, что "все в порядке" и "если что, мы сообщим", однако сообщил о дальнейшем "порядке" Попечительскому совету театра не он, а директор Департамента строительства: "Вопрос по вовлечению имущества города Москвы с последующим направлением указанного объекта незавершенного строительства на инвестиционные торги вынесен на заседание Штаба Мэру Москвы С.С.Собянину", сказано в официальном ответе.
"'Закопали' 200 миллионов, а сейчас выставляют на торги", подводит горький итог Татьяна Белевич.
"Кто должен был позаботиться о судьбе театров департамент строительства, которому по понятным причинам нет дела до культуры и у которого свои строительные и деловые приоритеты, или тот кто, казалось бы, имеет прямое отношение к культуре столицы, то есть Депатрамент культуры Москвы и его руководитель Сергей Капков?", задавали и не нашли ответа на вопрос участники обсуждения.
Рассказал о похожем отношении и руководитель Московского театра русской драмы Михаил Щепенко: "17 лет назад было принято постановление Правительства Москвы о строительства второго здания театра в старом мы задыхаемся. Два года назад представители Департамента строительства заявили, что готовы, наконец, приступить к реализации этого решения. Но сменившееся в это время руководство городской культуры в лице Сергея Капкова: ответило отказом. Парадокс: строители, которых обычно нужно уговаривать, были готовы начать работы, а Департамент культуры, который должен отстаивать интересы театра, сказал "нет" без каких либо обоснований. Год назад театр пережил пожар и нашей вины в этом нет, есть соответствующее заключение, мы в это время находились на гастролях, с тех пор театр существует в крайне стесненных условиях".
"Странности отношения к нам Департамента культуры Москвы не только в этом", продолжил Михаил Щепенко. "Мы успешно проводили Международный фестиваль школьных театров "Русская драма". Девиз фестиваля "Береги честь смолоду!". Его задача пропаганда традиционных ценностей и культуры, всего того о чем говорит сегодня Президент. Фестиваль очень востребован и популярен, со всех сторон заявки, огромный конкурс. Так вот: Департамент культуры, якобы основываясь на тезисе об отсутствии у нас после пожара надлежащего помещения, отказал в его проведении. Нам было сказано найти помещение. Мы помещение нашли! Но нам все равно было отказано. Почему осталось загадкой".
Подводя итог дискуссии, отец Всеволод Чаплин сказал: "В центре Москвы становится все меньше учреждений культуры. За исключением крупных понятно, что не тронешь Московскую консерваторию, МХАТ, другие известные театры и концертные залы. Но более мелкие из центра вытесняются. И можно было бы сказать, что здесь грубые мотивы: в центре столицы безумно дорогая земля и недвижимость, многие готовы вложить в нее капиталы, нельзя исключить желание кого-то из чиновников на этом заработать. Само по себе это тоже неприятно в том числе потому, что мы привыкли, что места культуры находятся в историческом центре города. И это вопрос не только транспортной доступности, но прежде всего культурного лица Москвы, ее духовного облика. Нас, конечно, беспокоит, сохранит ли Москва свой традиционный культурный облик".
"Но есть и другая сторона вопроса, продолжил отец Всеволод. Наблюдая за действиями руководства Департамента культуры Москвы, получаешь ощущение, что проводимая им политика имеет мировоззренческую мотивацию, направленную далеко не на поддержку, а на настоящую дискриминацию учреждений традиционной русской культуры".
|