поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
01 сентября 2013  распечатать

Александр Щипков

Пять ответов на критику "ПЕРЕЛОМА". От левого консерватизма к социал-традиционализму

Предварительные замечания

21 мая 2013 года в Москве в музее Вернадского читателю был представлен Сборник статей о справедливости традиции "Перелом", авторами которого стали историк Михаил Тюренков, философ Сергей Черняховский, литературный критик Евгений Белжеларский, художник и писатель Максим Кантор, политолог Виталий Третьяков, публицист Игорь Потапов, и политолог Александр Щипков. Люди разных взглядов, но их объединяет чувство близости и неизбежности перемен. Авторы "Перелома" собрались вместе, чтобы запечатлеть общественный сдвиг, который происходит на наших глазах. Речь идёт о новом срастании воедино понятий Справедливость и Традиция в сознании российского общества, о синтезе консерватизма и левых идей, который политологи уже успели окрестить "историческим парадоксом".

Портал Религаре публикует ответ на критику "Перелома", которая поступает с самых разных политических сторон и из самых разных мировоззренческих лагерей. Ответ состоит из пяти частей, которые мы намерены публиковать каждое воскресение в течение сентября в следующем порядке:





ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ


Приступая к ответу на критику Сборника статей о справедливости традиции "ПЕРЕЛОМ", мы осознавали все те трудности, которые сами для себя создали. Мы заняли позицию не в какой-то части политического спектра, но несколько в стороне от известных и официально признанных политических "трендов".

Но такой шаг был необходим. Ведь само понятие "политика" в сегодняшней России стремительно теряет смысл. За политику постоянно выдается дурной спектакль, разыгрываемый тандемом власти и оппозиции. Чтобы уйти от этого, необходимо обновить политическую повестку дня и политический словарь.

Так, например, "либерализм" и "державность" в сегодняшней России – ложная альтернатива, от которой надо срочно отходить, если мы не хотим упустить страну. Ведь на деле мы имеем либеральный экономический курс, прикрытый державной риторикой.

Мы должны говорить по-другому и о другом. Прежде всего – о сочетании двух главных ценностей – справедливости и традиции. Почему именно о них? Вот простой пример: народ против роста тарифов ЖКХ и осуждает поступок Pussy Riot. То есть ценит справедливость и нравственность. Казалось бы, всё просто. Но объединение этих двух понятий не согласуется с привычной для многих экспертов разметкой политического поля.

Поэтому мы понимали, что, заговорив на данную тему, окажемся не между двух, а как минимум между трех огней и соберём на свою голову все возможные шишки.

Во-первых, от либералов – поскольку не разделяем социал-дарвинистскую мораль и догмы рыночного фундаментализма, определяющие на сегодняшний день российский политический мейнстрим.

Во-вторых, от левых троцкистско-ленинско-сталинского толка. Поскольку хоть и выступаем за демонтаж инфраструктуры глобальной экономики на территории России, но осуждаем аморализм и репрессивность коммунистического общества. Как, впрочем, и постулаты "трансгуманизма", разрушающие семью, государство и христианские ценности. Кстати, ответственность за это разрушение лежит не только на неолиберальной евробюрократии, но и на европейских социал-демократах – фарисеях эпохи постмодерна и политкорректности.

Наконец, мы неизбежно должны получить порцию критики "правой" части консерваторов, поскольку наша цель – поиск точки сборки традиции и её самовоспроизводство, а не собирание тех или иных образцов исторического антиквариата.

Концепция социал-традиционализма (ранее мы использовали термин – "левый консерватизм") может показаться несколько эклектичной, но эклектика это кажущаяся. Скорее она (эклектика) присуща ныне действующему политическому словарю, с которым всё время приходится сталкиваться в информационном поле. Вот, например, расхожий штамп: "свобода лучше, чем несвобода". Но чья это свобода и от кого? От налоговой полиции? Амнистия капиталов и судебный произвол – тоже свобода. Но не куплена ли свобода одного человека ценой свободы другого?

Сегодня многие привычные понятия утрачивают смысл, отсюда и языковые странности, ощущение "смеси французского с нижегородским". Но мы уверены в том, что эпоха политических симуляций, псевдооопозиционности, псевдодержавности, псевдогражданственности, "ребрендингов" и "апгрейдов" проходит. Что придет новый язык, более простой и ясный. Не скрывающий, а обнажающий смыслы. Метод "технологии вместо политики" уже не действует. Придется принимать реальные решения.

Предварительно хотим поблагодарить за интересную дискуссию всех наших оппонентов, и в первую очередь Елену Жосул ("Перелом как витальный диагноз"), Лидию Андрусенко ("О "Переломе" и либералах") и Виталия Уткина ("О "Левом консерватизме" Александра Щипкова (Контртезисы на тезисы статьи "Левый консерватизм")") за непростые, но очень полезные вопросы. На их текстах мы подробно в наших ответах.

Хочется поблагодарить и других критиков, откликнувшихся на сборник "ПЕРЕЛОМ" не менее искренними текстами. Розу Горн – за чуткость по отношению к авторским голосам и точное переложение наших позиций ("В России витает предчувствие перемен. Вышел новый сборник "Вехи"). Нинель Исмаилову – опять же за чуткость и неравнодушное отношение к судьбе русской интеллигенции ("Перелом в сознании"). Дмитрия Володихина за искреннюю симпатию и внимательное и серьезное отношение к традиции "Вех" (О сборнике "Перелом" и перспективе веховидных сборников вообще). Владимира Шевченко – за моральную поддержку и ценные указания на необходимость более тщательной дефиниции понятий "традиция" и "социализм" (Пособие по кризису либерализма (Рецензия на сборник "Перелом").

Нам было одинаково приятно отвечать и нашим единомышленникам и нашим оппонентам. Наша цель – донести до общества те мысли, которые сегодня изгнаны из политического обихода и попали под негласные табу. Но мы не обещали ответить сходу на все вопросы. К тому же подача универсальных рецептов, изобретение идейной панацеи часто приводит к обольщению и самоослеплению. По нашему мнению, любая идея, возведенная в степень фетиша и поднятая над евангельскими истинами, есть один из видов идолопоклонства. Здесь нам, надеюсь, удастся соблюсти необходимое чувство меры.

Не следует понимать наш ответ и как коллективное высказывание всех авторов "ПЕРЕЛОМА". Нас многое объединяет, но у нас нет показного единодушия. Общность направления мысли еще не есть единомыслие. Она гораздо продуктивнее. Надеемся быть верными этому принципу и впредь.

Источник: 

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Александр Щипков

сюжеты:

"Перелом". Сборник статей о справедливости традиции

персоналии:

Елена Жосул

Игумен Виталий (Уткин)

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты