Александр Щипков Назад, к Заболоцкому! Есть поговорка: "Когда пушки говорят, музы молчат". И наоборот. Если нет войны, стоит вспомнить о высоком.
В блогосфере переход от политики к эстетике происходит постепенно. Пока первенство по цитированию держит стих Иосифа Бродского "На независимость Украины". Тот самый, который издатели поэта замалчивали за вопиющую неполиткорректность. Но Бродский мне не близок, и вообще хочется забыть о политических сценариях и поговорить только о поэзии и поэтах. Статус поэта в России всё время меняется. В 90-е поэты ходили в "экспертах", их приглашали на телевидение. В Петербурге они жили в состоянии творческого хаоса, зато отливали стихи в гранитные формы, вплоть до гекзаметра. В Москве наоборот: писали как безумцы, а жили жизнью клерков. Поэт мог сказать: пять раз в неделю хожу на литературные вечера как на работу. Потом эпоха сменилась. Поэзия выплеснулась в быт. И когда одна некогда модная поэтесса оказалась кем-то вроде наркодилера, "рукопожатная публика" заявила: суд над ней это происки спецслужб. А вот другая поэтесса и поныне занимается эпигонством, превращаясь в карикатурную "АннушкуАхматову-Горенко". Её стихи сплав детскости, псевдорелигиозности, эротизма и кросс-культурности. Воистину "взбалмошная барынька, мечущаяся между будуаром и молельной". В 2000-е годы кончилось время "текста" и началось "время жеста". Жест доходчивее печатного слова и не требует владения культурным контекстом. Зазвучало ставшее сегодня привычным: "Как, вы не нарушаете табу?! Нет, это не искусство!". Но сегодня уже и жесты тонут в информационном шуме. Поэты уходят в блоги, выметают за порог "лишнюю" культурность и живут в своей литературной песочнице. На портале stihi.ru до сих пор уверены, что освободились от "ложных иерархий". Правда, качество стихов "вне иерархий" не впечатляет. Когда-то Пушкин признал очевидное: "Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать". Сегодня продаются не рукописи, а харизмы и блоггерская популярность. Поэт без блога меньше, чем поэт... Есть даже признанные творцы, не написавшие ни строчки... А ведь было время, когда поэзия владела умами, не опускаясь до идеологии. Почему? Потому что она изначально сакральна. Поэзия говорила о том же, о чём говорит религия. В какой-томомент даже казалось, что они конкурируют. Может быть, есть смысл собирать камни вернуться к героям прежних времен. И кому не нравится Бродский, того, возможно, утешат строчки Николая Заболоцкого. А это ведь это один из лучших русских поэтов ХХ века. Он чувствовал все оттенки русского менталитета, выхолощенного в советскую эпоху. И это стало одной из причин, по которой поэт был невинно осуждён. Непонятно, почему стихи Заболоцкого до сих пор не возведены в должный ранг. Ведь другие литературные "жертвы режима" получили в 90-е свой "респект" и "уважуху". Получается, реабилитация тоже не для всех? Прислушаемся к этим стихам. Вот Заболоцкий пишет о "Голубиной книге", вспоминая рассказ о "правде и кривде". То есть о справедливости. Ведь справедливость это основа, нравственный центр русской традиции.
И слышу я знакомое сказанье, Как правда кривду вызвала на бой, Как одолела кривда, и крестьяне С тех пор живут обижены судьбой. Лишь далеко на океане-море, На белом камне, посредине вод, Сияет книга в золотом уборе, Лучами упираясь в небосвод. Но семь на ней повешено печатей, И семь зверей ту книгу стерегут, И велено до той поры молчать ей, Пока печати в бездну не спадут.
А вот стихи на крымскую тему. "Воспоминания о Гурзуфе".
В Гурзуфе всю ночь голосят петухи. Здесь улица род коридора. Здесь спит парикмахер, любитель ухи, Который стрижет Черномора. Царапая кузов о камни крыльца, Здесь утром автобус гудит без конца, Таща ротозеев из Ялты. Здесь толпы лихих санаторных гуляк Несут за собой аромат кулебяк, Как будто в харчевню попал ты. Здесь две затонувшие в море скалы, К которым стремился и Плиний, Вздымают из влаги тупые углы Своих переломанных линий.
Теперь Крым снова часть нашего русского мира. И это своего рода урок. Россия не должна забывать своих героев. Ни военных, ни литературных. Источник: Аргументы и Факты
|