Михаил Тюренков Александр Дворкин: "Самая опасная секта та, в которую попали ваши близкие" Источник: Тема
экспансии тоталитарных сект в Россию сегодня ничуть не менее актуальна, чем в
90-е годы. Например, на прошлой неделе поступила информация о задержании Жанны
Цареградской, главы секты "Рожана", за немалые деньги кустарно
проводившей "роды на дому" с риском для жизни женщин и младенцев. В
то же время другие деструктивные религиозные движения, несмотря на судебные
решения, продолжают чувствовать себя в нашей стране весьма вольготно.
"Культура" встретилась с автором книги
"Сектоведение", профессором Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета, председателем Экспертного совета по проведению
государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ
Александром ДВОРКИНЫМ.
Изменилась ли ситуация с тоталитарными сектами за последнее
десятилетие?
Лично я в последнее время даю даже больше интервью на эту
тему, чем 10-15 лет назад. Однако в общем информационном потоке, который за
последние годы возрос многократно, проблема опасности тоталитарных сект тонет.
Хотя сама она не стала менее острой.
Конечно, ситуация по сравнению с 90-ми несколько изменилась.
Для неподготовленного взгляда тоталитарные секты стали менее заметны. Но это
только потому, что сектанты у большинства ассоциируются исключительно с
"уличными приставалами". Число последних действительно уменьшилось
лишь изредка на улицах мы можем столкнуться со "Свидетелями Иеговы",
еще реже с кришнаитами или сайентологами. Но это совсем не значит, что самих
сект и сектантов стало меньше. Просто они перешли к новым формам вербовки, в
первую очередь через интернет-форумы и социальные сети.
Сам термин "секта" достаточно широк, но именно Вы
его уточнили, введя понятие "тоталитарные секты". Устоялось ли оно?
Да, я впервые употребил этот термин 20 лет назад, в марте
1993 года, не думая, что прежде им никто не пользовался. Видимо, столь же
очевидным он показался не только мне, поэтому его стали очень широко
употреблять наряду с понятием "деструктивные секты" (подчеркивающим
разрушительное воздействие, которое эти организации оказывают на общество).
Вообще сегодня из-за распространения так называемой
"политкорректности" стало очень сложно пользоваться теми или иными
терминами. Поэтому "тоталитарные секты" зачастую заменяют
словосочетанием "новые религиозные движения", хотя сегодня и его
стали обвинять в недостаточной корректности: мол, "новые" это
обидное слово. В итоге самым последним достижением в области либерального
словотворчества стало понятие "религиозные меньшинства" (по аналогии
с сексуальными).
Какие секты в сегодняшней России наиболее активны и
деструктивны?
Для каждого из нас наиболее опасная секта та, в которую
попали близкие нам люди. Самые активные и распространенные в масштабах нашей
страны это неопятидесятническое движение, количество его адептов в России
превысило 300 тысяч человек. Замечу, что неопятидесятники особенно опасны своей
политической активностью, их лидер Сергей Ряховский входит в Общественную
палату РФ и в президентский Совет по взаимодействию с религиозными
объединениями.
Получается, в России существует широкое деструктивное
сектантское движение, сумевшее поставить себя на один уровень с традиционными
религиозными организациями?
Точнее, активно пытающееся это сделать. Российский
объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников), который
возглавляет упомянутый Ряховский, это структура, лоббирующая интересы
разрозненных неопятидесятнических организаций, прибывших в нашу страну с Запада
в конце 80-х годов прошлого века. А само неопятидесятническое движение возникло
лишь в конце 70-х. Как однажды заметил один мой коллега-сектовед немецкий
протестантский пастор Томас Гандоу, неопятидесятничество это оккультная секта,
прикрывающаяся лишь несколькими христианскими терминами.
В чем заключается основная опасность этого движения для
нашего общества? Как и другие тоталитарные секты, они претендуют на имущество
адептов?
Если вы лишились машины или квартиры это еще полбеды. Куда
важнее психическое здоровье. Достаточно взглянуть на то, что творится в ходе
любого неопятидесятнического собрания, как эти люди бьются в конвульсиях, падая
на пол и утрачивая членораздельную речь, как они часами хохочут или вообще
впадают в каталептический транс, чтобы понять, насколько пребывание в этой
секте опасно для человеческой психики.
Какие еще тоталитарные секты стоит выделить на общероссийском
уровне?
Из зарубежных это кришнаиты, сайентологи, мормоны и
"Свидетели Иеговы", а из отечественных сейчас на первое место,
возможно, выдвинулись "анастасийцы".
Те самые "Звенящие кедры России" Владимира Пузакова
-Мегре, рекламой которых сейчас увешаны вагоны московского метро?
Да. Эта секта построена по концентрическому принципу и включает
в себя как непосредственных адептов, так и просто людей, увлеченных книгами
Пузакова-Мегре и составляющих почву для вербовки "анастасийцев".
Вообще, это успешный коммерческий проект их основателя: сначала он продавал по
баснословной цене всевозможные изделия из кедра, якобы обладающие некими
чудодейственными свойствами, теперь же призвал своих адептов продавать квартиры
и переселяться из городов, в связи с чем начал активно торговать землей.
Кажется, это очень похоже на то, что еще в 90-е годы делал бывший
милиционер Виссарион?
Именно так, "анастасийцы" сейчас являются главными
конкурентами Виссариона. Приток адептов у последнего практически прекратился,
поскольку Пузаков-Мегре и его последователи работают в той же социальной нише,
только более активно. Кстати, по той же причине в последние годы в России стало
заметно меньше разнообразия среди псевдохристианских сект их подменило более
успешное неопятидесятническое движение.
Вы упомянули "Свидетелей Иеговы", самых
распространенных "уличных приставал". Изменился ли формат их работы?
Это вторая по численности в России тоталитарная секта после
неопятидесятников. Иеговисты, как и прежде, ходят по улицам и квартирам,
раскладывают свои воззвания по почтовым ящикам. Хотя и к интернет-формату
вербовки в последние годы они также приспособились.
Известно, что иеговистов неоднократно, что называется,
спускали с лестницы за их навязчивые призывы "поговорить о Боге".
Это им только выгодно показать, какие они светлые мученики
в своем противостоянии миру, тонущему во зле.
А они по-прежнему заставляют своих адептов давать расписку о
запрете переливания им крови?
Да, запрет остается в силе, и по-прежнему по всему миру
фиксируются случаи, когда иеговисты из-за этого погибают. В том числе и их
дети, поскольку "Свидетели Иеговы" в этом своем суеверии не делают
исключения ни для кого.
Но если об иеговистах известно достаточно много, то
сайентологов многие считают чуть ли не научной организацией. В чем их
опасность?
Для начала стоит сказать, что эта организация, по мнению
многих экспертов, имеющая тесную связь с ЦРУ, активно занимается сбором
информации во многих странах мира. В своей основе сайентологи достаточно
эффективная разведслужба, а потому на определенном этапе американские
спецслужбы, видимо, решили, что было бы полезно использовать ее ресурс. В нашей
стране порядка 20 сайентологических организаций, зарегистрированных под самыми
разными названиями. Есть "Сайентологическая церковь", которая, с
одной стороны, требует, чтобы ее признали религиозной организацией, а с другой,
заманивая новых адептов, настаивает на том, что можно оставаться православным
или мусульманином и при этом быть сайентологом. Есть "Центр
дианетики", позиционирующий себя психолого-философской организацией,
"Нарконон", якобы борющийся против наркомании, но все это
структуры, занимающиеся вербовкой в единую сайентологическую систему.
Мой опыт показывает, что люди, попавшие в эту секту, остаются
там, пока у них не заканчивается одно из двух: либо деньги (сайентология один
из наиболее успешных коммерческих культов, ее основателю Рону Хаббарду
приписывают изречение: "Хочешь заработать миллион придумай свою
религию"), либо психическое здоровье. А очень часто кончается и то, и
другое. Кстати, в сайентологической среде очень распространено
"антипсихиатрическое" движение, а потому, если у сайентолога
начинаются проблемы с психикой (а это, по наблюдениям, происходит весьма
часто), то они обычно боятся обращаться за помощью к врачу.
Но если все настолько серьезно, то почему, на Ваш взгляд,
наши спецслужбы, которые довольно активно борются с исламским и политическим
экстремизмом, так мало уделяют внимания этой проблеме?
Это очень сложный процесс. Так, например, невозможно открыть
уголовное дело, пока нет пострадавших. Но пока человек находится в секте, он
себя пострадавшим не признает. Если же проводить серьезную операцию с
внедрением в секты, то усилий это потребует очень больших, а результат будет
куда менее очевидным, чем перехват какой-нибудь группы бомбистов.
А как вообще сегодня осуществляется антисектантская
деятельность?
В основном на добровольной основе. Так, например, в сентябре
мы провели первый в России международный правозащитный молодежный
антисектантский форум. В его ходе мы отрабатывали приемы противодействия
сектантской вербовке, в том числе в формате ролевой игры, где в качестве
"сектантов" выступали мои студенты из Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета. Участники этого слета учились различать вербовщиков
тоталитарных сект, правильно строить с ними диалог и в том случае, если имеет
место нарушение закона, грамотно составить заявление в полицию.
Что, помимо теоретических исследований, Вы и Ваши ученики
смогли реально сделать в плане противостояния тоталитарным сектам?
За 20 лет нашей деятельности мы, как минимум, изменили
общественное мнение. Названия ключевых сект у людей давно на слуху, и это очень
затрудняет сектантам возможность вербовки новых адептов. Кроме того, повысился
уровень информированности местных властей в вопросе, с какими религиозными
организациями им стоит сотрудничать, а с какими нет. Ну и наконец, нам
удалось добиться возбуждения уголовных дел по деятельности целого ряда
тоталитарных сект, а некоторые из них даже закрыть. С другой стороны, мы не
раз помогали журналистам, на которых сектанты подавали в суд (а это их
излюбленный метод самопиара), выиграть дела.
Дайте совет людям, впервые столкнувшимся с сектантами. Как
определить, кто предлагает тебе "поговорить о Боге" проповедник
традиционной религиозной организации или адепт тоталитарной секты?
Очень просто. Если вам предлагают сразу очень много и
бесплатно, то необходимо задуматься. Если от вас требуют принять решение прямо
здесь и сейчас, потому что "потом будет поздно", то это явно что-то
недобросовестное, вам просто не хотят предоставить всю полноту информации.
Любой же миссионер традиционной конфессии прежде всего даст вам время
ознакомиться с предоставленной информацией и принять ее разумом и сердцем. Если
же вы, прежде чем прийти в секту, начнете собирать о ней объективную
информацию, то возможность вашего в нее вступления сведется к нулю.
|