Елена Кондратьева-Сальгеро Деяния на корнях Это ведь только рыба, у которой ни кола, ни двора, гниёт
с головы. А, например, империи, как насаждения почвенные, за землю держащиеся и
вглубь врастающие, они с корней. Империй не любят, как всё большое и тяжёлое, что
подавляет сознание и откладывается там грудой неотёсанных обломков в некий
смутный и тревожный образ. Само понятие империи настолько стабильно обросло
всеобщим порицанием, как запущенный огород бурьяном, что какой эпитет к
ней ни прилепи, всё одно, выйдет
негативная коннотация. Потому что, если много раз переправленная история и
научила всех хоть чему-нибудь, за что можно смело поручиться, так только тому,
что любая империя непременно будет стремиться подмять под себя все остальные
части суши, чтобы резвиться в плескающемся между ними водном пространстве,
пуская вверх счастливые пузыри, a вниз скорлупки противников.
Поэтому, расщепление империй любыми способами на отдельные, со скрипом терпящие
друг друга государства издавна, страстно и негласно поощряется, так как идёт на
благо всем остальным империйкам, которые поменьше, а также их обломкам, которые
совсем трепетно малы. Даже давно увядшие империи, притихшие и заскромневшие,
только по необходимости ещё изредка стыдливо вспоминают своё громоздкое
прошлое. За долгие и плодоносные годы социального прогресса, они хорошо
усвоили, что каяться за содеянное их знаменитыми предками им надлежит до
скончания времён и что никакие устные репарации, поклоны и расшаркивания
никогда не смогут покрыть душевных и физических расходов потомков когда-то ими
угнетённых народов. Всё то хорошее и полезное, которое привнесли на местную
почву все эти " насильственные цивилизации ", конечно, не стоит и упоминать, чтобы не дразнить
лишний раз пострадавших и ущемлённых. После длительной и усердной пропитки мозгов идеалами
развитого французского социализма, новое "плюралистическое" общество
давно смирилось с неоспоримым теперь уже фактом, что как " всеобщее равенство " ни равняй для некоторых всё равно получится " равнее ". Кому, например, придёт сегодня в голову требовать с
нынешних татар и монгол репарации за 300 лет бессовестного ига? Или с
сегодняшних итальянцев за разгул и безобразия этой их когда-то Римской
империи? Никому не придёт, и между прочим, исключительно потому, что взять с
них сегодня (пока !) нечего. Они сегодня сами всем равны, всем должны и
живут от получки до зарплаты. Зато уж все вместе взятые европейские колонизаторы до сих
пор должны всем и каждому, имеющeму отношение к их постыдному
прошлому. Так учат в школах. В одном из сюжетов недавних новостей
показали парижских школьников, отвечающих на вопросы о позорных страницах
европейской истории работорговле. Получилось нечто вроде успешного митинга, в
стиле " Никто не забыт, ничто не забыто ", на котором пятнадцатилетние французы уверенно говорили
в объектив: " Если сегодня негры во всём мире
живут так плохо, в этом безусловно виноваты белые! "(sic) Ещё парочку: " Всякие имперские завоевания
лишали местное население его настоящих корней, навязывали свои обычаи и даже
меняли местные языки ! " возмущалась юная негритянка с
отутюженными на европейский манер и вытравленными блондинистым красителем
волосами. " Мы горды своими алжирскими
корнями и никогда от них не отречёмся! " заученно
гневно проговаривала школьница, замотанная в платок по самые плечи. Мне незамедлительно вспомнилось, как в колледж, где
учатся мои дети, вызвали родителей мальчика-португальца, поставив на вид всей
семье, что носить футболку с надписью " Португалия " во время Кубка мира по футболу не этично, по отношению
к " представителям других диаспор ". Прямо на выходе из директорского кабинета, смущённые
родители смогли не дрогнув лицезреть одноклассников их " шовинистически обработанного " сына, в футболках с надписью: " Алжир больше, чем страна –
Алжир, наша гордость! " К этим мальчикам никто
претензий не имел. Они равнее. Потому что пострадали. " После того, что пережили их
предки, им важно помнить о своих корнях ! "-заключение репортёра в вышеупомянутом информационном сюжете. Португальцам
и прочим правнукам бывших колонизаторов придётся понять, покаяться и поскорее
забыть о своих. С корнями, однако, в настоящий момент, большая
напряжёнка: чувствуется самая насущная необходимость введения точного
прейскуранта, чьим корням везде у нас дорога, а кому позор и незачёт. Два члена совета управления соц.партии Франции, Мехди
Урауи и Наима Шараи, подали в суд на одного из интереснейших (это я, чтобы не
сказать "лучших") современных философов и писателей страны, Алена
Финкелькраута. Конечно, за дискриминацию, это сейчас в Европе, из всех
дискутируемых, самое доходное "место". Он, знаете, в одном из теле-дебатов, имел неосторожность
употребить выражение " коренные французы ". Что и вызвало справедливое возмущение Мехди и Наимы, а
также целой категории воинствующей лёгкой артиллерии либерализма – такой,
знаете, лёгонькой местной интеллигенции, называемой некреативными классами
"бо-бо" "богемные буржуа". Всё те же самые, которым и
сыто, и сухо и некуда нести печеньку, разве что на мельницу словес мирового
либерализма. А повоевать во имя свободы и прогресса так хочется, что на
безрыбье и простой консерватор уже деликатес. Eсть такие
каналы, куда приглашают, вроде бы самых разноплановых деятелей, но в осторожных
пропорциях (например, пяток левых, плюс один крайне-левый, но тоже-герой VS двух "правых" и ни одного крайне правого, потому что демократия).
И начинают всем зaдавать наводящие вопросы с
очевидным ответом. Если ответ получается не очевидным, ведущие меняются в лице
и в регламенте, дают слово тем участникам дискуссии, которые пробивают именно
очевидные ответы, и эти участники, греческим хором, как интернационалом, мощно
глушат несогласных и уклоняющихся. Цель таких каналов приведение всех к
одному знаменателю, с одновременным обвинением оппонентов в той же самой цели.
Всё вместе под эгидой " независимой журналистики ". Одна независимая журналистка, недавно, с нескрываемым
отвращением так и заявила одному несогласному: " Вдумайтесь, " коренные жители ", это даже слышать противно! " О как. Вопрос, каким же образом различать " коренных " от приезжих, если сам термин
запретить к употреблению, был пригвождён ранее упомянутым, " очевидным " ответом : в подлинно прогрессивном обществе, никого не следует различать. Все должны
стать одинаковыми на безликом пространстве территорий без названий и
коллективов без отличительных черт. Вопрос, почему же, в таком случае, одни " корни " важнее других и почему следует
непременно выкоpчевать эти, чтобы насадить вон те
получил, на мой взгляд, самое знаменательное пояснение: " Мы должны платить по счетам за давние долги постыдной империи, чтобы не
допустить появления новых имперских замашек у кого бы то ни было". На вопрос, не является ли миру новой империей, например,
Евросоюз, с его идеологией " единой мысли", оcнованной на боевых укреплениях политкорректности (вспомните
Райкина!) в греческом зале, греческим хором: " Как вам не стыдно, как вам не стыдно! ". На этом аргументация закончилась и все с
возмущением разошлись. Как верно заметил один вдумчивый и наблюдательный
человек, друг Франции и России : за пoследние,
истекающие дурью 20 лет, либераствующий сектор, уже самым очевидным образом,
без всякой наводки, теряет мозги. В смысле, умы теряет своих
интеллектуалов. Потому что, как во все времена и повсюду, всякая (не только
творческая) интеллигенция чаще всего начинается с " левых " убеждений и веры в добрую суть
либерализма. И только позднее, с личным уже опытом, следует неопровержимому
постулатy Дж.Б.Шоу (это ведь его цитируют
где ни попадя, перевирая и детали, и авторство): " Кто не был коммунистом в 20 лет, у того нет сердца. Кто остаётся
коммунистом в 40, у того нет головы " (термины меняют на " либералов " и " консерваторов "). Интереснейшие философы и литераторы Франции, изначально
позиционировавшие себя в безусловно " левом " секторе, за последние 20 лет, наглотавшись на практике,
в свободном доступе, давно незапретных плодов воинствующего либерализма, кто
плавно, кто резче смещаются к центру и далее – вправо, туда, где " особо упёртые " в вечные принципы ещё держатся
за " традиционные ценности ". Ален Финкелькраут, Филипп Мюрей, Ришар Мийэ, Рено Камю, Робер Менар давно покинули
баррикады всеобщих " уравнений " и инкубаторы вселенских майданов. Лишились передовиц, эфирного времени и
эфемерных поощрений, зато сохранили репутацию не подверженных политкорректности
мыслителей. А до них, например,
Жан-Франсуа Ревель, сказавший однажды, что человек с либеральными
убежениями спокойно может работать и пробивать собственные мысли в
консервативной прессе, но никогда никогда ! пресса либеральная не допустит до публикации и намёка противоречащих ей
идей... К вопросу об империях, недавно откачивали успокаивающими
доводами одного слабонервного интеллектуала : он начитался умных книжек по
римской истории и пришёл в ужас, обнаружив, что там " всё про нас ! " Не
только коррупция (с ней, как раз,
непонятно, похоже, она всегда была такая, просто перед самым концом появилось
больше гласности и средств её выявлять). Не только всё тяжелеющая бюрократия и
самосозидание местечковых элит, устанавливающих собственные порядки во всех
концах империи и таким образом усиливающиx её
дислокацию. Не только растущие легионы наёмников и набеги Варваров по краям и
всё глубже внутрь. Даже не только всё углубляющаяся пропасть между бедными и
богатыми. Не только то, и не только это. A то и это на одном общем, легко узнаваемом фоне: нравы и ценности постепенно, неуклонно изменились. Добродетель
(virtus) поблёкла перед прелестями
удовольствий. Мужи изнежились в достатке до женоподобия. Жёны занялись более
развлечениями, нежели детьми. И сколько ни бубнила народная мудрость, де,
каковы корни, таковы и побеги, уже никому не хотелось копаться в земле своими
руками, выискивая, где гниёт. Воспитание и образование, этика и мораль отступили в тень
" хлебов и зрелищ " и когда они всё-таки пришли, эти Готы, Визиготы,
Варвары и Вандалы, уже никто толком не знал и не помнил, что же это такое от них
следует защищать... Источник:
|