Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_102220.html


07 сентября 2013

Арсений Загуляев

Глава ОВЦС Церкви Молдовы о законе в поддержку гомосексуалистов: Евангелие важнее Европы

Источник: http://www.nsad.ru/articles/glava-ovcs-cerkvi-moldovy-cerkov-i-politiki-posle-prinyatiya-zakona-v-po Нескучный сад

7 сентября начинается визит в Молдову Святейшего Патриарха Кирилла. Несколько месяцев назад Церковь в этой стране заявила, что готова не допускать к причастию политиков, поддержавших "закон о равенстве шансов" для представителей сексуальных меньшинств. Каково положение сейчас, рассказывает председатель ОВЦС Православной Церкви Молдовы митрофорный протоиерей Геннадий Цуркану.

Со 2 августа по 21 сентября в Молдове проходит ежегодный покаянный крестный ход, в котором принимает участие митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир.

– В июне Синод Православной Церкви Молдовы выступил с заявлением о возможности отлучения от Таинств политиков, проголосовавших за "закон о не дискриминации". Что можно сказать о последствиях этого шага сейчас? Каковы результаты? Снято отлучение или сохраняется? Есть ли срок запрещения преступать к таинствам? И какова перспектива, если политики е покаются, что будет потом?

– Декларация Синода от 21 июня 2013 года говорит, что лица, которые "явно притесняют церковь", сами себя извергают из ее лона. Нечто подобное говорил св. патриарх Тихон в послании 1918 года. Но ни св. Тихон, ни наш Синод не называли конкретных имен или партий. Не было сказано, что Синод запрещает им доступ к Таинствам, но было сказано, что "эти лица лишают себя доступа к принятию Таинства Причастия".

А вечером того же дня Митрополия специально пояснила: "уточняем, что члены Синода лишь обратили внимание высшей власти страны на канонические меры, которые могли бы последовать, но ни в коем случае не приняли решение об отлучении кого бы то ни было от лона Православной Церкви".

И все же один результат можно считать очевидным:

Политики поняли, что они интригуют не в вакууме. Они поняли, что смотреть надо не только на чиновников Евросоюза. Они поняли, что молдавский народ – хозяин своей страны, и что Молдова это не есть нечто инертное, подобное безгласному мешку, который тянут в разные стороны геополитические богатыри.

– Что можно сказать о положении Церкви, оно стало лучше, хуже?

– Для Церкви важнее всего быть в мире со своим Господом. Если мы будем жить и учить по слову Христа, то критика со стороны даже самых популярных телеканалов и политиков не будет для нас болезненной.

Дальше нам важно быть в мире со своей совестью.

И, наконец, нам важно быть в мире и единстве с нашим народом. Неужели непонятно, что если спорные вопросы вынести на референдум, то молдавский народ поддержит позиции именно Церкви в этом вопросе?

– Есть ли народная поддержка отлучения? Отклики? Демонстрации?

– Не всегда нужно подсчитывать количество пикетов и плакатов, чтобы понять мнение людей. Любой молдавский священник в любом городе и селе расскажет вам о том, как люди говорят слова поддержки, причем не только в храме, но и встречая нас на улицах и в домах.

Мы живем в народе, мы вслушиваемся в наш народ и слышим то большинство, которое не ходит на демонстрации и которое не может участвовать в парламентских дискуссиях. Что ж – если народу, нашим виноградарям и чабанам нет доступа в парламент и правительство, он может сказать свое слово через Церковь, голосом Церкви.

– Парламентарии грозили в ответ применить к Церкви налоговые санкции? Что произошло с этой инициативой?

– Для начала пусть эти парламентарии наведут справки в любимом ими Евросоюзе – мыслимы ли там налоговые санкции против местных церквей, тем более в ответ на участие Церкви в общенациональных дискуссиях. Ну представьте себе реакцию европейцев, если посланцы из какой-нибудь страны им докладывают: "Мы готовы к интеграции с вами. Ваши рекомендации исполнены. Все противники нашего проекта арестованы. Демократия торжествует!".

– С кем из политиков запланированы встречи у Святейшего Патриарха? Планируется ли обсуждать этот закон?

– Полагаю, что Патриарх прежде всего спросит мнение человека, который возглавляет Православную Церковь в Молдове – митрополита Владимира.

Если митрополит Владимир сочтет желательным вступление Патриарха в нашу внутринациональную дискуссию по этому вопросу, то в ответ на такую просьбу Патриарх Московский может затронуть тему молдавских законов. В любом случае Патриарх Кирилл будет отстаивать не "русскую" точку зрения, а христианскую.

Предполагаются встречи Святейшего с президентом Молдовы Николаем Тимофти, премьер-министром Юрием Лянкэ, а также с главой приднестровской администрации Евгением Шевчуком. Для Церкви Молдовы как части Русской Церкви не имеет значения граница, проходящая по Днестру.

– Примет ли Патриарх Кирилл участие в крестном ходе, который проходит по Молдове со 2 августа? В СМИ его часто называют "покаянным", что это означает? Этот крестный ход проводится только в этом году или он ежегодный?

– Программа патриаршего визита не предусматривает его вхождение в крестный ход. Но ничто не мешает участникам нашего крестного хода придти на встречу к своему Патриарху.

Название "покаянный" этот традиционный летний Ход носит уже много лет. Тут вполне библейская логика: наши победы и поражения зависят от нашего Господа, а точнее – от Его отношения к нам. Если Бог с нами – кто против нас? Но Бог приближается к нам лишь в ответ на наше покаяние. Поэтому борьбу за перемену взглядов наших оппонентов мы начинаем с борьбы за духовные перемены в нас самих.

– Говорилось, что осенью, возможно, будет созвано собрание с участием духовенства и мирян для обсуждения инициатив правительства в отношении сексуальных меньшинств, образования, семейной политики. Есть ли какие-либо подробности, будет ли такой собор, когда, идет ли к нему подготовка?

– Позиция Церкви в нравственных вопросах определяется не собраниями, а Евангелием. Наши ценности не являются секретом. Всему миру и уже 20 веков известны наши убеждения: благословение Божие – это дети, моногамная семья, ответственный союз мужчины и женщин, а стяжательство, лицемерие и блуд – это грехи. Кстати, в контексте сегодняшних дискуссий эти три греха как-то очевидно переплетаются между собой: апология блуда политиками идет из-за их лицемерного желания понравиться западным спонсорам и центрам и не лишиться их грантов.

– А почему вы считаете это лицемерием?

– Греческое слово ипо-крисис означает "под-судность". Человек отдает себя под суд других людей и тем самым отдает им право на внешнюю оценку себя, лишая такого права свою собственную совесть. Он назначает себе "внешних управляющих". Лицемерие это нарушение цельности человека, его честности и его независимости. Поэтому Церковь считает лицемерие грехом.

– Какова реакция европейских структур на инициативу Православной Церкви Молдовы?

– Мы хотели бы, чтобы европейские структуры реагировали не просто на позицию Церкви Молдовы, но на целостную позицию всей нашей страны. Надеюсь, что эта позиция будет выработана с участием Церкви до начала октябрьского евросаммита в Вильнюсе. А что касается позиции Церкви... Знаете, есть два слова, которые начинаются с одних и тех же букв. Евангелие и Европа. Как вы думаете, на что должна оглядываться Церковь? Впрочем, решающее слово остается за наукой. Как только ученые докажут, что в древнейших рукописях Нового Завета написано не "мужчины на мужчинах делают срам" (Римл 1,27), а "геи на геях делают почетное дело" – нам придется менять свои убеждения. А пока позвольте нам быть верными тому Евангелию, которое читал св. Стефан Великий.

РЕКЛАМА