Светлана Галанинская "Пространство неба размыкать, рисуя с чистого холста..." В этом году
прошел 15-й по счету фестиваль содружества поющих рок-поэтов "Даждь".
А на днях прошла презентация сборника "Глава 15: "Ткань",
выпущенного по следам этого события.
Фестивальный
сборник одной из старейших московских музыкальных формаций Содружества поющих
рок-поэтов "Даждь" получился подчеркнуто концептуальным.
15-й
по счету фестиваль обрел вечную прописку под бело-голубой обложкой диска и
превратился в 15-ю "главу". А мог бы стать и "томом" в
соответствии с гребенщиковской (и не только) традицией.
У
диска короткое название "Ткань", и это не случайная ассоциация, а
продуманная алллюзия. Составитель концертника и основатель
"Даждь-содружества" Дмитрий Студеный взял для концепции альбома образ
Божьей ткани из работы философа Ивана Ильина "Поющее сердце. Книга тихих
созерцаний".
У
Ильина сказано: "Мир от Господа так устроен, что мы все одна сплошная
ткань. Все друг к другу приникли, все друг друга держим и друг другом держимся.
Если одному плохо, то всем нехорошо, а люди этого не разумеют: глупы,
близоруки... Все мы нити в ткани Божией; и пока живем на земле, дано нам эту
ткань беречь и крепить."
Образ
действительно работает. Композиции сборника тесно "переплетены"
между собой на уровне аллюзий, сквозных тем и
музыкальных влияний. При прослушивании возникает ощущение немного не стройного,
но внутренне согласного хора.
Почти
в каждой песне присутствует мотив тоски какой-то "львиной боли" в
вольном поэтическом переводе Алексея Вдовина из группы "НедРа". Это
от невозможности людей соединиться с Богом и друг с другом. "Мы в секунды теряем друг друга и потом
ищем тысячи лет," поет о том же
самом группа "Ч.Ч.". Ощущение потерянного рая, разрушенных привязанностей,
испорченности и тленности мира сего вот что стоит за этой тоской.
Константин
Золотарев поет об этом так:
"Забросали путь тернистый, заслонили дверь к простору, чтобы люди
его не знали" ("Праотец"). А вот в "Перезагрузке " Алексея Воронина
лирический герой по-детски пересказывает слушателю свой "удивительный и
сладостный сон". Сон об обновленном мире, в котором "снята паутина
интернета" и поэтому доступна радость живого общения чистых душ. Как тут
не вспомнить "Сон смешного человека" Достоевского.
О
том же самом "Парафин" Сергея Дмитриева. Характерно, что здесь
герой сравнивает себя с ядовитым нефтяным парафином, а не с податливым
ароматным воском в Божьих руках, как это неоднократно делалось в святоотеческой
литературе. Случайна ли такая подмена?
Рай, о котором неизменно повествуется в минорной
тональности, всегда далек и недоступен. Его отголоски в том числе и в
первозданной красоте природы, по которой, как по матери, тоскует измученный человек. Об этом
"Рай" и "Голуби" Павла Федосова, "Новогодняя"
Алексея Вдовина, "Остров" группы "Лепота". Это идиллический
мир. Даже снег, березы, берег моря и птицы оказываются ближе к Богу, чем
заблудившийся человек.
|
Сквозная
тема холодной беспощадной зимы вплетена в "Ткань" тоже не случайно.
Человек тоскует по Солнцу, которое, как известно, является символом Христа
("Здравствуй, Солнце!" группы "Ч.Ч."). А еще по Рождеству
и Пасхе во время постов ("Рождество" Юрия Боярченко" и
"Перезимовали" Игоря Лазарева). Эта жажда Света достигает апогея в
прекрасной "Веснянке" Юлии Тузовой и "Бело-сини" Дмитрия
Студеного. Вообще у лидера "Даждь"-группы очень яркая, хотя и немного
сумбурная хлебниковская цветная образность, а также совершенно отчетливый, хотя
в целом и не характерный для этой пластинки драйв. У Димы Студеного уже "идет бессмертная
весна" в то время как большинство участников альбома, кажется, боятся
думать об этом. Пожалуй, "Бело-синь" единственная вещь на альбоме,
к которой действительно применимо слово "рок".
Зато
стопроцентно хитовая "Веснянка" Юлии Тузовой выделяется своим светлым
настроем и красивой запоминающейся мелодией. Юлия удачно использует простые символические образы,
избегая при этом соблазна прямой дидактики и злоупотребления такими лексическими
маркерами как "рай", "ад", "благодать",
"грех", "нимб", коими обильно засеяны тексты сборника.
"Зима, уходи, мы не твои дети!"
в исполнении Тузовой это звучит как истинное напоминание о Лете
Господнем.
Вообще
надо сказать, что композиции женской части "Даждь"-содружества
наиболее профессиональны в музыкальном отношении. Поражает прекрасный вокал
Юлии Лепе (группа "Лепота") в песне "Остров", а ее
филигранная мелодия сразу напоминает о творчестве Натальи Марковой. Лирический
сюжет и своеобразная вокальная манера Марии Фроловской (композиция "Дорога
домой" группы "Травы ветра") явно отсылают слушателя к
творчеству Рады и "Терновника". Как обычно, радует Юлия Теуникова
("Пускай течет"), хотя на сборнике представлена композиция, по
которой трудно объективно судить об
уникальном диапазоне это талантливейшего музыканта.
В
целом, если судить по 15-й главе музыкальной летописи,
"Даждь"-содружество стремится продолжать традицию
"разговорного" рока в диапазоне от Боба Дилана до Бориса
Гребенщикова. Жаль только, что время от времени эта стилистика срывается в
область советской бардовской песни. Ну, а кто из отечественных рок-мэтров этим
не грешил? Ощутимо и влияние русского фольклора. Правда, благодаря
коллективному желанию "держаться корней" у некоторых музыкантов лица
слишком общее выраженье но и этот вопрос, как показывает история, обычно
снимается дальнейшей творческой эволюцией. Еще хотелось бы отметить одну
странную закономерность. С одной стороны, на сборнике нет ни одной
по-настоящему социально значимой песни. С другой стороны ни одной внятной
песни о любви.
Выходит,
права была Маша Фроловская, когда спела: "Ты узнаешь своих по слишком
взрослым глазам, по слишком твердому "да", по слишком горькому
"нет"..."
А
ведь сказано: "Будьте, как дети..." И еще: "Всегда
радуйтесь!"
Источник:
|