поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
27 декабря 2013  распечатать

Вахтанг Кипшидзе

Крещение младенцев неотделимо от веры крестных

Вопрос крещения детей, родившихся в результате использования "суррогатного материнства, вызвал острую дискуссию как среди церковных, так и нецерковных людей. Виноваты ли младенцы в том, что их родители были неразборчивы в средствах произведения их на свет?

Документ "О крещении младенцев, родившихся при помощи "суррогатной матери", одобренный Священным Синодом, не делает различия между младенцами, рожденными естественным образом и посредством репродуктивных технологий. Дети ни в коем случае не несут ответственности за то, что их родители нарушили церковное установление. Установление, которое, кстати, нацелено не на то, чтобы лишить родителей отцовства и материнства. Его смысл показать, что вынашивать ребенка для других за деньги нравственно недопустимо, разрушительно для целостности семейных отношений. Счастье не покупается за деньги, младенец – не предмет коммерческого договора. Кстати, многие страны Западной Европы запретили "суррогатное материнство", руководствуясь именно тем, что экономически несостоятельные женщины станут поставщиками детей для тех, кто готов за это заплатить. И покупать, и продавать детей одинаково плохо.

В то время как Русская Православная Церковь считает эту репродуктивную технологию морально недопустимой, в Германии, например, можно за обращение к ней получить срок до трех лет тюремного заключения. Запрещено "суррогатное материнство" и во Франции. Так что в ряде европейских стран разговору со священником о крещении ребенка будет предшествовать общение его родителей со следователем.

Неудивительно, что в Германии законы, защищающие права эмбрионов, столь определенны. Еще живо в памяти представление о нацистских опытах в области манипуляция с "человеческим биоматериалом", которые неожиданным образом получают новую жизнь в наши дни.

Человеческое достоинство женщины и функции биоинкубатора, которые она выполняет как "суррогатная мать", несовместимы. Не говоря уже о том, что ребенок вместо обыкновенных родителей получает три биологических объекта, поучаствовавших в его рождении в разной мере. Социальные и психологические последствия этого невозможно предсказать. Наука, между прочим, не стоит на месте, недавно появились сведения о том, что можно из двух женских половых клеток создать одну более здоровую и использовать ее для "производства детей".

Позиция Русской Православной Церкви по "суррогатному материнству" известна давно, она прописана в Основах социальной позиции Русской Православной Церкви. Этот основополагающий документ, был принят Архиерейским собором и является руководством к действию. Эта позиция решением Синода подтверждается.

К сожалению, скандальность проблемы с отказом крестить "суррогатных детей" связана с недостаточным пониманием смысла этого Таинства. Вернемся в первые века христианства и обнаружим, что младенцев стали крестить далеко не сразу. Ведь крещение это не магический ритуал, а духовный выбор, реализация свободы человека. Когда крестят маленького этот выбор за него временно делают взрослые, крестные, обещая воспитывать в православной вере. Но как можно говорить о том, что родители или восприемники берут на себя такое обязательство, если они сознательно или неосознанно пошли на использование не благословляемой Церковью технологии?

Поэтому Священный Синод постановил сделать условием крещения "суррогатных младенцев" покаяние родителей. Церковь считает, что если родитель называет себя православным и принес крестить дитя, он не может игнорировать то, что думает Церковь про "суррогатное материнство". Поэтому Синод призывает раскаяться в грехе и крестить ребенка в мире со своей совестью и с церковными канонами. Ведь если бы Церковь крестила "суррогатных детей" автоматически, это значило бы публичное признание допустимости такой технологии. Кроме того, условия носят не абсолютный характер, они отменяются в случае угрозы жизни младенца или достижения ребенком сознательного возраста.

Понимая и оправдывая желание родителей иметь детей, Церковь призывает помнить, что путь к счастью не может лежать через унижение человеческого достоинства, через превращение нуждающихся женщин и нерожденных детей в объекты биологических экспериментов.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Вахтанг Кипшидзе

ИЕРАРХИЯ
НОВОСТИ

22.01.2017

Всероссийская православная премия имени святого Александра Невского будет вручена в 13-й раз

21.01.2017

РЕК призвал главного раввина Москвы разрешить конфликт в еврейской общине

Морские пехотинцы Балтфлота на свои деньги построят храм-памятник

Российским космонавтам передали икону с частицей святых мощей

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла народному артисту РСФСР М.И. Ножкину с 80-летием

Участию Церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом будет посвящено мероприятие в рамках Рождественских чтений

Представители разных конфессий обменяются опытом консультирования женщин, находящихся в кризисной ситуации

Открыт сбор средств на работу церковной адаптационной квартиры в Москве для ресоциализации наркозависимых

/ все новости /
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

22.01.2017

Радонеж:
Ультралиберализм – такая же тоталитарная идеология, как выросший из социал-демократии большевизм или выросший из европейского национализма фашизм

20.01.2017

Аргументы и факты:
Леонид Поляков
О пользе общественного несогласия
Доктор философских наук Леонид Поляков в колонке для АиФ.ru рассуждает о сути актуального спора вокруг передачи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге в ведение РПЦ.

РИА Новости :
Ольга Липич
Духовник доктора Лизы: кажется, что она уехала в очередную командировку

19.01.2017

МК Санкт-Петербург:
Александр Щипков
Исаакий – иголка в сердце

Известия:
Владимир Легойда
Без противоречий в определении
Общественный деятель Владимир Легойда – об аргументации тех, кто возражает против передачи верующим Исаакиевского собора

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты