Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_10336.html


13 сентября 2004

Михаил Фатеев

Собор в Сибири, или попытка переворота в Католической Церкви в России

Скупые строки информационных сообщений принесли интересную новость. В поселке Соргатское Омской области с 23 по 27 августа прошел Собор духовенства Российской Католической Церкви византийского обряда, на нем было постановлено возродить Экзархат восточного обряда и избрать его временным управляющим священника Сергея Голованова.

Благодаря старосте нижегородской греко-католической общины Святого Андрея Первозванного Николаю Державину в наши руки попал итоговый протокол заседаний духовенства. Однако прежде чем мы перейдем к обсуждению результатов Собора, немного истории.

В начале ХХ века в Петербурге, а затем в Москве и других городах Российской империи появляются группы православных христиан, перешедших в католичество, но желавших сохранить свой византийский обряд. В 1917 г в Петрограде состоялся Собор Российской Греко-Католической Церкви. На нем митрополит Львовский Андрей (Шептицкий) учредил Российский Греко-Католический Экзархат, главой которого был назначен о. Леонид Федоров. Этот шаг был подтвержден Римом только спустя четыре года. К середине ХХ века Экзархат фактически прекратил свое существование. Немногочисленные русские католики восточного обряда либо эмигрировали, либо погибли в лагерях. Осталась лишь несколько сестер из легендарной "абрикосовской" общины монахинь-доминиканок, которые предпринимали несколько неудачных попыток возрождения общин восточных католиков. Однако, Ватикан, который обычно не торопится менять принятые некогда решения, по сей день в ежегодных справочниках Католической Церкви продолжает указывать формально существующий Экзархат русских католиков. Хотя напротив параграфов, призванных сообщать о количестве верных, священников и монахов стоит прочерк.

Подобная нерасторопность уже «вышла боком» католикам в России, когда обнаружилось, что Южный Сахалин по сей день в ватиканских документах именуется «Карафуто». В итоге из России в 2002 году был выдворен сибирский епископ Ежи Мазур, т.к. в его официальном титуле использовалось японское название вверенной ему территории. Более того «Префектура Карафуто» стала причиной вынесения на заседание Госдумы России вопроса об «экспансии Католической церкви на территорию нашей страны и угрозе территориальной целостности Российской Федерации». Некоторые депутаты предложили запретить на территории России деятельность католических епархий. В конце концов, в Ватикане название изменили на соответствующее исторической действительности. Но печальный опыт не учли.

Однако, к теме статьи. Несколько общин католиков восточного обряда в России все же существует. Однако подчиняются они непосредственно местным латинским епископам. В первую очередь это московская община святых апостолов Петра и Андрея в Москве, руководит ею бывший православный священник Андрей Удовенко. А так же несколько небольших общин в Сибири, где служат три россиянина, рукоположенных униатами на Украине: о.Сергей Голованов, о.Алексей Баранников и о.Андрей Зверев. Кроме того, среди клира, подчиненного митрополиту Тадеушу Кондрусевичу есть два петербургских священника, воспитанных сестрами «абрикосовской» общины, рукоположенные более 20 лет назад. Несколько латинских священников, имеющих право служить «по-восточному», живет и в других городах России. Стоит упомянуть в этом списке и еще одну московскую греко-католическую общину святого Филиппа, душепастырскую опеку над которой совершал итальянский священник Стефано Каприо. После того как он был выдворен из России, литургию в домовой церкви активиста общины Владимира Белова начал служить игумен Иннокентий Павлов.

С некоторых пор идея возрождения Экзархата «русских католиков» стала разрабатываться несколькими православными, недавно пришедшими в Католическую Церковь. Наибольшую активность движение приобрело в этом году. В январе в различных Гостевых книгах российских католических интернет-ресурсов появилось сообщение игумена Филиппа Майзерова, «настоятеля Спасо-Преображенской общины Монахов Святого Василия Великого», о начатом им «сборе информации о количестве католиков, считающих себя верными Экзархата Российской Греко-Католической Церкви», необходимых для его возрождения. Как выяснилось монашеская община состоит из двух человек, самого о.Филиппа и о.Алипия Медведева, и базируется в Италии. Эти два православных священника, некогда жили в Трифоно-Печенгегском монастыре, где сам о. Филипп был настоятелем. Однако в 1999 году Священный Синод назначил в монастырь нового наместника и прежний игумен с частью братии покинул обитель. Через некоторое время о.Филипп и о.Алипий перешли в католичество и перебрались в цистерианский монастырь в Рим.

Своеобразным ответом на сообщения игумена Филиппа стала публикация на портале «Кредо.ру» альтернативной «Декларации русских католиков византийского обряда», в которой они обратились к Апостольскому престолу с просьбой о назначении Экзарха на вдовствующую кафедру. Декларация была подписана рядом мирян, католическим священником Сергием Головановым, а так же игуменом Иннокентием (Павловым) и о.Яковом Кротовым. Пикантность ситуации добавляло то, что «Декларация» появилась в канун визита в Москву кардинала Каспера, приехавшего налаживать контакты с Московской Патриархией, что позволило православной стороне добавить еще один аргумент о «прозелитической деятельности» католиков.

Кардинал, как мог, успокоил возмущенного главу Русской Православной Церкви. «Я заверил его, что Святой Престол решительно против создания параллельных иерархических греко-католических структур в России. В России есть греко-католики, и они, разумеется, имеют право на пастырское окормление, но руководить им должны епископы латинского обряда. Это очень важно. Я также сказал местным епископам, что они должны заботиться о греко-католиках, не предоставлять их самим себе», - сказал Вальтер Каспер в интервью газете «Свет Евангелия».

В ответ на это о.Сергей Голованов вылетел в Рим и встретившись в префектом ватиканской Конгрегации восточных церквей кардиналом кардинал Игнатием Муса Даудом попросил его о возрождении Экзархата.

После этого наступило некоторое затишье. Рим взял паузу. Лишь 12 августа Конференция католических епископов Российской Федерации назначила своим представителем для католиков восточного обряда новосибирского римско-католического епископа Иосифа Верта.

Однако это не устроило нескольких активистов из числа «русских католиков», которые используя «дыры» и несогласования в Кодексе Канонического Права и Кодексе Канонического Права Восточных Церквей, регулирующих жизнь Католической Церкви, утверждают, что они подчиняются непосредственно Римскому Папе и решения латинских иерархов не имеют для них никакой силы.

Итогом противостояния стал Собор, прошедший в преддверье визита в Москву кардинала Вальтера Каспера, привезшего Патриарху Алексию II, икону Казанской Богоматери, как знак мира и дружбы.

В поселке городского типа Соргатское в помещении церкви, где служит настоятелем о.Сергей Голованов собрались еще четыре священника. Известные нам о.Филипп Майзеров и о.Алипий Медведев, и еще два бывших православных священника: о. Кирилл Миронов и о.Ростислав Колупаев. Немного о последнем священнике. Игумен Ростислав с начала 90-х годов служил в Калужской епархии. Затем в декабре 1997 году он был направлен в служить в Марокко. Однако ровно через два года был снят с должности и направлен обратно в свою епархию. В документах Священного Синода читаем: «За время своего служения игумен Ростислав проявил себя исключительно с отрицательной стороны. От общины поступали жалобы на грубость настоятеля». В 2004 году о.Ростислав перешел в католичество.

Итак, немного представив себе, происходящее прежде, посмотрим непосредственно на решения Собора духовенства Российской Католической Церкви византийского обряда.

Как уже говорилось самым важным его итогом стало решение о возрождении Экзархата для Российских Католиков византийского обряда и назначение о.Сергия Голованова исполняющим обязанности экзарха.

В своих дальнейших решениях священники обвинили латинский клир в «узурпации термина «католический», а так же «в неуважительном отношении к российско-византийским традициям». Коме этого было решено создать в Санкт–Петербурге, на основе монашеской общины, состоящей из о.Филиппа и о.Алипия, Спасо-Преображенскую Архимандрию. Всего Собором было принято 13 документов. Попавшие в руки католических иерархов они произвели эффект разорвавшейся бомбы. Скорее всего, любызаясь с патриархом на литургии в Успенском соборе, кардинал Каспер уже знал о еще одном, незапланированном прежде, подарке предстоятелю Русской Церкви, который преподнесли ему его бывшие священники.

Как говорят, история любит повторяться в виде фарса. Если первый Собор Российской Греко-Католической Церкви прошел на Невском проспекте в помещениях главного католического храма Российской империи в присутствии всего «восточного» духовенства страны и львовского униатского митрополита и латинских иерархов России, то второй собор прошел в полной тайне в далеком сибирском поселке. Характерно и еще одно. Ни один из священников-подписантов «Декларации русских католиков византийского обряда» не принял участия в Соборе. Не участвовали в нем и непосредственные подчиненные о.Сергия, рукоположенные восточно-католическими епископами россияне, Алексей Баранников и Андрей Зверев, служащие в Сибири. Не оказалось на мероприятии и духовного учителя о.Сергия - московского священника Андрея Удовенко, окормляющего московскую общину русских католиков восточного обряда. Не принял участия в мероприятии и о.Алексей Симченко из Павловского Посада, настоятель местной общины греко-католиков, единственное упоминание о которой находим на одном из сайтов РГКЦ. И что важно, под документами, авторы которых указывают на преемственность с «русскими католиками», и «абрикосовской» общиной в частности, не поставили подписи живущие в России священники связанные непосредственно с монахинями-доминиканками восточного обряда.

Развитие событий таково. Опубликованные в Интернете по горячим следам сообщения о Соборе, буквально через сутки были удалены. Причем не только с сайта Российской Греко-Католической Церкви, но и с сайта Центра «Православная энциклопедия». В свою очередь новоиспеченный Протопресвитер был срочно вызван к своему латинскому епископу. Насколько нам стало известно, Представительство святого Престола в России уже предпринимает некие шаги, какие конкретно – пока можно только предполагать.

Вероятнее всего, все существующие в России греко-католические общины будут официально подчинены местным латинским иерархам. Совершенно невероятной представляется нам возможность согласия римской курии с решениями Собора, которые весьма похожи на шантаж. Впрочем, возможен и еще один вариант. Российские католические священники и общины восточного обряда будут подчинены «визитатору» из Рима. Подобно тому, как это произошло в Белоруссии. Здесь с 1994 года опеку над греко-католическими общинами, по поручению Конгрегации по делам Восточных Церквей, осуществляет поляк Ян Сергиуш Гаек. На данный момент на родине Брестской унии насчитывается лишь 14 приходов, 6 священников и около 3000 прихожан. Перспектива российских Греко-католических общин, думается, не будет более радужной. При любом раскладе.

РЕКЛАМА