Арсений Загуляев Глава ОВЦС Церкви Молдовы о законе в поддержку гомосексуалистов: Евангелие важнее Европы Источник: Нескучный сад 7 сентября
начинается визит в Молдову Святейшего Патриарха Кирилла. Несколько месяцев
назад Церковь в этой стране заявила, что готова не допускать к причастию
политиков, поддержавших "закон о равенстве шансов" для представителей
сексуальных меньшинств. Каково положение сейчас, рассказывает председатель ОВЦС
Православной Церкви Молдовы митрофорный протоиерей Геннадий Цуркану.
Со 2 августа по 21 сентября в Молдове проходит ежегодный
покаянный крестный ход, в котором принимает участие митрополит Кишиневский и всея
Молдовы Владимир.
В июне Синод Православной Церкви Молдовы выступил с
заявлением о возможности отлучения от Таинств политиков, проголосовавших за
"закон о не дискриминации". Что можно сказать о последствиях этого
шага сейчас? Каковы результаты? Снято отлучение или сохраняется? Есть ли срок
запрещения преступать к таинствам? И какова перспектива, если политики е
покаются, что будет потом?
Декларация Синода от 21 июня 2013 года говорит, что лица,
которые "явно притесняют церковь", сами себя извергают из ее лона.
Нечто подобное говорил св. патриарх Тихон в послании 1918 года. Но ни св.
Тихон, ни наш Синод не называли конкретных имен или партий. Не было сказано,
что Синод запрещает им доступ к Таинствам, но было сказано, что "эти лица
лишают себя доступа к принятию Таинства Причастия".
А вечером того же дня Митрополия специально пояснила:
"уточняем, что члены Синода лишь обратили внимание высшей власти страны на
канонические меры, которые могли бы последовать, но ни в коем случае не приняли
решение об отлучении кого бы то ни было от лона Православной Церкви".
И все же один результат можно считать очевидным:
Политики поняли, что они интригуют не в вакууме. Они поняли,
что смотреть надо не только на чиновников Евросоюза. Они поняли, что молдавский
народ хозяин своей страны, и что Молдова это не есть нечто инертное, подобное
безгласному мешку, который тянут в разные стороны геополитические богатыри.
Что можно сказать о положении Церкви, оно стало лучше, хуже?
Для Церкви важнее всего быть в мире со своим Господом. Если
мы будем жить и учить по слову Христа, то критика со стороны даже самых
популярных телеканалов и политиков не будет для нас болезненной.
Дальше нам важно быть в мире со своей совестью.
И, наконец, нам важно быть в мире и единстве с нашим народом.
Неужели непонятно, что если спорные вопросы вынести на референдум, то
молдавский народ поддержит позиции именно Церкви в этом вопросе?
Есть ли народная поддержка отлучения? Отклики? Демонстрации?
Не всегда нужно подсчитывать количество пикетов и плакатов,
чтобы понять мнение людей. Любой молдавский священник в любом городе и селе
расскажет вам о том, как люди говорят слова поддержки, причем не только в
храме, но и встречая нас на улицах и в домах.
Мы живем в народе, мы вслушиваемся в наш народ и слышим то
большинство, которое не ходит на демонстрации и которое не может участвовать в
парламентских дискуссиях. Что ж если народу, нашим виноградарям и чабанам нет
доступа в парламент и правительство, он может сказать свое слово через Церковь,
голосом Церкви.
Парламентарии грозили в ответ применить к Церкви налоговые
санкции? Что произошло с этой инициативой?
Для начала пусть эти парламентарии наведут справки в любимом
ими Евросоюзе мыслимы ли там налоговые санкции против местных церквей, тем
более в ответ на участие Церкви в общенациональных дискуссиях. Ну представьте
себе реакцию европейцев, если посланцы из какой-нибудь страны им докладывают:
"Мы готовы к интеграции с вами. Ваши рекомендации исполнены. Все
противники нашего проекта арестованы. Демократия торжествует!".
С кем из политиков запланированы встречи у Святейшего
Патриарха? Планируется ли обсуждать этот закон?
Полагаю, что Патриарх прежде всего спросит мнение человека,
который возглавляет Православную Церковь в Молдове митрополита Владимира.
Если митрополит Владимир сочтет желательным вступление
Патриарха в нашу внутринациональную дискуссию по этому вопросу, то в ответ на
такую просьбу Патриарх Московский может затронуть тему молдавских законов. В
любом случае Патриарх Кирилл будет отстаивать не "русскую" точку
зрения, а христианскую.
Предполагаются встречи Святейшего с президентом Молдовы
Николаем Тимофти, премьер-министром Юрием Лянкэ, а также с главой
приднестровской администрации Евгением Шевчуком. Для Церкви Молдовы как части
Русской Церкви не имеет значения граница, проходящая по Днестру.
Примет ли Патриарх Кирилл участие в крестном ходе, который
проходит по Молдове со 2 августа? В СМИ его часто называют
"покаянным", что это означает? Этот крестный ход проводится только в
этом году или он ежегодный?
Программа патриаршего визита не предусматривает его вхождение
в крестный ход. Но ничто не мешает участникам нашего крестного хода придти на
встречу к своему Патриарху.
Название "покаянный" этот традиционный летний Ход
носит уже много лет. Тут вполне библейская логика: наши победы и поражения
зависят от нашего Господа, а точнее от Его отношения к нам. Если Бог с нами
кто против нас? Но Бог приближается к нам лишь в ответ на наше покаяние.
Поэтому борьбу за перемену взглядов наших оппонентов мы начинаем с борьбы за
духовные перемены в нас самих.
Говорилось, что осенью, возможно, будет созвано собрание с
участием духовенства и мирян для обсуждения инициатив правительства в отношении
сексуальных меньшинств, образования, семейной политики. Есть ли какие-либо
подробности, будет ли такой собор, когда, идет ли к нему подготовка?
Позиция Церкви в нравственных вопросах определяется не
собраниями, а Евангелием. Наши ценности не являются секретом. Всему миру и уже
20 веков известны наши убеждения: благословение Божие это дети, моногамная
семья, ответственный союз мужчины и женщин, а стяжательство, лицемерие и блуд
это грехи. Кстати, в контексте сегодняшних дискуссий эти три греха как-то
очевидно переплетаются между собой: апология блуда политиками идет из-за их
лицемерного желания понравиться западным спонсорам и центрам и не лишиться их
грантов.
А почему вы считаете это лицемерием?
Греческое слово ипо-крисис означает "под-судность".
Человек отдает себя под суд других людей и тем самым отдает им право на внешнюю
оценку себя, лишая такого права свою собственную совесть. Он назначает себе
"внешних управляющих". Лицемерие это нарушение цельности человека, его
честности и его независимости. Поэтому Церковь считает лицемерие грехом.
Какова реакция европейских структур на инициативу
Православной Церкви Молдовы?
Мы хотели бы, чтобы европейские структуры реагировали не
просто на позицию Церкви Молдовы, но на целостную позицию всей нашей страны.
Надеюсь, что эта позиция будет выработана с участием Церкви до начала
октябрьского евросаммита в Вильнюсе. А что касается позиции Церкви... Знаете,
есть два слова, которые начинаются с одних и тех же букв. Евангелие и Европа.
Как вы думаете, на что должна оглядываться Церковь? Впрочем, решающее слово
остается за наукой. Как только ученые докажут, что в древнейших рукописях
Нового Завета написано не "мужчины на мужчинах делают срам" (Римл
1,27), а "геи на геях делают почетное дело" нам придется менять
свои убеждения. А пока позвольте нам быть верными тому Евангелию, которое читал
св. Стефан Великий.
|